«Мы наблюдаем агонию малого и среднего бизнеса»

«Мы наблюдаем агонию малого и среднего бизнеса»

«Агония малого и среднего бизнеса», – так описывает ситуацию в ресторанном и гостиничном бизнесе специалист в сфере менеджмента, заместитель председателя Ассоциации отельеров Узбекистана, Феруза Каримова. 

Ресторанный бизнес, в отличии от многих других видов бизнеса, живет с огромной долей переменных расходов, а фонд оплаты труда в ресторанах – это самая большая и сложная статья расходов. Как только трафик в ресторанах падает на 15-20%, ресторан оказывается неспособным выплатить зарплаты, это больно бьет по штату. Такова специфика ресторанного бизнеса.

Феруза Каримова: Опираясь на аналитику по автоматизации ресторанов компании IIKO, могу сказать, что на 5 апреля обороты ресторанов снизились до 25%. Однако, консолидированного мнения от ресторанного бизнес-сообщества не было, по крайней мере Госкомтуризм, пока, об их проблемах официально не извещен. Активных действий со стороны рестораторов также, на мой взгляд, нет. Поэтому и получилось, что ресторанный бизнес оказался самым уязвимым.

Сложно дать однозначную оценку настроению владельцев кафе и ресторанов, потому что нет адекватной аналитики. Если рассуждать обывательски, то основные тезисы следующие:

Первое – если ресторан был нерентабельным и у него не было «подушки безопасности», то зачем тогда такой ресторан вообще нужен на рынке? Кризис очистит рынок от всех ненужных концепций и даст волю новым игрокам.

Второе – ресторанам и кафе нужно концентрироваться на социальных сетях, повышать лояльность к своим заведениям и не давать своим постоянным клиентам забывать о себе, работать над доставкой.

Anhor.uz: Как вы думаете, когда отрасль снова сможет начать работать на полную мощность?

Рестораны и отели должны будут, прежде всего, показать, что они чисты от коронавируса, и, вообще, от любых вирусов. Я бы рекомендовала рестораторам и отельерам уделить больше внимания своим социальным сетям и показывать, как проводится дезинфекция помещений. Отели и рестораны не сразу смогут преодолеть страх клиентов заразиться вирусом. Чтобы избавиться от этого страха, убедить людей, что отели, рестораны безопасны – понадобится время. На вебсайте Ассоциации отельеров, а также сайте Госкомтуризма будет доступен список ресторанов и отелей, свободных от Covid-19. Эти предприятия получат знак качества.

В Ассоциации отельеров мы совместно с ЕБРР, Госкомтуризмом, Министерством труда, врачами-эпидемиологами работаем над новым знаком качества. Мы создаем санитарные стандарты на основе базовых международных стандартов. Этот знак качества будут получать отели и гостиницы по аналогии с испанским сертификатом Covid-19 Free. Название, пока, в процессе разработки.

После снятия карантинных ограничений, бизнес сразу в гору не пойдет. Средний чек у отелей и ресторанов будет небольшим, потому что доходы у населения просели. Для восстановления потребуется время, это могут быть и пять, а то и шесть месяцев. Поэтому надо будет поработать над развитием внутреннего туризма, рост будет постепенным.

Управляющий партнер кофеен «Чайкоф» Алина Цимерман: 

Среди антикризисных мер правительства хотелось бы видеть снижение налоговых ставок, снижение процентов по кредитам, а также снижение ставок коммунальных услуг. Признаю, что мне приходилось выплачивать зарплату сотрудникам из собственного кармана.

Карантин и сложности в работе лишний раз показали, кто достоин быть частью команды, а с кем будем прощаться. Настроение не самое позитивное, но у меня нет возможности поддаваться унынию, так как есть команда и необходимо сохранять позитив хотя бы ради них, хотя это дается очень непросто. К примеру, за этот месяц пришлось в корне перестроить всю работу заведения, все процессы и графики. А после отмены карантина придется опять все адаптировать к новым реалиям. Но кому сейчас легко?

Управляющий менеджер сети B&B Coffee House Гульнора Юлдашева: 

Бизнесу будет непросто, но настроение позитивное. Мы надеемся, что через недлительное время, после конца всей этой непростой ситуации, индустрия придет в себя, и начнет работать на полную мощность.

Мы также надеемся сохранить каждого сотрудника нашей компании. Конечно, придется обучать новый персонал. Хотя бы потому, что мы находимся на стадии завершения ремонта нашего третьего полноценного филиала – одной из самых больших наших кофеен.

Экономист Абдулла Абдукадиров: Я не думаю, что месячный карантин настолько сильно ударит по кафе и ресторанам, что они обанкротятся. Если таковые и будут, то это не из-за карантина, а из-за накопившихся до него проблем. Другое дело, если карантин затянется и рестораны, кафе откроются только в июне, тогда каждый двадцатый ресторан или кафе пострадают очень сильно. И, как результат, примерно 5-6 процентов таких заведений будут вынуждены свернуть деятельность. 

Я считаю, что правительство должно предпринять несколько шагов для поддержки малого и среднего бизнеса:

Первое: необходимо разрешить без уплаты пошлин и НДС вывезти из таможенной зоны Узбекистана все завезенные товары в свободное обращение с обязательством платить пошлины в течение 3 месяцев. Сейчас такое разрешение есть только по части НДС, но и это сопряжено с предоставлением гарантий 3-х лиц, которые по понятным причинам такие гарантии не предоставляют.

Второе: нужно по спискам банков предоставлять субъектам МСБ беспроцентные (хотя бы по очень низким ставкам 5-6% годовых) кредиты на восстановление оборотных средств, с правом использования денег на выплату заработной платы и на покрытие иных срочных операционных расходов, в том числе на покупку сырья, материалов. 

Третье: предоставить малым и средним предприятиям отсрочку по уплате НДС и налога на прибыль сроком минимум на 6 месяцев.

Четвертое: обнулить все таможенные платежи и налоги на импорт сырья и материалов, а также машиностроительной продукции. 

Пятое: отменить все ориентировочные показатели и меры ЦБ по таргетированию инфляции. Сейчас надо поднимать экономику. Источником всех этих мер должны быть государственные казначейские обязательства, эмитируемые Министерством финансов и покупаемые Центральным банком. Второй источник – прибыль Центрального банка в полном объеме без вычета резервов и прочих второстепенных затрат.

Феруза Каримова: Карантин – то самое время, когда нужно заниматься обучением персонала посредством вебинаров. К сожалению, не все рестораторы осознают, что карантинное время можно использовать с пользой. Многие полагают, что вкладываться в обучение персонала не нужно и не воспринимают обучение как вложение в собственный бизнес. Сейчас обучение нужно понимать как перезагрузку всего ресторанного сектора. Поэтому нужно больше уделять внимание тренингам, реформам организационной структуры бизнеса.

Что касается отельеров, то можно заняться тренингами по безопасности и автоматизации отелей, разработке программ лояльности, использования профессиональных химикатов в гостиничной индустрии, стандартизации операционных процессов отеля.

Подготовила Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.