Фейковый туризм Узбекистана
В силу того, что я много лет занимаюсь развитием въездного и внутреннего туризма в Казахстане, меня всегда интересовало, на каких цифрах основывались и продолжают основываться многочисленные госпрограммы, концепции и дорожные карты по туризму в странах региона, пишет Тимур Дуйсенгалиев, председатель правления ОО «KazakhAlpineClub», руководитель экспертной группы по туризму при Национальной палате предпринимателей Казахстана «Атамекен» (Алматы).
В Центральной Азии многие годы общепризнанным лидером в сфере туризма является Узбекистан. Не случайно объектом нашего исследования стал распиаренный сосед по региону. Ведь очень часто в Казахстане в высоких кабинетах Узбекистан нам ставят в качестве примера, что и как надо делать.
Совместно с экспертами тур сообщества Алматы мы попытались проанализировать изменения, происходящие в отрасли туризма этой страны на основе изучения законодательства и туристской практики.
Старшее поколение хорошо помнит, как во времена СССР все союзные республики писали победные реляции о выполнении и перевыполнении планов по всем отраслям народного хозяйства при тотальном дефиците и отсутствии на полках элементарных продуктов питания и товаров народного потребления. Зачастую это было связано с огромными приписками. В хлопководстве Узбекистана, например, приписки доходили до 20%! В свою очередь многомиллионные приписки хлопка стали результатом нереалистичных или как их еще называли «напряжённых» планов.
К сожалению, эту порочную практику наши соседи, да и мы в Казахстане, если откровенно, не изжили до сих пор. Взамен приписок в хлопководстве, в Узбекистан в последние пять лет пришло другое – более уродливое явление – гигантские приписки количества интуристов, приезжающих в страну.
Так Министерство туризма и культурного наследия на своем сайте опубликовало официальные Сведения об иностранных туристах, посетивших Республику Узбекистан в 2016 – 2022 годах. В официальных сведениях министерства указано, что, по мнению туристической администрации Узбекистана, в страну приехали иностранные туристы в количестве: 2018г – 5346,2 тыс., 2019г – 6748,5 тыс., 2020г – 1504,1 тыс., 2021г – 1881,3 тыс., 2022г – 4751,6 тыс. При этом, 85% из них из трех соседних стран – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. А из стран дальнего зарубежья (не относящихся к СНГ) приехали интуристов всего на всего в количестве: 2018г – 281,6 тыс., 2019г – 425,8 тыс., 2020г – 63,8 тыс., 2021г – 132,3 тыс., 2022г – 241,4 тыс. То есть, в среднем 5% от общего числа приехавших интуристов.
Однако, действительно ли в указанные годы в Узбекистан приехали миллионы интуристов из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана?
Государственный комитет Узбекистана по статистике 22 ноября 2022 года опубликовал очередные сведения о гражданах государств, которые чаще всего посещали Узбекистан в январе-октябре 2022 года. В этот период Узбекистан посетили 4 млн 109,7 иностранцев. При этом, в этот период, как и во все предыдущие периоды, Узбекистан больше всех посетили граждане Казахстана – 1 млн 255,4 тыс. человек (30% из общего числа посетителей).
При чем, в этот период граждане трех центрально-азиатских государств – Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, посетивших Узбекистан, составили 3 млн 472 тыс. человек (85% из общего числа посетителей, как и во все предыдущие периоды).
В то же время, туристическая администрация Узбекистана во всех своих формах (комитет, министерство, объединенное министерство) в последние пять лет настойчиво называет всех посетителей из стран Центральной Азии туристами и таким образом приписывает в валовое количество туристов как минимум 60%.
Вместе с тем, чиновники эмпирическим методом определяют, что иностранные туристы тратят в стране в среднем столько-то валютных средств. Затем эту среднеопределенную цифру умножают на количество туристов, в том числе на приписанных 60% посетителей (не туристов), и таким образом выводят валовые объемы экспорта туристических услуг.
Узбекские партнеры показывали письмо, направленное в допандемийный период министром туризма Узбекистана на имя премьер-министра страны, с просьбой в статистических данных учитывать среднее значение трат иностранных туристов на поездку по Узбекистану как 620 долларов США на одного туриста. Такую цифру вы умножаете на валовое количество объявленных интуристов за такой-то период и у вас получается валовый объем экспорта услуг от туризма по стране за такой-то период. При этом, когда вы такую цифру умножаете на огромное количество приписанных туристов, у вас получается, соответственно, огромная приписка в валовый объем экспорта туристических услуг. Самое отвратительное, гадкое, постыдное то, что по цепочке эти фейковые цифры о многомиллионных туристах в Узбекистане чиновники от туризма на протяжении последних пяти лет вставляют в уста президента Узбекистана.
Очевидно, что ненадёжная официальная статистика не позволяет руководству страны и серьезным инвесторам принимать верные хозяйственные и инвестиционные решения.
По просьбе казахстанских инвесторов мы дали в мессенджере Telegram объявление о том, что хотим купить действующую гостиницу в Узбекистане. К нашему удивлению, мы получили целый ряд предложений от владельцев гостиниц, которые построены в последние пять лет или которые все еще строятся; от владельцев гостиниц Ташкента, Самарканда, Бухары, Хивы, которые хотят продать свои гостиницы из-за отсутствия у них туристов.
Как говорил старина Марк Твен: «Существуют три вида лжи: есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика». В нашем случае фокус, ловкие передержки, искусный трюк, посредством которых хитрый и опытный чиновник-фокусник от туризма воспроизводит поражающие своей сверхъестественностью явления туризма, основаны на подмене понятий туристической статистики и обмане.
В соответствии с законом Узбекистана «О туризме», турист — физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от двадцати четырех часов до двенадцати месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. При этом, тур – путешествие по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченное комплексом туристских услуг, включающим не менее двух видов туристских услуг.
Тогда как, посетитель (не турист) – это лицо, приходящее куда-нибудь с какой-нибудь целью, посещающее кого-что-нибудь, недолго находящееся где-нибудь, в отличие от долговременно пребывающего.
Соответственно, так и следует указывать в статотчётах: это – туристы, а это – посетители. Да, туристы тоже являются посетителями. Но посетители не являются туристами. И никак по-другому!
Интернет-издание UzDaily.uz 23 декабря прошлого года сообщило, что в ноябре текущего года Узбекистан посетили 164 660 граждан Казахстана, из них 59 840 человек (36% из общего числа посетителей) в целях посещения родственников. В служебных целях – 1066 человек, в коммерческих целях – 37 человек, с целью учёбы – 9 человек, в лечебных целях – 1215 человек.
В истинно туристических целях – досуг и отдых – в ноябре Узбекистан посетили 2493 казахстанцев (1,5% из общего числа посетителей). Тогда как остальные 100 020 человек (61%) посетили Узбекистан на период менее двадцати четырех часов и, соответственно, никак не могут считаться туристами. При том, социологический опрос на наземной границе государств показывает, что некоторые из них посетили Узбекистан по 40-50 раз и более в году.
Приведенные цифры в процентном соотношении абсолютно правильно отображают количество истинных туристов из Казахстана и количество казахстанцев-посетителей Узбекистана за месяц, за год, за пять лет.
Как сообщило ИА «Дунё», по данным Госкомстата Узбекистана, в ноябре Узбекистан посетили в целом 555,5 тысячи иностранных граждан. Из них пересек границу пешком – 477,1 тысячи человек (85,9%), авиаперелетом – 65,4 тысячи человек (11,7%), железнодорожным транспортом – 7,5 тысячи человек (1,4%) и на автотранспорте – 5,5 тысячи человек (1%).
Подавляющее большинство из указанных посетителей – граждане соседних стран –Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Более 60% из них посетили Узбекистан на период менее двадцати четырех часов и, соответственно, никак не могут считаться туристами. Статистическая фальсификация вводит в заблуждение также наших туроператоров и турагентов, занимающихся отправкой туристов из городов Казахстана в зарубежные страны.
Этой публикацией мы категорически протестуем против того, чтобы сведения о количестве казахстанских посетителей использовали для рисования дутых цифр количества интуристов в Узбекистане. Не отправляли мы миллионы туристов из Казахстана в Узбекистан, не тратили они сотни миллионов долларов в год на туристические цели в Узбекистане.
Да, действительно, Всемирная туристская организация (ЮНВТО) предлагает учитывать, по отдельности и туристов, и посетителей страны. Но при этом, это делается для того, чтобы определять нагрузки на пограничников, аэропорты, вокзалы, на придорожную инфраструктуру, а не для введения в заблуждение инвесторов, не для очковтирательства, не для создания видимости благополучия.
Если действительно подавляющая часть интуристов Узбекистана составляют посетители -граждане Казахстана, то министерству туризма Узбекистана следовало бы проводить регулярные роад-шоу и презентации во всех регионах и городах Казахстана, привлекая туристов на тур маршруты в Узбекистан.
Но за пять лет министерство туризма Узбекистана ни разу не организовало в Казахстане роад-шоу или презентацию туристических возможностей Узбекистана. Официальные или полуофициальные визиты чиновников от туризма и ограниченное количество участников тур выставки не в счет.
Туристические Telegram-каналы Узбекистана заполнены саморекламой руководителей министерства туризма Узбекистана и их декларациями грандиозных планов. Мы видим репортажи из их регулярных поездок по развитым зарубежным странам, но мы не видим их у нас в Казахстане, хотя согласно статотчётам туристической администрации, наши туристы составляют 30% валового количества интуристов в Узбекистане.
По инициативе президента Узбекистана осуществлен самый масштабный туристический проект Центральной Азии – «Silk Road Samarkand». Новый многофункциональный туристический комплекс расположен на территории более 260 гектаров. Здесь открыты отели, парки, зоны отдыха, медико-санаторные объекты, рестораны, кафе и бары, объекты культурного назначения. В центре курорта находится полноводная акватория самаркандского гребного канала и историко-этнографический комплекс «Вечный город».
Построенные здесь 8 четырех- и пятизвездочные гостиницы рассчитаны на одновременное размещение 3000 туристов. В соответствии с общепризнанными мировыми стандартами успешными гостиницы считаются при среднегодовой загрузке не менее 66%. Для такой успешности своих гостиниц, этот кластер должен суметь привлечь не менее 730 000 туристов в год. Однако, в СМИ Казахстана почти нет никакой информации об этом новом туристском кластере за исключение статьи в интернет-издании «Капитал» приуроченной к визиту президента Казахстана в Самарканд в рамках саммита ШОС.
Казахстанские туристы не знают ничего о медико-санаторных и оздоровительных возможностях уникального комплекса. Было бы целесообразно организовать ознакомительные инфо-туры в «Silk Road Samarkand» для наших туроператоров, турагентов, блогеров, специалистов санаторно-курортной сферы, а также представителей уполномоченных органов.
Также, по нашему мнению, для привлечения в Узбекистан объявленных 7 миллионов интуристов в год, в стране необходимо организовать процесс туристификации новых различных объектов и видов деятельности. Туристификация – это создание новых объектов притяжения туристов; превращение обычных объектов и видов деятельности – в туристические объекты и в туристические виды деятельности. То есть речь идет о повышении производительности в туристской отрасли. Сегодня мало просто продавать природные и культурные достопримечательности, на этой ренте конкурентоспособный турпродукт уже на построишь.
Эти новые туристические объекты и виды деятельности позволят на постоянной основе привлекать дополнительные потоки туристов в страну, в первую очередь из стран Центральной Азии, России, Китая, а также развитых стран дальнего зарубежья.
К примеру, Узбекистан – аграрная страна. Около 50% населения страны живут в сельской местности. Но при этом, в стране никак не использованы возможности создания агротуризма. В мировом туризме, особенно в условиях продолжающейся пандемии, агротуризм стал одним из самых востребованных видов туризма и сегментов туррынка.
В закон Узбекистана «О туризме» внесено очень прогрессивное понятие «малая туристская зона». Также указано, что туристские зоны могут создаваться по предложению, в том числе юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Малые аграрные туристские зоны (далее – МАТЗ) – это как фермерское хозяйство, но с обязательным условием, что не менее 50% дохода МАТЗ должно поступать от туристической деятельности. То есть, можно считать, что МАТЗ – это добавленная стоимость к фермерскому хозяйству.
Но создание МАТЗ требует от предпринимателей существенных инвестиций. Поэтому, для создания МАТЗ необходимо предоставлять предпринимателям отрасли на постоянное пользование лучшие сельскохозяйственные земельные участки, в доступности туристических автобусов. При том с переводом выделенных для МАТЗ сельскохозяйственных земель – в статус несельскохозяйственных земель, с правом последующей приватизации. Так это делается в странах, где активно развивается агротуризм.
В 2020 году в рамках совместного инфотура по Шелковому Пути для европейских туроператоров в Узбекистане нам рассказывали, что в целях развития инфраструктуры туризма указом президента страны в Бостанлыкском районе Ташкентской области введена специальная административно-управленческая система. Предусматривалось, что министр туризма напрямую будет руководить свободной туристической зоной «Чарвак» и контролировать деятельность районной администрации Бостанлыка. На развитие инфраструктуры туристической зоны было выделено 20 млн долларов США.
Что же мы увидели в этом году? По истечении двух лет там построен только куцый тротуар вдоль основной трассы в Чимгане. В самом же кишлаке Чимган, самом известном горном поселке Узбекистана, дороги в последний раз были асфальтированы еще в советское время. Можете себе представить в каком они сейчас состоянии.
Подводя итоги, хочется сделать три основных вывода:
1) Чтобы правильно развивать туризм, необходима честная и ответственная статистика. Для всех участников туррынка важно, чтобы зеркало, в котором отражается наша отрасль, не было «кривым».
2) Правительства стран Центральной Азии, ШОС, Организации тюркских государств, Организации экономического сотрудничества должны реально, а не на словах, стимулировать региональное сотрудничество в сфере туризма. Выделять туроператорам региона гранты и субсидии на проекты развития регионального сотрудничества и продвижения регионального тур продукта.
3) Необходимо создать механизмы эффективного взаимодействия между государством и бизнесом. Без этого самые лучшие начинания останутся на бумаге, а вложенные ресурсы могут быть потеряны.
Комментарии