Ввозить, нельзя остановить: уголовная ответственность
Юрист Мадина Турсунова продолжает раскрывать тему проблем серого импорта. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным подходом является создание препятствий для попадания контрафактного товара в руки конечного потребителя и применение уголовных мер ответственности за оборот контрафактной продукции.
В действующем законодательстве отсутствуют прямые меры административной и уголовной ответственности за оборот контрафактной продукции, а размеры штрафов – незначительны. Внедрение цифровой маркировки не сопровождается внесением мер ответственности за нарушение правил маркировки, что ставит под вопрос эффективность контроля над соблюдением новых правил со стороны производителей и импортеров.
В текущем законодательстве можно выделить следующие статьи:
Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан
Статья 165. Производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств или изделий медицинского назначения, реализация лекарственных средств или изделий медицинского назначения вне аптек и их филиалов, а также нарушение порядка розничной реализации лекарственных средств по рецепту.
Влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста базовых расчетных величин с конфискацией орудий и предметов совершения указанных правонарушений.
Статья 177. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования.
Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними до степени смешения обозначений для однородных товаров (услуг) либо незаконное использование чужого фирменного наименования.
Влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц — от десяти до двадцати базовых расчетных величин.
Статья 1771. Нарушение авторского права и смежных прав.
Незаконное использование произведений или объектов смежных прав, а равно воспроизведение, распространение, доведение до всеобщего сведения контрафактных экземпляров произведений или объектов смежных прав либо указание ложной информации на экземплярах произведений или объектов смежных прав об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторского права и смежных прав.
Влечет наложение штрафа на граждан от одной до пяти, а на должностных лиц — от пяти до десяти базовых расчетных величин с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и объектов смежных прав, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения и распространения, и иных орудий совершения правонарушения.
Уголовный кодекс Республики Узбекистан
Статья 186-3. Производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств или изделий медицинского назначения, реализация лекарственных средств или изделий медицинского назначения вне аптек и их филиалов, а также нарушение порядка розничной реализации по рецепту лекарственных средств, содержащих сильнодействующие вещества.
Наказывается штрафом от ста до трехсот базовых расчетных величин, или исправительными работами до трех лет, или ограничением свободы от двух до пяти лет, или лишением свободы до пяти лет.
До 2018 года ряд контролирующих государственных органов могли вносить постановления о применении административных взысканий, пока они не были ограничены до составления протокола об административных правонарушениях с передачей материалов в административный суд (с 1 января 2021 года в уголовный суд).
Более того, статья 271 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, если должностные лица, работники субъекта предпринимательства или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, впервые совершившие правонарушение, предусмотренное частью первой статьи 165, частью первой статьи 177, частью первой статьи 1771, частью первой статьи 1772, частями первой, третьей — восьмой статьи 178, частями первой и второй статьи 1781 Кодекса об административных правонарушениях, добровольно устранили допущенные нарушения и (или) возместили причиненный материальный ущерб в тридцатидневный срок с момента обнаружения правонарушения, за исключением случаев причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан.
Суды широко трактуют эту статью и без предоставления реальных доказательств устранения допущенного нарушения освобождают от административной ответственности. Эта лазейка позволяет недобросовестным предпринимателям избегать ответственности, а судам прекращать административное дело. Другой недостаток механизма в том, что административный орган обязан составить протокол об административном правонарушении с обязательным участием лица, в отношении которого протокол составлен.
Статья 282 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что к протоколу об административном правонарушении прилагаются:
- копия документа, подтверждающего личность лица, привлекаемого к административной ответственности;
- объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В противном случае протокол считается составленным с нарушениями и суд возвращает материалы в административный орган и не возбуждает дело.
И это еще один способ избежать ответственности – не явиться в административный орган, который ограничен в своих полномочиях и не может осуществлять принудительное доставление правонарушителя.
В 2019 году статья 284 Кодекса «Доставление правонарушителя» была принята в следующей редакции:
В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, правонарушитель может быть доставлен в орган внутренних дел или в помещение органа самоуправления граждан сотрудником органа внутренних дел или иным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Однако ее реализация со стороны административных органов является затруднительным. По этой причине, подача заявлений об административных правонарушениях в государственные органы (Агентство по интеллектуальной собственности, Антимонопольный комитет, Агентство по защите прав потребителей, Служба санитарно-эпидемиологического надзора и общественного здоровья), призванные осуществлять контроль за оборотом контрафактной продукции не всегда эффективна.
Административный орган может вынести предупреждение или представление, а в случае неисполнения предписания об устранении нарушение ответственности можно легко избежать по указанным выше причинам. Отсутствуют финансовые санкции и ответственность юридических лиц, которые получают незаконный
доход от оборота контрафактной продукции.
Главная проблема в отсутствии и уголовной ответственности. В Уголовном кодексе есть только опосредованные статьи о нарушении правил торговли, по которым очень сложно привлечь к ответственности за производство и реализацию контрафактной продукции. Прямая ответственность предусмотрена лишь за фальсифицированные лекарственные средства.
Существующая ситуация пародоксальна тем, что ключевым органом по борьбе с оборотом контрафактной продукции является Департамент по борьбе с экономическими преступлениями. В настоящее время заявления о фактах реализации контрафактной продукции в торговых точках, поданные в Департамент передаются в административный орган, у которого нет полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий, наложению ареста и изъятию контрафактных товаров.
Контрафакт и серый импорт наносят урон экономической безопасности, несут прямые убытки для добросовестных участников рынка, угрожают жизни и здоровью конечных потребителей.
Пока ответственность не станет реальной, все начинания в области маркировки и таможенных мер не дадут результата в долгосрочной перспективе.
Юрист, патентный поверенный Мадина Турсунова
Фото на главной: Антимонопольный комитет Узбекистана
Комментарии