Изнасилование воспитанниц детдома в Ургенче. Реакции
Заведующая семейным детским домом №1 в Ургенче Хорезмской области в течение 10 месяцев предположительно принуждала трёх несовершеннолетних воспитанниц вступать в половую связь с начальником областного управления юстиции и главой районного отдела по чрезвычайным ситуациям.
В сентябре суд первой инстанции приговорил заведующую детским домом к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы по пункту «а» части 3 статьи 135 (торговля людьми, совершенная в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего 18 лет), пунктом «г» части 2 статьи 167 (хищение путём присвоения или растраты путём злоупотребления должностным положением) и части 1 статьи 209 (должностной подлог) Уголовного кодекса Узбекистана.
Начальники управления юстиции и управления по чрезвычайным ситуациям были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 128 (половое сношение или удовлетворение половой потребности в противоестественной форме с лицом, заведомо для виновного не достигшим 16 лет) и старой редакцией статьи 128−1 (вступление в половую связь с лицом в возрасте от 16 до 18 лет путём предоставления ему материальных ценностей либо имущественной выгоды) Уголовного кодекса.
Они получили наказание в виде ограничения свободы сроком 1 год и 6 месяцев. Им запрещено выходить из дома с 22:00 до 6:00, а также менять место жительства без согласования с органами пробации и покидать пределы своего региона проживания.
В декабре 2022 года суд апелляционной инстанции оставил приговор без изменений.
Как на случай отреагировали в государственных ведомствах
В Министерстве юстиции сообщили, что несмотря на требование соблюдения этических норм и нетерпимость в системе министерства к любым действиям, которые могут нанести ущерб репутации государственного служащего, возможности контроля за соблюдением этих правил каждым из тысяч сотрудников в нерабочее время ограничен.
«Нас глубоко потрясли действия главы областного управления министерства, о которых говорилось в новостях, которые не соответствуют ни законам, ни этике, ни ценностям. Он был освобождён от должности, как только мы узнали об этом преступном деянии. В отношении него был вынесен соответствующий приговор суда, и он привлечён к уголовной ответственности», — говорится в сообщении.
Министерство по чрезвычайным ситуациям также подтвердило, что бывшему начальнику отдела по чрезвычайным ситуациям Янгиарыкского района Хорезмской области был вынесен приговор «по делу о связи с несовершеннолетней воспитанницей детского дома». «В прошлом году в период следственных мероприятий этот сотрудник был уволен с занимаемой должности. Его дальнейшей судьбой занимались уполномоченные органы», — говорится в сообщении.
Дело рассматривалось в закрытом режиме
Верховный суд заявил, что не получал кассационной жалобы или протеста на решение суда о половой связи чиновников с девочками.
Ещё 6 сентября 2022 года суд по уголовным делам Хивинского района Хорезмской области под председательством Дилмурода Атамуратова вынес приговор заведующей семейным детдомом №1 Ургенча Юлдуз Худайбергеновой, бывшему начальнику управления юстиции Хорезмской области Айбеку Машарипову и бывшему начальнику Янгиарыкского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Анвару Курязову. Однако общественности о деле не было известно в течение почти семи месяцев, пока об этом не сообщил проект против насилия Nemolchi.uz.
В пресс-службе Верховного суда «Газете.uz» сообщили, что дело рассматривалось в суде в закрытом режиме, из-за чего детали процесса не могут быть разглашены. Тем не менее, данные о деле обнаружились на сайте Верховного суда. Имена подсудимых также обнаружили и опубликовали популярные блогеры.
Реакции
Детский омбудсман Узбекистана Алия Юнусова заявила, что изучает ситуацию с изнасилованием трёх воспитанниц семейного детского дома.
Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева заявила, что «необходим твёрдый и бескомпромиссный ответ государства и общества на столь гнусные преступления, совершённые в отношении несовершеннолетних».
«Вот почему крайне важно, что серьёзно ужесточается наказание за эту категорию преступлений в законе, направленном на защиту женщин и детей от насилия», — написала она.
Заведующая сектором по коммуникациям и информационной политике Исполнительного аппарата Администрации президента Саида Мирзиёева написала, что данная ситуация указывает на наличие серьёзных проблем в законодательстве страны и на то, что «имеющимися пробелами пользуются недобросовестные лица».
«Крайне тревожно, что среди участников преступления есть и представители правового ведомства. Прошу Генеральную прокуратуру обратить особое внимание на данную ситуацию, досконально изучить её и дать правовую оценку», — подчеркнула она.
Саида Мирзиёева отметила, что необходимо пересмотреть и усовершенствовать действующее законодательство, «закрыть различные лазейки», ускорить принятие закона о противодействии насилию в семье.
Должностные лица знали о ситуации
Основательница проекта против насилия Nemolchi.uz Ирина Матвиенко сообщила, что ещё в начале февраля на заседании рабочей группы по разработке поправок об усилении защиты женщин и детей от насилия в Сенате рассказала о ситуации в семейном детском доме №1.
«Озвучиваю этот кейс в Сенате на заседании рабочей группы в начале февраля. В зале сидят сенаторы, представители Минюста, Верховного суда и других инстанций. Послушали, погрузились в шок, ничего не сделали», — сообщила активистка.
Ирина Матвиенко со ссылкой на материалы уголовного дела, которое суд рассматривал в закрытом режиме, сообщила, что в изнасиловании девочек, длившемся месяцами, могли участвовать минимум ещё три человека. Однако суд не рассматривал их в качестве обвиняемых — они проходили как свидетели.
Генпрокуратура признала, что приговор по делу об изнасиловании воспитанниц детдома был мягким.
«Сексуальное насилие является серьёзным нарушением прав детей»
Глава представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Узбекистане Мунир Мамедзаде выразил глубокую обеспокоенность сообщениями о сексуальной эксплуатации должностными лицами девочек в детском доме семейного типа в Ургенче Хорезмской области при покровительстве заведующей детдомом.
«Сексуальное насилие является серьёзным нарушением прав детей и имеет долгосрочные и разрушительные последствия для физического и психологического благополучия детей. Мы должны усилить законодательство и политику, чтобы лучше защищать девочек и мальчиков от всех форм насилия и не допустить безнаказанности виновных», — заявил он.
«[ЮНИСЕФ призывает] соответствующие структуры рассмотреть все предложенные изменения в Уголовный кодекс Республики Узбекистан по усилению защиты детей от сексуального насилия и эксплуатации, которые были разработаны Межведомственной рабочей группой при Сенате, в работе которой ЮНИСЕФ принимал активное участие», — отметил Мунир Мамедзаде.
«Противодействие сексуальному насилию и сексуальной эксплуатации детей должно быть приоритетом, и дети, оставшиеся без родительской опеки, должны быть обеспечены качественной альтернативной формой семейной опеки, за которой должен осуществляться качественный мониторинг квалифицированными социальными работниками», — подчеркнул глава представительства ЮНИСЕФ.
«В этой связи мы предлагаем передать ответственность за эту сферу структурам, отвечающим за оказание социальных услуг, чтобы данной категорией детей занимались только обученные специалисты», — отметил он.
ЮНИСЕФ выразил готовность предоставить поддержку правительству Узбекистана «в совершенствовании доступа к правосудию, к услугам здравоохранения, образования и социальной защиты с учётом возрастных и гендерных особенностей, чтобы помочь восстановлению детей и подростков, переживших насилие, а также в разработке и внедрении национальных превентивных программ и изменению социальных норм, не осуждающих насилие».
«Мы привержены оказанию помощи соответствующим структурам в усилении услуг по поддержке семей для предотвращения необоснованных случаев разлучения детей со своими семьями и улучшении качества альтернативной опеки, в частности, профессиональной фостерной опеки», — добавил Мунир Мамедзаде.
Да здравствует наш суд, самый подкупаемый в мире. Насильникам , считай, вообще ничего не дали. Как такое могло произойти? Тут не только пересмотр приговора, тут и против судьи нужно открыть уголовное дело.