Как активность одного человека улучшила ситуацию в отдельно взятом музее

Коллаж Ровшана Шагаева

Музей природы в Ташкенте, долгое время будучи популярным местом школьных экскурсий, оказался в затруднительном положении после переезда в новое здание, не предназначенное для хранения экспонатов. Ситуация осложнилась тем, что нынешнее здание не предназначено для хранения экспонатов и музейной экспозиции.

Современные методы познания мира уже давно перешли на цифровые платформы, расширяя возможности посещения музеев дополнительными деталями. Практически в режиме реального времени, используя множество приложений для мобильных телефонов и глобальные поисковые системы, можно организовать подробную историю каждого экспоната. Эта практика распространена во всем мире.

В марте 2021 года поход с семьей в Ташкентский музей природы (O’zbekiston Davlat Tabiat muzeyi), находящийся на улице Зарқайнар, превратился в разочарование. Это вызвало желание помочь заведению и его персоналу в сложившейся непростой ситуации. Неточные данные и отсутствие документальной информации осложняют оценку положения, но известно, что музей был вынужден переехать из специально построенного здания на массиве Каракамыш в помещение в районе Чорсу на Заркайнаре.

Нет необходимости подробно описывать, что экспонаты природы требуют особых условий хранения, включая строгий контроль температуры и влажности. Однако Музей природы в Ташкенте оказался заброшенным и столкнулся с серьезными трудностями, угрожающими всему фонду музея.

Вот что удалось выявить мне как простому обывателю.

  1. Экспонаты музея размещены на полках, которые напоминают магазинные стеллажи. Отсутствие описаний к экспонатам не дает посетителям возможности узнать больше о представленных объектах. В помещении, гда располагается в настоящее время музей, раньше была галерея одежды и аксессуаров Гульнары Каримовой.
  2. Большая часть коллекции, хранящейся в запасниках и хранилищах музея, остается недоступной для публики из-за отсутствия условий хранения и ограниченной возможности их выставлять, подвал не предусмотрен для хранения специальных экспонатов музея.
  3. Недостаточное финансирование музея привело к невозможности полного штатного комплектования персонала, что снижает уровень обслуживания посетителей.
  4. Проблемы с интернетом и WiFi, обусловленные неподходящим помещением для музея и экстренным переездом из ранее использованного здания, создают трудности в предоставлении интерактивных услуг для посетителей и управлении музеем.
  5. Используя инструменты современных методов подачи обращений и формирования запросов в соответствующие органы, я разработал предложения, которые, следуя принципу KAIZEN и минимизации затрат, могут привести к положительным результатам.

Освещение проблемы музея в СМИ может привлечь внимание меценатов и спонсоров, заинтересованных в поддержке культурного наследия. Со своей стороны я заявил о готовности предоставить консультации на общественных началах.

Организация сбора средств под эгидой Министерства культуры для адаптации музея к современным требованиям. Банковские решения для таких случаев уже существовали.

Музей мог бы разработать онлайн-услуги для монетизации и привлечения дополнительных средств в музей.

Министерству культуры, в условиях ограниченных средств, стоит активнее поощрять привлечение иностранных грантов для реконструкции музея, его цифровизации и продвижения, а также для расширения монетизации услуг музея. Это может стать ключевым шагом к сохранению истории музея, основанного в 1876 году.

Эти предложения были переданы в форме обращения в Портал Президента РУз.

После моего обращения со мной связались сотрудники Министерства культуры. Им было сложно объяснить, что мои предложения были продиктованы исключительно социальной ответственностью и современные условия в сфере туризма и культурно-массовых объектов в мире значительно изменились и теперь включают прогрессивные инструменты.

Поскольку с момента моего обращения прошло несколько лет, я решил проверить актуальное состояние дел, посетив официальный сайт Музея природы. Многие из ранее указанных пунктов были полностью или частично реализованы. Было бы замечательно, если бы этот пример смог вдохновить читателей на аналогичные инициативы. Таким образом, общими усилиями можно было бы создать еще больше комфортных условий для досуга в Ташкенте.

Музей природы в Ташкенте, несомненно, обладает значительным потенциалом для развития и привлечения посетителей. Существующие и ранее выявленные в ходе осмотра проблемы требуют пристального внимания и объединенных усилий со стороны общественности, частного сектора и государственных структур. Мы призываем вдохновиться нашим примером и использовать цифровые инструменты для привлечения внимания к подобным вызовам. С помощью онлайн платформ можно налаживать сотрудничество и, таким образом, оказывать необходимую поддержку для реновации и расцвета этого и других значимых культурных объектов.

Мы убеждены, что наш небольшой пример, подобно живому руководству, способен помочь в создании комфортной и привлекательной среды не только для Музея природы в Ташкенте, но и для других музейных учреждений в Узбекистане.

Законодательные акты, использованные в этой истории:

Закон “Об обращениях физических и юридических лиц”

Закон «О банках и банковской деятельности»

Ресурсы для фиксирования обращений:

Виртуальная приемная Президента РУз

Колумнист anhor.uz – Марат Смагин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.