Американские санкции не препятствуют заключению государственных контрактов в Сербии
В конце 2021 года Соединенные Штаты ввели санкции против сербских компаний, а также предполагаемых преступников, однако с тех пор их бизнес с сербским государством оценивается более чем в 36 миллионов евро.
Спустя недели, после того как Александр Вулин, директор сербской разведки попал под санкции американского правительства, а расследование или обвинения выдвинутых против него со стороны Управлением по контролю за иностранными активами США (OFAC) так и не состоялось — Вулин подозревается в причастности к организованной преступности, наркоторговле, злоупотреблению служебным положением и продвижении российских интересов.
Это не удивительно, говорят некоторые наблюдатели, поскольку правительство Сербии при президенте Александре Вучиче по-прежнему сотрудничает со многими компаниями и частными лицами, против которых OFAC ввело санкции почти два года назад.
С декабря 2021 года, когда среди прочих, OFAC внесло в черный список Милана Радоичича, Звонко Веселиновича и Радуле Стевича, а их компании, которые также попали под санкции, по прежнему были вовлечены в сделки с государственными органами Сербии на сумму 36,3 миллиона евро.
Буквально в прошлом году компания Inkop, — собственность Радоичича, Веселиновича и его брата Веселиновича Зарко — по отношению к которой OFAC ввело санкции, купила у государства автотранспортное предприятие Velmotrans за половину его оценочной стоимости в центральном сербском городе Куприя. Кроме того, Inkop купила городскую автобусную станцию у шоссе между Белградом и южным городом Ниш.
Компания Betonjerka была приватизирована предприятием Inkop в 2019 году, которая также попала в черный список, но при этом остается поставщиком государственной энергетической компании Elektrodistribucija Srbije. В прошлом году с ней были подписаны рамочные соглашения на сумму 11 миллионов евро, которые включают в себя поставку бетонных материалов и осуществление электромонтажных и строительных работ.
Betonjerka сотрудничала в тендерах с рядом других компаний, которые имели такое же название, но были расположены в других городах. К примеру, Сомбор находится севере страны, а компания Elektroizgradnja из Байина-Башта напротив располагается на границе с Боснией и Герцеговиной. Обе компании – Betonjerka Sombor и Elektroizgradnja контролируются сообщниками Радоичича и Веселиновича.
В прошлом году компания Novi Pazar Put, контролируемая Inkop и попавшая под санкции OFAC, выиграла контракты на ремонт дорог на сумму около 490 000 евро в городах Кралево, Нови-Пазар, Тутин и Врнячка-Баня, а в последующем году она поставляла стройматериалы государственным автодорожным компаниям в Нови-Пазар и Кралево.
Но самым крупным победителем в прошлом году стал Rad 028, принадлежащий Стевичу, который самостоятельно или в составе консорциума получил государственные тендеры на сумму более 24,6 миллиона евро.
В основном тендеры проводились государственными институтами в преимущественно сербском населенном пункте северного Косово, которое сопротивляется объединению с албанским Косово с тех пор, как в 2008 году бывшая провинция Южная Сербския провозгласила независимость.
По словам заместителя директора Белградского центра политики безопасности Бояна Элекса, коммерческая деятельность, переданная таким компаниям со стороны сербского государства, говорит о его стремлении побороть организованную преступность и коррупцию.
“Тот факт, что Америка ввела санкции, не имеет юридических последствий для Сербии. Однако то, что должна сделать Сербия, а точнее сербская прокуратура, – расследовать эти обвинения, сотрудничать со своими коллегами из США для того, чтобы предоставить доказательства, которые у них имеются”, – сказал Элек в интервью BIRN. “Но я абсолютно уверен, что этого не произойдет”, – говорит он.
Политическая защита незаконной деятельности
По сообщениям СМИ, 45-летнего Радоичича и 42-летнего Веселиновича давно связывают с правящей Сербской прогрессивной партией (СПП).
Кроме того, Радоичич является заместителем лидера «Српска Листа», главной партии, которая представляет сербов в северном Косово и работает в тесной связи с СПП Вучича, в то время как Веселинович был сфотографирован с шафером Вучича и его братом.
В 2018 году Радоичич и Веселинович рассматривались косовскими властями в качестве подозреваемых в убийстве оппозиционного сербского политика Оливера Ивановича, который в своем последнем интервью заявил BIRN, что Радойчич был «ключевой фигурой в системе контроля над властью в северном Косово».
В конце 2021 года OFAC назвало Веселиновича лидером преступной группы, которая подкупает сотрудников служб безопасности в Сербии и Косово, чтобы способствовать незаконному распространению товаров, денежных средств, наркотиков и оружия на территории этих двух стран.
В конце 2017 года Веселинович и его брат заключили «соглашения с политическими деятелями, согласно которым они должны были содействовать победе на выборах их партии, обеспечивать политическую победу кандидатов и вносить крупные денежные средства в пользу их избирателей».
“В свою очередь, политики предоставляли бы братьям возможность контролировать определенные территории для ведения бизнеса, в которых они могли бы вести свою незаконную деятельность без вмешательства сербских властей, и предоставляли служебную информацию для поддержки бизнес-инвестиций братьев», — пишет OFAC.
Издание BIRN обратилось в каждую государственную инстанцию в Сербии, которая заключила контракт с компаниями, попавшими в черный список, для проведения государственных работ. Только двое ответили: Муниципальное жилищное агентство во Врнячке-Бане и Общественная компания по развитию строительства в Нови-Пазаре.
По словам этих компаний, они соблюдают внутренние правила и Закон о государственных закупках, и санкции OFAC не имеют никакого отношения к проведению тендеров.
“Что касается вышеупомянутой компании Novi Pazar Put LLC, то мы не можем ответить на этот вопрос, поскольку при оценке полученных заявок мы руководствуемся лишь теми критериями, которые установлены в рамках процедуры государственных поставок и соответствуют нашему законодательству”, – заявила Общественная компания по развитию строительных земель Novi Pazar, которая заключила контракт с Novi Pazar Put на поддержание городских дорог.
Муниципально-жилищное агентство Врнячка-Бани заявило, что у него не было оснований для исключения Novi Pazar Put LLC. » В результате проверки реестра претендентов было установлено, что компания Novi Pazar Put LLC была внесена в реестр претендентов», – заявили в BIRN.
Комментарии