Многоходовочка в энергетическом секторе
Одним из самых очевидных последствий войны в Украине на постсоветском пространстве станет неуклонное перераспределение наиболее прибыльных и капитальных активов в пользу местной элиты, менее ориентированной на политические и экономические ресурсы России. Понятно, чтобы бросить такой вызов местная элита должна иметь определенные финансовые и административные силы. Похоже, все это в наличие и местная элита не собирается долго ждать, поскольку предполагает, что другого такого шанса у нее в ближайшее время и не будет.
Старт передела рынка природного газа в Узбекистане
15 июня 2022 года опубликован указ президента Узбекистана “О дополнительных мерах по реформе рынка природного газа”, который дал старт созданию нового монополиста по закупу и продаже природного газа в Узбекистане. Если ранее покупатели и продавцы природного газа как-то были аффилированы либо с добытчиками или хотя бы с транспортировщиками природного газа, то новый монополист АО UzGasTrade вовсе избавлен от таких малоприбыльных забот и будет заниматься исключительной торговлей (ранее говорили «торговый посредник»).
В настоящее время нефтегазовая отрасль страны, куда входит добыча, транспортировка, хранение и продажа на коммерческом рынке, де-факто находится под управлением иностранных компаний, по большей части российских, официальные бенефициары которых аффилированы с политической элитой России. Я беседовал с некоторыми государственными служащими, которые утверждали, что под прикрытием компаний некоторых иностранных инвесторов в центре Ташкента, сидят люди с особыми полномочиями, которые могут давать рекомендации руководителям государственных структур о предпочтительных проектах, распределении финансовых ресурсов, в которых, разумеется, их интересы надежно защищены. Будет ли это очередное выделение денег из бюджета на невыгодные, но очень дорогостоящие проекты, будет ли это очередное «списание» миллиардных долгов подконтрольных государственных и частных компаний за счет бюджета или даже принятие на плечи бюджета долгов этих компаний – это уже дело техники. Главное, суть — беззастенчивое присвоении прибылей от продажи общенационального достояния.
Указ “О дополнительных мерах по реформе рынка природного газа” открывает новые перспективы развития нефтегазового бизнеса, создавая «оптовый рынок энергетических ресурсов», как любил говорить бывший министр энергетики Узбекистана Алишер Султанов, ныне работающий в одной из иностранных компаний. Указ дает начало масштабной реорганизации деятельности всех подразделений двух крупнейших акционерных обществ: АО «Узбекнефтегаз» и АО «Узтрансгаз». Однако, эта очередная реорганизация опять начинается с создания монопольных структур.
Основные организационные действия, вытекающие из указа президента “О дополнительных мерах по реформе рынка природного газа”
Первое. Создается государственная структура, которая будет иметь максимально возможный потенциал аккумуляции оптовых клиентов на рынке и безальтернативное право на закуп природного газа у местных газодобывающих компаний, вместо АО «Узтрансгаз». О возможном создании монопольной структуры, которая будет заниматься исключительно закупом на внутреннем и международном рынке и продажей газа внутренним и внешним коммерческим структурам по оптовым долгосрочным контрактам мы писали еще в начале 2021 года. Посредник теперь имеет официальное право отобрать у существующих операторов, как у местных (АО «Узбекнефтегаз» и АО «Узтрансгаз»), так и у зарубежных (ИП Sanoat Energetika Guruhi, СП Epsylon, СП Uz-Kor Gas Chemical) освоенные рынки оптовых клиентов. Посредник будет, минуя структуры АО «Узбекнефтегаз», закупать сырье для перепродажи, пользуясь их услугами — инфраструктурой, газокомпрессорными и очистительными станциями на договорной основе.
Второе. АО «Узтрансгаз» становится монополистом – единым оператором по транспортировке, хранению и транзиту, в том числе реэкспорту природного газа.
Третье. Сделки с розничными клиентами, а это — наименее рентабельная и подверженная рискам сфера, останутся на плечах АО «Худудгазтаъминот». При этом последний также покупает газ у АО UzGasTrade. Как это отразится на стоимости сырья пока непонятно.
Четвертое. Плачевное финансовое положение АО «Узтрансгаз», которая стала самой убыточной среди госпредприятий Узбекистана по итогам 2020 и 2021 годов, должно быть поправлено за счет государственных ресурсов. Здесь есть разные варианты развития событий: его долги перед газодобывающими компаниями, к примеру СП Uz-Kor Gas Chemical, Lukoil, будут реструктурированы за счет доли АО «Узбекнефтегаз» в этом СП. В частности, доля АО «Узбекнефтегаз» в СП Uz-Kor Gas Chemical составляет — 50%, при этом «Узбекнефтегаз» имеет право на закуп выпускаемой полимерной продукции у СП Uz-Kor Gas Chemical в объеме 10%. Есть еще невыплаченные ранее дивиденды, подлежащие выплате по этой доле. То есть другое государственное предприятие – АО «Узбекнефтегаз» лишится не только своей доли в СП Uz-Kor Gas Chemical, но и дивидендов, на которые рассчитывало. Все это будет передано в АО «Узтрансгаз».
Далее, все долги АО «Узтрансгаз» в иностранной валюте, полученные от иностранных кредиторов под гарантии правительства, могут быть покрыты за счет средств Фонда реконструкции и развития Узбекистан (ФРРУ), то есть лягут на плечи налогоплательщиков. Более того, выделенные ранее ФРРУ многомиллиардные средства на проекты АО «Узтрансгаз» будут просто списаны, как «сомнительные к взысканию». Это уже стало своего рода традицией – так было сделано в 2017 и 2019 годах и лишь пандемия помешала сделать это и в 2021 году.
Пятое. Далее, СП Uz-Kor Gas Chemical, АО «Узтрансгаз», а также все другие операторы, в том числе иностранные, по договорам комиссии могут «добровольно уступить» свои права на отпуск коммерческим клиентам природного газа по новым повышенным ценам, о которых правительство уже объявило, под маркой «социальной справедливости» и введения «социальных норм потребления энергии».
Шестое. Все права по закупу природного газа для отпуска коммерческим клиентам, а также по импорту природного газа будут переданы вновь созданной государственной структуре UzGasTrade, которая уже представляет интересы других групп людей и в будущем может быть приватизирована.
Седьмое. Важно подчеркнуть, что весь уставный капитал нового предприятия UzGasTrade также будет сформирован за счет государственных средств, поскольку АО UzGasTrade будет создано как дочернее предприятие Министерства экономического развития и сокращения бедности, что вытекает из текста указа.
Новообразованные монополисты получат традиционные налоговые льготы и субсидии на компенсацию разницы цен между ценой импортируемого газа и газа, отпускаемого для выработки электроэнергии ТЭС. И эти расходы будут включены уже в бюджет 2022-2023 гг., для чего, в частности, привлечены ресурсы в размере 400 млн долларов США, выделяемые Всемирным банком на пополнение дефицита бюджета страны.
При этом пока о конкретных цифрах списания/переоформления долгов компании АО «Узтрансгаз» речи нет, поскольку цифры все еще уточняются, они будут меняться каждый день и процесс закончится не ранее 2023 года. Все вовлеченные в реструктуризацию стороны заинтересованы в том, чтобы быстрее избавиться от «ядовитых» активов, которые могли бы стать объектом внимания правоохранительных органов.
И правительство, и операторы с огромными долгами спешат. Ни один руководитель отрасли не желает видеть реальные проблемы и убытки. Однако, вместо решения проблем, только что зарегистрированные как 100% «дочки» Министерства экономического развития и сокращения бедности АО UzGasTrade, Uz-Transit Trading и Uz-Region Trading уже с 1 августа 2022 года будут отпускать газ от своего имени и по своим долгосрочным контрактам клиентам, которые сейчас пока работают с действующими (старыми) операторами.
В сухом остатке
Убытки АО «Узтрансгаз» будут вновь покрыты за счет государственных средств. Скорее всего, и средства за отпущенные ранее объемы газа, наконец, будут выплачены предприятию Uz-Kor Gas Chemical и другим операторам. Вводятся новые тарифы, которые принесут баснословную прибыль новому монополисту. АО UzGasTrade переоформит на себя все права на торговлю природным газом коммерческим потребителям, которым ранее занимались СП Uz-Kor Gas Chemical и АО «Узтрансгаз». Правительство отчитается, что оно наконец создало оптовый рынок энергетических ресурсов, о чем заявляло давно.
Однако, главная проблема — снижение объемов добычи природного газа в стране перераспределением роли игроков и повышением тарифов, субсидированием их убыточной деятельности не решается. Нужны совершенно иные решения. О различных предложениях будет рассказано в следующем материале.
Процесс трансформации АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаъминот» — это первый серьезный проект по изменению бенефициаров продажи главных природных ресурсов Узбекистана. И это только начало. Далее, в очереди стоят государственные активы, отмеченные в приложениях №№ 1 и 2 к указу президента Республики Узбекистан, от 11.02.2021 г. № УП-6167 «О мерах по дальнейшему ускорению процессов приватизации государственных активов». Такая вот «многоходовочка».
Граждане Узбекистана будут вынуждены принять перманентный рост цен на все жизненно важные товары и услуги, в том числе и на коммунальные услуги, что приведет к неуклонному повышению цен на энергоносители.
Объявленный ранее Минэнерго новый скачок цен на энергоносители был спешно отменен. Возможно, повышение цен можно ждать после проведения референдума относительно новой Конституции. В настоящее время готовится новый указ «социальной справедливости» и введении «социальных норм потребления энергии».
Сегодня в райгазе наблюдал картину: пожилая женщина, оплатив 300 тысяч сумов, умоляла включить газ, который отключили за долг в 25 тыс. сумов. Все верно, есть долг – подачу газа перекрывают. Однако, энергетические монополии с долгом в несколько триллионов сумов работают без всяких отключений потоков.
Владимир Громов,
специальный корреспондент Anhor.uz
Комментарии