Образование в Узбекистане: стремление к равному доступу
Образование несовершеннолетних в Узбекистане с точки зрения инклюзивности до сих пор находится не на должном уровне, поскольку возможность некоторых детей в общеобразовательных школах по разным причинам ограничены.
По данным Всемирного Банка, по состоянию на 2022 год в Узбекистане людьми с инвалидностью были признаны 845,3 тысячи человек, или 2,3% от общей численности населения. Из них 42,3 тысячи детей с инвалидностью, не достигших 18 лет.
Уровень доступа детей с инвалидностью к дошкольному образованию на почти 20% ниже, чем у их сверстников без инвалидности, что может негативно сказаться на показателях их удержания в старших классах.
Президент Узбекистана объявил в сентябре 2022 года план внедрения новых этапов реформ в системе государственного образования. В документе особое внимание уделяется качеству образования посредством признания роли учителей, расширения их профессионального развития, модернизации школьных помещений, включая ИКТ и цифровое оборудование, а также разработки новых учебных программ, отражающие лучшие международные стандарты.
По данным Агентства по статистике Узбекистана, количество общеобразовательных учреждений на начало 2022/2023 учебного года в Узбекистане составило 10 522. На начало 2022/2023 учебного года доля мальчиков в численности учащихся общих средних образовательных организаций составила 51,3 %, а доля девочек – 48,7 %.
Государственные расходы на образование в Узбекистане в 2019 году составили 5,6% от ВВП и 6,2% от ВВП в 2021 году. В 2019 году из общего объёма расходов на образование правительство потратило наибольшую долю на среднее образование (около 65%), на дошкольное образование (21%), высшее образование (10%) и среднее специальное образование (4%).
Однако требуют дальнейшего решения вопросы благоприятной инфраструктуры и среды обучения, особенно в области воды, санитарии и гигиены в школах. Еще один фактор, ограничивающий посещаемость, особенно девочек, связан с плохими условиями санитарии в школьных учреждениях. При этом большинство школ (63%) по-прежнему не имеют доступа к питьевой воде, а 22% школ, особенно в сельской местности, не имеют функционирующих туалетов.
Качество образования
Несмотря на расширение доступа к дошкольному образованию, качество и справедливый доступ к услугам в этой сфере остается серьезной проблемой, требующей решения. Закон о дошкольном образовании, изданный в 2019 году в рамках плана образования на 2019-2023 годы позволил значительно увеличить набор детей в дошкольные учреждения: от менее чем 30% в 2017 году до более чем 70% в 2023 году.
В 2022-2023 учебном году услугами дошкольного образования воспользовались около 2 млн детей. Однако проведенное ЮНИСЕФ в 2022 году мультииндикаторное кластерное обследование (MICS) показало, что все еще существует вопрос справедливого доступа, связанный с посещаемостью дошкольных учреждений детей 3–4 лет по разным параметрам: посещаемость дошкольных учреждений: 51% мальчиков этого возраста, и 41% девочек этой возрастной категории.
Повышение качества образования находится также в центре внимания государства. Согласно последним оценкам усвоения программы 30% учащихся младшего школьного возраста в конце четвертого класса не могут читать и понимать тексты уровня своего класса.
Но есть и примеры успешных результатов в области образования, и это разработка первой инклюзивной учебной программы, которая учитывает гендерные аспекты. Ею пользуются более двух миллионов учащихся с помощью новых учебников, напечатанных по математике, родному языку и естественным наукам для первых-третьих и шестого классов.
Поддерживая инновации и цифровое обучение, внедрена глобальная инициатива Giga, которая позволила Узбекистану уделить внимание к подключению школ к Интернету: 99,6% школ подключены к скорости не менее 10 Мбит/с.
Справка: Глобальная инициатива ЮНИСЕФ и МЭС Giga запущена в 2019 году и преследует цель картографирования всех школ в мире, в том числе создания их онлайн-базы и обеспечения доступа к высокоскоростному интернету с устойчивой инфраструктурой.
С 2020 года инициатива Giga позволила правительству определить точное местоположение и статус подключения всех 10 132 государственных школ в Узбекистане. Впервые такого рода данные были собраны и визуализированы в открытом источнике. Все школы были оснащены инструментом мониторинга в режиме реального времени, что позволяет правительству отслеживать качество интернет-соединения. Приняты в данной сфере меры позволило правительству выявить пробелы в предоставлении услуг и повысить прозрачность и подотчетность школьных интернет-услуг.
С целью создания экологичных и безопасных учебных заведений ЮНИСЕФ поддержал кампании по социальным и поведенческим изменениям, принятие мер по питанию в школах, обучение учителей и учащихся устойчивости к изменению климата.
Доступ детей и подростков к качественному образованию и самореализации
Узбекистан предпринимает попытки к обеспечению справедливого доступа к социальным услугам чтобы решать конкретные проблемы уязвимых групп. Примером этому является усиление потенциала Министерства дошкольного и школьного образования как на национальном, так и на региональном уровне по выявлению и зачислению школьников и расширению доступа к услугам дошкольного образования в Сурхандарьинской области.
Инициатива по расширению доступа к инклюзивному образованию охватывает афганских детей, проживающих в Сурхандарье, и детей из местных сообществ, которые испытывают трудности с освоением школьной программы.
Важным аспектом к доступному образованию, является доступ девочек и девушек к образованию и самореализации. Один из проектов UniSat, реализуемый Министерством высшего образования, науки и инноваций, ННО Tech4Impact и ЮНИСЕФ, привлёк 120 девушек в возрасте 15-24 лет из Ташкента, Ферганской долины, Джизакской, Навоийской, Самаркандской областей. Они прошли четырёх месячный онлайн-курс по программированию, инженерии и анализу данных. 20 девушек с наилучшими академическими результатами приняли участие в пятидневном практическом семинаре по сборке и запуску наноспутника в Ташкенте.
Участницы UniSat показали 2 наноспутника, запущенных 13 мая в Навоийской области Узбекистана, и представили полученные данные.
Международная образовательная программа UniSat стала для девушек Узбекистана, которые интересуются наукой, технологиями, инженерным делом и математикой (STEM), платформой для осуществления своей мечты.
В этом году участники UniSat 2022-2023 собрали и проанализировали данные о качестве воздуха в Навоийской области. Совместно с учеными Международного центра молекулярной аллергологии и аэробиологии Узбекистана участники провели эксперименты по воздействию повышенной радиации в стратосфере на семена различных растений, плесени и дрожжей. Результаты будут способствовать научным исследованиям в области орбитальной биологии и аэрокосмических агротехнологий.
ЮНИСЕФ, являясь фондом, защищающим права детей, определяет три приоритетных области в образовании несовершеннолетних:
- равный доступ к возможностям обучения;
- улучшение обучения и навыков;
- улучшение обучения и защиты детей в нестабильных условиях.
В 2023 году ЮНИСЕФ поддержал правительство Узбекистана в разработке Дорожной карты для реформы образования, целью которой является объединение усилий правительства, партнеров по развитию, учителей, родителей, учащихся и школьных сообществ для достижения обозначенных стратегических целей преобразующего качественного образования.
Программа образования сосредоточена на развитии дошкольного образования, продвижении практик качественного и инклюзивного образования, а также внедрении инноваций и цифрового обучения на основе лучших международных практик и опыта при работе со школьными сообществами и всеми соответствующими заинтересованными сторонами.
Ключевыми рекомендациями по дальнейшему совершенствованию образования от ЮНИСЕФ являются:
- Увеличение инвестиций в инклюзивное образование как основной фактор повышения результатов обучения как для людей с инвалидностью, так и для людей без инвалидности. Системы образования, которые охватывают всех учащихся и поддерживают их в учебе, более успешны и более эффективны;
- Необходимость уделять внимание дальнейшему расширению использования технологий в образовании. Расширение цифрового обучения и подключения к Интернету поддерживается стратегией «Цифровой Узбекистан-2030», принятой указом президента в 2020 году с целью обеспечения цифровой трансформации во всех отраслях, и, в частности, в образовании.
- Расширение возможностей улучшения среды обучения и инфраструктуры ВСГ (водоснабжение, санитария и гигиена). Дополнительные инвестиции в инфраструктуру образования должны быть сосредоточены на наиболее маргинализированных областях и потребностях, особенно в отношении базовой инфраструктуры ВСГ и создания инклюзивной среды обучения.
Редакция выражает благодарность ЮНИСЕФ за оказанную поддержку при создании статьи.
Дарья Пензова
Комментарии