Реальное разделение властей определит состав депутатов и финансовые рычаги
В республике в течение 2021 года по 2345 уголовным делам к уголовной ответственности привлечены 2804 должностных лица. Из них 16 должностных лиц являются сотрудниками республиканских, 241 – сотрудниками областных и 2547 – сотрудниками районных (городских) подразделений министерств, ведомств и организаций – такие данные приводит сайт Халк сузи со ссылкой на прокуратуру страны. В целом нанесен ущерб на 913,7 миллиарда сумов. Хищническая вырубка деревьев, точечная застройка и многие другие безобразия, творимые чиновниками различных уровней – также весьма красноречивая демонстрация отсутствия работающей системы «сдержек и противовесов» государственного устройства.
Только ленивый не говорил о необходимости разделения властей до самого низа – районного звена начиная с первых лет Независимости.
Наконец, президент Шавкат Мирзиёев заявил, что, по его мнению, пришло время исключить из Конституции норму о том, что хокимы одновременно возглавляют Кенгаши народных депутатов. По его словам, это повысит ответственность хокимов перед депутатами.
Однако, радоваться такому решению ещё рано, поскольку разделение должностей, создание новой должности председателя Кенгаша народных депутатов, появление ещё одного чиновника само по себе никаких вопросов не решает.
Все дело будут решать два вопроса – состав депутатского корпуса всех уровней и вопрос, кто будет управлять финансами, контролировать движение денежных средств.
Пока в Кенгаше будут сидеть чиновники различного уровня, в разной степени подчиненные хокиму вряд ли можно ожидать строго контроля над расходованием районного бюджета. Пока выборы будут организовывать хокимияты на местах, вряд ли состав депутатов с точки зрения лояльности к хокимам сможет кардинально поменяться.
В первую очередь, необходимо изменить выборное законодательство исключив участие хокимов, любых органов исполнительной власти в процессе организации выборов народных депутатов всех уровней. Это должно стать задачей для ЦИК, его представителей на местах, политических партий и обязательно под контролем масс-медиа и правозащитных организаций.
Когда большинство депутатов составят правозащитники, экологи, активисты ННО, махаллинских сходов граждан, женских организаций, журналисты, представители мелкого и среднего бизнеса, тогда, возможно, население почувствует некоторые перемены.
Начало практическому внедрению разделения властей положили изменения в закон «О государственной власти на местах», которым в качестве юридических лиц были организованы секретариаты Кенгаша, деятельность которых финансируется за счет соответствующего местного бюджета.
В медиапространстве Узбекистана очень мало сведений об эксперименте, проведенном в Баяутском районе Сырдарьинской области, когда хоким района Дилфуза Уралова передала председательство в местном Кенгаше депутату. Такой же эксперимент проходит в городе Ширин этой же области. Дилфуза Уралова сообщила также, что разрабатываются предложения о финансировании деятельности депутатов Кенгаша. Других сведений или аналитических материалов в открытых источниках, пока, не обнаружено.
Вызывает удивление, что ни Олий Мажлис, ни Кабинет министров, ни Администрация президента, ни Академия государственного управления либо другие структуры, ответственные за анализ деятельности государственных структур, отвечающие за государственное строительство не изучили детально ход важного организационно-политического эксперимента и не представили общественности и экспертам, хотя повторюсь – речь идет об одном из важнейших для государственного устройства решений.
В статье «Условие развития: выборность хокимов и разделение властей» уже отмечалось, что давно стало очевидным, что нужны новые созидательные силы, которым не нужна дополнительная мотивация сверху, которые будут сами эффективно определять нужды народных масс и ориентировать местную власть на решение этих проблем.
Наконец, Шавкат Мирзиёев заявил, что, по его мнению, пришло время исключить из Конституции норму о том, что хокимы одновременно возглавляют Кенгаши народных депутатов. По его словам, это повысит ответственность хокимов перед депутатами.
Во-вторых, полное решение проблемы разделения властей и эффективной системы сдержек и противовесов тормозит сложившийся на сегодня механизм финансового и материального обеспечения органов представительной власти.
Этими вопросами, пока занимается правительство, т.е. орган исполнительной власти в лице министерства финансов. И, пока, даже Олий Мажлис будет в лице просителя перед Минфином, зарплату депутатам «определять» или «рекомендовать» Администрация президента или правительство, говорить о полноценной независимости представительных органов власти от исполнительной очень рано.
Отсюда вывод: судить о реальном возникновении и полноценном функционировании системы сдержек и противовесов и разделении властей можно будет лишь тогда, когда выборный процесс будет проходить без участия исполнительных органов власти, и депутаты самостоятельно и без давления сверху будут определять финансирование не только своей деятельности и деятельность органов представительной власти, но и правительства и хокимов.
Икром Абдулла
Комментарии