В Ташкенте состоялась конференция «Управление спортивными организациями в Узбекистане и мировой опыт»

В Ташкенте состоялась конференция «Управление спортивными организациями в Узбекистане и мировой опыт»

7 сентября в Ташкенте состоялась конференция «Управление спортивными организациями в Узбекистане и мировой опыт», посвященная перспективам развития спорта в Узбекистане.

Одним из ключевых вопросов стало обсуждение исполнения Постановления Президента Республики Узбекистан № 3196 «О широком привлечении спортсменов Узбекистана, достигших высоких результатов на престижных международных спортивных соревнованиях, к общественной и спортивной деятельности, а также поощрении спортсменов и их тренеров» от 10 августа 2017 года.
 
Были проанализированы и обсуждены наиболее важные темы, касающиеся текущего управления спортом в стране, и в частности Федерации футбола Узбекистана, состояния профессионального и детско-юношеского футбола, подготовки кадрового резерва, взаимодействия с органами государственной власти и разработки программы развития.
 
В деятельности конференции приняли участие представители различных спортивных организаций, ветераны спорта, международные эксперты, журналисты. На конференции выступили спикеры из различных спортивных организаций Узбекистана и России.
 
Мирзахаким Тухтамирзаев — руководитель пресс-службы Государственного комитета Республики Узбекистан по физической культуре и спорту в своем выступлении отметил, что до реорганизации Министерства по делам культуры и спорта и передачи полномочий  Госкомспорту, вопросами спорта занимались лишь семь человек. Сегодня ситуация меняется. Общая численность управленческого персонала составляет 298 человек, в том числе 105 в Комитете по физической культуре по Республике Каракалпакстан, в управлениях по физической культуре и спорту в областях и г. Ташкента.
 
Комил Зиядуллаев — заведущий кафедрой «Спортивный менеджмент и экономика» Узбекского государственного института физической культуры, выступая подчеркнул, что в этом году в вузе открыт факультет «Спортивный менеджемент и экономика».
 
На конференцию были приглашены Алишер Аминов – Вице-президент Международного фонда поддержки правовых инициатив, инициатор создания Комитета РФС по реализации программ развития футбола и Владимир Леонченко — Главный тренер и Исполнительный директор Спортивного клуба «Росич» при Правительстве РФ, член Технического Комитета FIFPro (Мировой профсоюз футболистов), исполнительный директор, председатель Совета Профессионального Союза Футболистов и Тренеров.
 
Ниже приведены ключевые сообщения из выступления Алишера Аминова, в котором он рассказал о своем видении развития футбола в Узбекистане.
 
«Необходимо кардинально изменить систему управления Федерации футбола Узбекистана (ФФУ), где главными действующими лицами должны стать субъекты футбола – футболисты, тренеры, арбитры. Повышение профессионального уровня возможно при условии создания Совета по развитию физической культуры и спорта при Президенте Республики Узбекистан и введении должности Госсоветника по этому вопросу. К проблемам, требующим незамедлительного решения, относится прежде всего непрозрачность, закрытость деятельности ФФУ».
 
«Анализ показывает, что за последние десятилетия президентов ФФУ назначала государственная власть. Между тем общественная организация, каковой является ФФУ предполагает выборы с участием футбольной общественности.
Выборы в ФФУ Узбекистана проходят  без дебатов, без конкуренции программ  – то есть, фактически, нет никакой альтернативы. Члены ФФУ давно смирились с тем, что от них не зависит ровным счетом ничего: все вопросы решает ставленник власти, и говорить о принципах демократии и коллегиальности точно не приходится. По такой же схеме формируется и главный орган ФФУ – исполком».
 
«Демократия и гласность – важнейшие драйверы эффективной работы. Именно на этих принципах строят свою деятельность все без исключения развитые футбольные страны. Обсуждение той или иной проблемы начинается в рабочих группах, потом дискуссии перетекают в профильные комитеты и только после этого выносятся на суд исполкома. Голос президента равен единице, никак не больше, — как и голоса всех членов исполкома.

К сожалению, сегодня работа практически всех комитетов, носит большей частью декларативный характер. Например, финансовая деятельность ФФУ и его профильного комитета непрозрачна, закрыта. Члены федерации не имеют представления о бюджете и о статьях его расходования».
 
«Серьезные вопросы вызывает деятельность большинства юрисдикционных органов – например, Палаты по разрешению споров, которая должна на паритетной основе состоять из представителей клубов и игроков. Фактически бездействует Комитет по переходам и статусу игроков: в Узбекистане нет  профсоюза футболистов, объединения тренеров, которые являлись бы членами Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов (ФИФПРО). Соответственно, интересы футболистов и тренеров – основных субъектов футбола – ФФУ полностью игнорируются, тем более, что их представителей нет и в исполкоме. Футбольная элита, посвятившая жизнь спорту, прославлявшая страну на мировой арене, фактически бесправна. Хозяева клубов, пользуясь их незащищенностью, легко нарушают договорные обязательства. Ведь обратиться жертвам произвола некуда».
 
«Приходится констатировать, что профессиональный футбол в Узбекистане находится в острой фазе кризиса: лиги не развиваются, клубы работают без четко сформулированных целей и задач, демонстрируют катастрофический разрыв между доходами и расходами и вынуждены ежегодно обращаться за финансовой помощью к государству, не решая при этом основной задачи – подготовки конкурентоспособных игроков».
 
«Важнейшей задачей является создание эффективной системы подготовки резерва и обучения специалистов. То есть необходимо приступать к разработке и последующей реализации Государственной целевой программы развития футбола Узбекистана на 2017-2022 годы. Это важно для развития футбола в республике, где основным источником финансирования отрасли является государство, которое вложившись раз, в будущем сократит расходы за счет создания рентабельной экономической модели.
 
Заказчиком такой программы должен стать Госкомспорт, а сама программа должна быть увязана с приоритетными проектами развития футбола, разработанными специалистами ФФУ. Причем работу эту нужно вести именно комплексно, сразу по двум направлениям – развитие материально-технической базы и научно-методическое развитие.
 
Высшее руководство республики должно ясно понимать: спортивные федерации не могут находиться под тотальным контролем государства. Это не министерства, не нефтяные вышки, не воинские части, а общественные организации».
 
«Футбольное сообщество должно обладать правом самостоятельно выдвигать своих лидеров – разумеется, на демократической основе, с обязательной конкуренцией программ. Только в этом случае футболисты, тренеры, клубы, лиги осознают, что будущее зависит, в том числе, от них, что их голоса слышны, а мнения – значимы.
 
Только на таких здоровых принципах может развиваться игра. Других путей просто не существует. Кроме того, совершенно необходим общественный контроль деятельности руководства федерации со стороны общественности и болельщиков».
 
«Футбол Узбекистана стоит на развилке двух дорог. Либо 12 сентября Узбекистан пойдет по старой дороге, как последние 26 лет и власть, не сделав выводов после очередного невыхода на Чемпионат мира, будет вновь навязывать  некомпетентного своего ставленника. Либо первое лицо государства сделает все, чтобы ФФУ стало собственностью футбольного сообщества. Важно, чтобы футбольная общественность самостоятельно выбирала себе лидеров. Это будет верный стратегический путь, по которому должен быть направлен узбекский футбол в ближайшей перспективе».

Итоговым документом конференции стала Резолюция, которую приняли и подписали ветераны футбола, обратившись к Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву.  
 


 
 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.