Свобода религии ограничивается лишь свободами граждан
Комитет по делам религий Узбекистана распространил опровержение по материалу «Доклад о свободе вероисповедания в мире 2013 – Узбекистан», который был опубликован ранее Госдепартаментом США.
Комитет отмечает, что согласно законодательству, осуществление свободы исповедовать религию или иные убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод других граждан.
Согласно законодательству ограничений регистрации религиозных организаций по времени и количеству не существуют. Так, например, на сегодняшний день в Республике Узбекистан проводят свою деятельность уже 2236 религиозных организаций 16 различных религиозных конфессий. Кроме того, есть устные заявления некоторых руководителей конфессий о желании создать новые религиозные организации в различных регионах страны.
Комитет обращает внимание на то, что такое же положение дел и с изготовлением, ввозом и распространением материалов религиозного содержания. В этот процесс были введены новшества в плане упорядочения данной сферы деятельности — в январе месяце 2014 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания».
Вместе с разрешениями видов деятельности в данной сфере, указан и перечень материалов религиозного содержания, которые не допускаются к ввозу, изготовлению и распространению на территории Республики Узбекистан, а именно в целях:
— дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, по иным обстоятельствам или дискредитации продукции других лиц;
— призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
— пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
— распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду;
— призыва к изменению вероисповедания;
— оскорбления или унижения религиозных чувств верующих;
— призыва к неисполнению своих конституционных обязанностей гражданами;
— призыва к посягательствам на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций;
— пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
— побуждения к совершению действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
В течении 2013 года в Республике Узбекистан было произведено 138 и ввезено 3373 наименований религиозных материалов тысячными тиражами. Эта цифра касается только мусульманской тематики.
Что же касается немусульманской, в частности, христианской литературы, то уместно отметить, на сегодняшний день большим объемом такой деятельности занимается межконфессиональное Библейское общество Узбекистана, которое в 2013 году презентовало 4 наименования религиозной литературы, изданной в Узбекистане, а также импортировало более 5000 экземпляров одних только книг «Библия».
Также в пресс-релизе отмечается, что многое перечисленное в докладе потеряло смысл по сроку давности. Например, на сегодняшний день вопросы, связанные с верующими религиозной организации «Свидетели Иеговы» уже неактуальны.
В 2013 году и за истекший период 2014 года в Комитете по делам религий были проведены ряд встреч с представителями Европейской ассоциации «Свидетели Иеговы», а также с ответственными представителями церкви по Узбекистану. Во время встреч обсуждались вопросы, связанные с деятельностью представителей данной религиозной организации.
Изучение деятельности «Свидетели Иеговы» позволяет сделать выводы, что проводимые встречи, а также разъяснительная работа среди верующих дают свои положительные результаты, т.к. количество нарушений со стороны представителей данной религиозной организации заметно уменьшились.
Утверждение об улучшении положения было также озвучено самими руководителями Европейской ассоциации «Свидетели Иеговы» в устной (во время ежегодного совещания БДИПЧ стран-участниц ОБСЕ в Варшаве в конце сентября 2013 года) и в письменной форме (письма были направлены в ООН, ЕС, ОБСЕ и т.д.).
Другое дело обстоит с незарегистрированными общинами, принадлежащими к т.н. «Совету церквей евангельских христиан баптистов». Несмотря на организованные с большим трудом встречи с представителями данного религиозного направления (они по своей сути очень скрытные и не идут на переговоры), какие-либо продвижения в законное русло не наблюдается.
Вопрос остается открытым, т.к. любые попытки прекращения их нелегальной деятельности законным путем упирается на их неприязнь и вмешательство их руководящих органов за границей.
Кроме того, сейчас актуален вопрос о паломничествах. Так, кроме мусульманских паломничеств в Саудовскую Аравию (кстати сказать, более 11 тысяч в год), отправкой паломников занимаются и другие религиозные конфессии. Так, например, в Ташкентской епархии Русской православной церкви создан отдел паломничества, который занимается организацией и проведением поездок в святые места в России, Израиля и Греции – заключает Комитет по делам религий.
Комментарии