К вопросу лекарственной безопасности
Проблема наведения порядка в управлении распространением лекарственными препаратами и в фарминдустрии в целом в республике, стоила Узбекистану жизни детей.
Anhor.uz многократно поднимал проблему контрабанды лекарственных препаратов и их нелегальной продажи, недостаточного финансирования обеспечения лекарствами больных из списка социальнозначимых заболеваний, а также финансирования со стороны государства сомнительных фармпроектов.
В мае 2018 года Минздрав в сотрудничестве с Агентством по развитию фармацевтической отрасли и ООО Zamin Bio Health начал реализацию крупного инвестиционного проекта в Андижанской области по производству инсулина, используемого для лечения сахарного диабета.
Планировалось выпускать 10 млн флаконов в год, обеспечивая инсулином внутренний рынок, где заказчиком должен был выступать Минздрав, который обещал закупать инсулин для бесплатного распространения среди больных сахарным диабетом. Кроме того в сообщениях “Трастбанка”, который финансово поддержал строительство завода и Агентства по развитию фармотрасли, заявлялось что при полной мощности работы предприятия будет сокращена доля импорта данного препарата, расширены экспортные возможности, будут сэкономлены валютные средства и снижена себестоимость лекарства. При этом планировалось, что объем годовой продукции стоимостью 2 миллиона долларов США, будет экспортироваться в Кыргызстан, Казахстан и другие государства.
Однако, в настоящее время завод, практически бездействует – со слов директора завода причина в отсутствии заказов со стороны Минздрава. Не закупают этот инсулин и аптеки. Казалось бы, завод мог преодолеть проблемы, поставляя инсулин на экспорт, однако об этом директор завода не упомянул. Специалисты утверждают, что данный вид инсулина является морально устаревшим и по составу, и по форме выпуска – выпускается во флаконах и не пользуется спросом у больных сахарным диабетом. Современная медицина перешла на шприц-ручки и инсулиновые помпы. Все соседние страны, например, Казахстан, Кыргызстан закупают препараты в форме шприц-ручек, произведенные мировыми лидерами в производстве инсулина.
Вопрос о причине поддержки со стороны Министерства здравоохранения строительства завода по выпуску инсулина, который спустя шесть лет отказываются закупать, остается открытым. Удивляет также, что советники президента, курирующие сферу медицины, не информировали главу государства, который лично присутствовал на церемонии запуска, об этих серьезных недостатках.
Справка: ООО Zamin Bio Health (далее – Zamin Bio Health) зарегистрировано 23.06.2015, уставной капитал общества составляет 301 019 700,000 UZS (около 30 тыс долларов США).
В 2016 году Zamin Bio Health обратился в Агентство по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Узбекистана, которое и порекомендовало заняться производством инсулина. Затем в результате поисков руководители Zamin Bio Health нашли партнеров в лице одной из компаний ОАЭ, инсулин которых был признан лучшим в 2012 году. Строительство было начато в 2016 году, завершено в 2018.
Для справки: Министром здравоохранения с 2012 по 2016 год был Анвар Алимов, которого в 2016 году сменил Адхам Икрамов. В 2017 году его сменил Алишер Шадманов.
Руководителем Агентства по развитию фармацевтической отрасли с 2017 года был Кариев Сардор, освобожденный от должности президентом Узбекистана 30 декабря 2022 года. До этого за сферу отвечало Управление Минздрава по контролю качества лекарственных препаратов и медицинской техники.
1 февраля 2022 года на сайте министерства инвестиций и внешней торговли опубликована информация о запуске в Узбекистане ещё одного завода по производству инсулина – теперь с российской компанией «Герофарм» – производителем биотехнологических препаратов на территории стран СНГ и ЕАЭС. Не наступит ли Минздрав второй раз на те же грабли?
Редакция Anhor.uz полагает, что общественность должна знать, кто ответственен за провал андижанского фармпроекта и насколько продукция нового завода, который будет выпускать инсулин по технологии компании “Герофарм”, будет соответствовать требованиям современной эндокринологии.
В преамбуле постановления президента Республики Узбекистан, от 26.01.2022 г. № ПП-102 «О мерах по совершенствованию и расширению масштабов эндокринологической службы» сообщается, что «в рамках Национальной программы по совершенствованию эндокринологической помощи населению республики на 2019 — 2021 годы утверждены новые стандарты диагностики и лечения, около 75 тысяч больных бесплатно обеспечены на 100 % инсулином за счет средств Государственного бюджета в объеме свыше 40 миллиардов сумов, укреплена материально-техническая база 14 региональных эндокринологических учреждений за счет около 200 млрд сумов, которые обеспечены современным оборудованием на сумму 3,3 млн долларов США».
Смеем утверждать, что больные сахарным диабетом не обеспечены инсулином, отвечающим современным стандартам. Иначе почему в аптеках продается и востребован у больных контрабандный инсулин из Турции, Казахстана, России, который на порядок дешевле, официально заведенного в Узбекистан? По-прежнему, несмотря на риск, люди вынуждены приобретать более дешевый контрабандный инсулин, который доставляется в Узбекистан с нарушением температурного режима, что снижает его воздействие и вследствие может привести к назначению врачом большей дозы инсулина. И уже новая, увеличенная доза инсулина, который перевозился и хранился с соблюдением температурного режима, может стать причиной передозировки и комы. Особенно эти ситуации опасны для детей и могут привести к смерти ребенка.
Легальная коробка инсулина “Лантус” стоит 525 тыс. сумов. В аптеках Узбекистана можно приобрести этот же, но контрабандный препарат, от 138 тыс. сумов. Контрабандный “НовоРапид” стоит от 115 до 418 тыс. сумов, легально ввезенный – 450 тыс. сумов. На сайте Arzonapteka.uz размещены сотни предложений контрабандных лекарств.
В Узбекистане отсутствует прозрачная система, гарантирующая, чтобы все больные, в том числе дети получали необходимый именно им вид инсулина. Об этой проблеме редакция сообщала с 2018 года, неоднократно направляла запросы в Минздрав, однако практически никогда не получала ответов.
В Узбекистане, как оказалось, проверка аптек имеет сложную процедуру. Из ответа Минздрава на запрос Anhor.uz, направленный в марте 2021 года, в нарушение закона ответ получен 2 ноября 2022 года: “проверки аптек любой формы собственности чрезвычайно затруднены. Агентство развития фармацевтической отрасли может проверить аптеку только после поступления конкретной жалобы и после согласования с бизнес-омбудсменом, который является сотрудником аппарата президента”.
Трагедия со смертью детей после приема “Док-1 Макс” продемонстрировала, что система контроля лекарственных средств в том виде, которая существует в Узбекистане абсолютно неэффективна. Агентство и Минздрав должны нести полную ответственность за качество лекарственных средств и медицинской техники в любой, даже самой отдаленной аптеке. Аптека — это не просто место продажи, лекарства — это не просто товар, поэтому Министерству здравоохранения и Агентству развития фармацевтической отрасли необходимо подумать о новой процедуре лицензирования деятельности аптек и контроле их деятельности.
PS: Редакция получает сообщения от читателей о проверке со стороны сотрудников семейных поликлиник домашних аптечек – “Пришли, проверили аптечку, выкинули лекарства с истекшим сроком”. Министерство здравоохранения пошло по пути наименьшего сопротивления, проверяя частные домовладения.
Всё правильно. Государство принимает меры по искоренению контробадных препаратов несущих трагедии. Но в данное время как поступить диабетикам если во многих аптеках отсутствуют препараты с длительным периодом действия инсулин (микстард). Как быть? Дать больным медленно уходить из жизни?