Всемирный банк: молодые люди от 24 до 29 лет демонстрируют высокий уровень экономической неактивности и неудовлетворенности ситуацией на рынке труда
В ходе круглого стола, организованного Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Всемирным банком, были представлены выводы и рекомендации нового доклада, в котором анализируются вызовы и возможности для трудоустройства молодежи в Узбекистане. Участники мероприятия также обсудили меры, принимаемые правительством страны для поддержки занятости молодежи и молодежного предпринимательства.
В ноябре 2021 года Всемирный банк выпустил новый доклад, анализирующий сложности, с которыми сталкивается молодежь Узбекистана при переходе от среднего и высшего образования к трудовой деятельности, а также меры, принимаемые правительством страны для их решения. В исследовании также представлены рекомендации по реформированию рынка труда с целью расширения возможностей для трудоустройства молодежи. Министерство занятости и трудовых отношений, другие государственные органы и негосударственные организации внесли вклад в разработку доклада.
Как отмечается в исследовании Всемирного банка, в Узбекистане насчитывается 15 миллионов молодых людей в возрасте до 24 лет и 18 миллионов молодых людей до 29 лет. Эта группа лиц одновременно представляет собой возможности и вызовы для экономического развития страны. Они сталкиваются с более серьезными препятствиями для трудоустройства по сравнению с другими группами населения трудоспособного возраста, а также демонстрируют высокий уровень экономической неактивности и неудовлетворенности ситуацией на рынке труда. Молодые люди, которые не учатся и не работают, составляют 24 процента молодежи в возрасте 16-24 лет и 26,4 процента молодежи в возрасте 16-29 лет.
Исследование показало, что основными проблемами в области занятости, о которых говорили молодые респонденты, являются нехватка рабочих мест и слабый спрос на рабочую силу в сельских районах страны. Большинство молодых людей принимаются на работу без официальной регистрации и без открытия трудовой книжки. Молодежь жалуется на низкий уровень заработной платы по сравнению с её ожидаемым уровнем.
Социальные стереотипы и культурные нормы оказывают глубокое воздействие на участие молодых женщин в экономической деятельности, доступ к возможностям для трудоустройства и гендерный разрыв в оплате труда.
В то же время молодежь и работодатели заявляют о больших несоответствиях навыков требуемому уровню профессиональной подготовки, а также о пробелах в навыках и их влиянии при приеме на работу и удовлетворенность ею. Немногие компании предоставляют возможность обучения для своих молодых сотрудников, чтобы восполнить пробелы в их квалификации. Спрос на выпускников высших учебных заведений высок. Однако доступ к высшему образованию все еще остается ограниченным. Молодые респонденты также отмечали, что информация о рынке труда не всегда доступна студентам и соискателям для принятия решения о выборе своей профессиональной деятельности.
«Повышение уровня вовлеченности молодежи в экономику является приоритетной задачей для многих стран мира. Молодые люди от 16 до 30 лет, впервые выходящие на рынок труда, формируют долгосрочные трудовые установки, устраиваются на их первую постоянную работу. В этой возрастной категории уровень занятости в Узбекистане составляет 30,9 процентов. В то же время данный показатель в Российской Федерации соответствует 27 процентам, а в Еврозоне – 32 процента. В рамках разрабатываемой национальной стратегии занятости мы планируем, что к 2030 году охват молодых людей профессиональным обучением достигнет 200 тысяч человек ежегодно, а создаваемые рабочие места помогут трудоустроить более 300 тысяч молодежи», – отметил Нозим Хусанов, министр занятости и трудовых отношений, в своем вступительном слове на круглом столе.
В ходе мероприятия эксперты Всемирного банка представили рекомендации на основе анализа выводов доклада, которые власти могут рассмотреть для расширения возможностей трудоустройства молодежи и повышения ее осведомленности о существующих программах, направленных на ее поддержку на рынке труда.
Среди прочих государственных мер возможной поддержки занятости молодежи в докладе предлагается осуществление нижеследующих мер: оценка, реформирование и расширение существующих мер поддержки на рынке труда, таких как субсидии на заработную плату и профессиональное обучение молодежи; более широкое содействие в развитии навыков и предоставлении стартового капитала для реализации проектов молодых предпринимателей; поддержка развития навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) путем уделения им первостепенного внимания в школах и центрах профессионального образования; принятие нормативно-правовых актов, направленных на устранение барьеров для профессиональной и трудовой мобильности молодежи между секторами и регионами; содействие организованной (безопасной и продуктивной) трудовой миграции за рубеж.
В докладе подчеркивается необходимость установления партнерских отношений с работодателями для повышения эффективности ориентированных на спрос программ занятости молодежи, таких как стажировки, профессиональное обучение и субсидии на заработную плату для молодежи. Также рекомендуется развивать сотрудничество между работодателями и учебными заведениями в целях обновления учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с потребностями рынка труда.
«Узбекистан – страна с молоды населением. Необходимо создать больше качественных рабочих мест, в особенности для женщин и молодежи. Это позволит стране должны образом реагировать на рост населения и достигнуть свои амбициозные цели – уменьшить уровень бедности вдвое, а также войти в число государств с уровнем доходов выше среднего к 2030 году. Кроме того, чтобы быть конкурентными при поиске работы, молодежи Узбекистана необходимы знания и навыки, востребованные в современной рыночной экономике, доступ к эффективным системам регулирования отношений на рынке труда, а также деловая среда, способствующая самостоятельной занятости. Надеюсь, что представленный сегодня доклад, внесет вклад в разработку государственных мер, направленных на расширение возможностей для трудоустройства молодежи в будущем», – сказал Марко Мантованелли, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане.
Комментарии