С 1 июля возврат денег за авиабилеты и дополнительные услуги авиакомпании Uzbekistan Airways, оплаченные пассажирами до 31 декабря 2020 года, производится в депозитных ваучерах. Ваучер можно использовать в течение года от даты оформления билета. По истечении этого года неиспользованная сумма депозита будет возвращена пассажиру в форме первоначальной оплаты.

Корреспондент Anhor.uz выяснила насколько законно такое решение национальной авиакомпании и какая практика применяется по данному вопросу в других странах.

«До карантина авиакомпании жили по принципу финансовой пирамиды»

«Если мы посмотрим на практику других перевозчиков, то мы увидим, что она разная», - говорит эксперт авиационной отрасли Олександр Ланецкий. «Обычно там, где есть бОльшая конкуренция между перевозчиками, там авиакомпании в основном стараются всё-таки находить возможность вернуть пассажирам деньги. Это почти все страны Евросоюза. В некоторых других странах правительство пошло на встречу перевозчикам и разрешило компенсировать за билеты не деньгами, а ваучерами. Такое мы видим в Бельгии – хотя сейчас там идут суды по этому поводу. Похожая ситуация в России. В некоторых странах перевозчики просто пользуются ситуацией и никому ничего не компенсирует ни ваучерами, ни деньгами – например небольшие авиакомпании Украины».

«До карантина авиакомпании жили по принципу финансовой пирамиды. Они заранее продавали билеты в среднем за два-три месяца до полёта. Таким образом они кредитовались за счёт пассажиров, особенно это было популярно у лоукостеров.

Такая схема позволяла авиакомпаниям пережить сезонность спроса на билеты, так как летом пассажиров летает в три раза больше, чем зимой. Это цифры Евросоюза, но в Узбекистане цифры могут быть схожи. Зимой со скидкой авиакомпании продают билеты на лето. Полученные деньги тратят тут же для поддержания своих операций, когда спрос падает.

Из-за пандемии летом 2020 года продаж не было и не будет в обычных объемах. Мне трудно сейчас оценить убытки Uzbekistan Airways, но это определенно десятки миллионов долларов. Например, Lufthansa и Air France декларирует что их убытки 1 000 000 евро в час, то есть 24 000 000 евро в сутки. Эти авиакомпании примерно в 10 раз больше узбекского национального перевозчика. Uzbekistan Airways навряд ли хватило бы государственной помощи, если бы ей пришлось вернуть деньги за неиспользованные билеты. Упомянутые мною немецкие, французские авиакомпании всеми способами стараются убедить пассажиров не брать деньги, а брать ваучеры», - заключил Олександр Ланецкий.

Комментарий юриста Мадины Турсуновой

«При приобретении билета на самолет заключается договор воздушной перевозки между пассажиром и компанией перевозчиком. В соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса РУз пассажир имеет право расторгнуть договор воздушной перевозки в любое время действия договора воздушной перевозки - до или после вылета воздушного судна, на котором для пассажира было забронировано место и получить всю уплаченную за перевозку сумму или ее часть в порядке, определяемом правилами применения тарифов перевозчика.

Аналогичная норма действует в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа (п. 49), зарегистрированных Министерством юстиции от 29.06.2011 года за №2238.

Действующие Правила применения тарифов, опубликованные на официальном сайте определяют порядок полного возврата сумм без взимания каких-либо сборов при вынужденном отказе от перевозки (по вине авиакомпании).

Внедрение ваучеров вместо возврата сумм, оплаченных за неиспользованный билет фактически в одностороннем порядке, меняет условия договора и ущемляет права пассажиров. По закону о защите прав потребителей не допускается навязывание дополнительных услуг со стороны перевозчика.

Согласно ст. 21 закона РУз «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие законодательству, признаются недействительными. Исполнитель (перевозчик) не вправе настаивать на предоставлении дополнительных услуг, а также взимать плату за фактически не оказанные услуги.

По закону пассажиры вправе расторгнуть договор перевозки, вернув приобретенные билеты и получить денежные средства полностью за не оказанные услуги.

Внедрение системы ваучеров не может идти в разрез с действующим законодательством, которое по юридической силе стоит выше решений и актов Кабинета Министров. Билеты были приобретены в рамках действующих у перевозчика Правил перевозки и применения тарифов. Соответственно пассажирам должно быть предоставлено право выбора: либо возврат сумм, либо ваучер», - заключила юрист.

Подготовила Дана Опарина