Закпалата рассматривает проект о проведении референдума по принятию Конституции в новой редакции

Источник: Законодательная палата Олий Мажлиса

Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 9 марта рассматривает законопроект о проведении референдума по принятию Конституции Узбекистана в новой редакции (ранее речь шла о поправках). Об этом пишет «Газета.uz».

Председатель Комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам (один из двух комитетов, ответственных за процесс), депутат Жахонгир Ширинов заявил, что число статей в Конституции увеличивается с нынешних 128 до 155, норм — с 275 до 434.

По его словам, 65% текста основного закона обновляется «на основе предложений нашего народа», поэтому название документа предложено изменить с «внесения изменений и дополнений в Конституцию» на «Конституцию в новой редакции».

Он перечислил ряд предлагаемых изменений. В частности, новая Конституция призвана изменить принцип «государство — общество — человек» на «человек — общество — государство», то есть «поставить интересы человека превыше всего».

Кроме того, Узбекистан объявляется социальным государством. Эта статья останется неизменной в будущем. Нормы социальных обязательств государства увеличиваются почти в три раза. В частности, социально нуждающиеся категории граждан будут обеспечиваться жильём, минимальный размер заработной платы — определяться с учётом обеспечения достойного проживания человека, будут закреплены права граждан на получение гарантированного объёма медицинской помощи и другое.

В Конституции определяется право молодёжи обучаться в вузах за счёт государства на основе гранта, то есть возможность получения высшего образования за счёт государства «гарантирована талантливой молодёжи». Это означает, что на государственные гранты в высшем образовании «всегда будут выделяться квоты, и эта процедура никогда не будет отменена», сказал Жахонгир Ширинов.

Кроме того, число сенаторов планируется сократить с 100 до 65.

Сегодня хокимы одновременно занимают должности председателей кенгашей народных депутатов. Разделение полномочий председателя кенгаша и хокима в Ташкенте и областях начнётся с 2024 года (по результатам выборов в местные кенгаши), а в районах и городах — с 1 января 2026 года.

Более того, вводится «демократическая норма» о том, что одно и то же лицо не может быть избрано (назначено) на определённую должность более двух сроков подряд. Речь идёт о следующих должностях:

  • спикер Законодательной палаты;
  • председатель Сената;
  • президент Узбекистана (в соответствии с действующей Конституцией);
  • председатель кенагаша народных депутатов области, района, города;
  • хоким;
  • председатель и заместитель председателя Верховного суда;
  • председатель и заместитель председателя Высшего совета судей;
  • председатель Центральной избирательной комиссии;
  • генеральный прокурор.

Неясности в законодательстве, возникающие при взаимодействии человека с государственными органами, будут толковаться в пользу человека.

«Например, в налоговом законодательстве имеются противоречащие друг другу нормы. Естественно, налоговый орган хочет интерпретировать такое несоответствие в пользу государства, а гражданин — в свою пользу. Эта гарантия, заложенная в Конституции, ставит точку в таком споре и строго определяет, что несоответствия будут разрешаться в пользу человека, а не государства», — заявил он.

Депутат назвал ряд других изменений и по итогам своего выступления заявил, что считает целесообразным принятие решения о проведении референдума.

Планируется, что если закон будет одобрен Законодательной палатой, то он должен быть рассмотрен Сенатом в течение 60 дней. В случае если верхняя палата не примет решение об одобрении или отклонении закона в течение 60 дней, предусматривается, что нижняя палата сама направит закон президенту для подписания и обнародования.

Ещё несколько депутатов одобрили законопроект и призвали остальных проголосовать за проведение референдума о Конституции в новой редакции. Спикер сообщил, что ещё около 10 депутатов (помимо 5 руководителей фракций) изъявили желание выступить касательно документа.

Согласно закону о референдуме, он может проводиться в течение не менее полутора месяцев после объявления палатами Олий Мажлиса даты референдума.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.