Кому продались, журналисты?

Кому продались

Насколько СМИ Узбекистана действительно свободны? Какие явные и скрытые факторы влияют на позицию журналистов и блогеров? Никита Макаренко анализирует отечественные медиа, используя концепцию американского философа Ноама Чомски.
 

Сегодня мы отмечаем Всемирный день свободы печати. 2020 год ООН проводит под лозунгом “Журналистика без страха и предвзятости”. Про страх перед нажатием кнопки “опубликовать” я писал ровно год назад. Давайте поговорим про предвзятость.

Часто от читателей можно услышать приговор: “продались”. Вам может не нравиться реклама конфликтных брендов, сотрудничество с властями и иностранными организациями, предоставление или не предоставление площадки отдельным личностям. Не все из этого есть “зло”.

Работа медиа крайне сложна и состоит из ежедневных компромиссов. Особенно в Узбекистане. “Темная сторона” тоже существует. Некоторые отечественные СМИ (особенно государственные телеканалы и информационные агентства) открыто занимаются пропагандой, используя весь ее богатый инструментарий.
 
Кому верить? Существуют ли в Узбекистане медиа, которые свободны, идеально честны, независимы и коммерчески успешны?
Ответ: нет. Но не беспокойтесь. Это проблема характерна почти для всех стран.
 
Еще в 1988 году американец Ноам Чомски, один из самых авторитетных ныне живущих философов, и его соавтор Эдвард Херман опубликовали свой труд “Фабрикуя согласие: политическая экономия масс-медиа”. Ученые разработали собственную “модель пропаганды”. Они применили ее к американским СМИ и показали, что все они являются предвзятыми по своей сути. По сей день, эта книга является одним из важнейших научных трудов, описывающих взаимодействие общества, властей, бизнеса и СМИ.

Ноам Чомски дает свое собственное определение понятию “масс-медиа”: “Это эффективный и мощный идеологический институт, который выполняет функцию поддерживающей систему пропаганды, опираясь на рыночные силы, принятые внутри допущения и самоцензуру – без явного принуждения”.

Обратите внимание на последние три слова. “Без явного принуждения”. Давайте считать, что “явное принуждение” сейчас в Узбекистане отсутствует. Сегодня частные СМИ, как правило, больше не работают по “телефонному звонку”. Журналисты уже не сталкиваются с тем уровнем цензуры и давления, что существовал в версии “Узбекистан 1.0”.

Чомски проверял свою модель на примере достаточно свободной страны, США. Модель была также успешно применена другими учеными к европейским странам. Применять ее на Узбекистане “образца 2015 года” не имело бы никакого смысла. Тогда существовало “явное принуждение”. И разглядеть работу пропаганды мог любой. Никто не верил телепередаче “Ахборот”, правда?
 
Сегодня, благодаря прогрессу в области свободы слова, все стало сложнее. Ноам Чомски утверждает: “Намного труднее разглядеть работающую систему пропаганды там, где медиа принадлежит частным владельцам, и формальная цензура отсутствует. Особенно это правдиво там, где медиа активно конкурируют, периодически атакуют и разоблачают корпоративные и государственные злодеяния, а также агрессивно выставляют себя защитниками свободы слова и интересов общества”.

“Что остается неочевидным (и не обсуждаемым в самих медиа) – это ограниченная природа такой критики”, – пишет ученый. Давайте разберемся, почему же так происходит.
 
Применяеммодель пропагандык Узбекистану

Ноам Чомски создал модель из пяти фильтров. По мнению ученого, любая новость или информация проходят через эти фильтры, перед тем как быть опубликованной в СМИ. Фильтры активно проникают друг в друга и взаимодействуют. Все они вместе являются следствием неравенства в распределении денег и власти в обществе. Механизмы работы фильтров показывают, как обладатели ресурсов способны определять, что является “достойным освещения”. И как информация должна подаваться и интерпретироваться.
 
Фильтр первый. Размер, собственность, и ориентация на прибыль.

В мировой практике на медиа-рынке, как правило, доминируют большие конгломераты. В США это The Walt Disney Company, News Corporation, Viacom и Time Warner. В России – Газпром медиа-холдинг, ВГТРК, Национальная медиа-группа и другие.

Главная их задача – это получение прибыли. Поэтому они обязаны блюсти финансовые интересы своих владельцев, а также контролирующих их инвесторов. Редакторы таких СМИ скованы и зависят от решений своих хозяев. В то время как владельцы имеют общие интересы с другими корпорациями, бизнесменами, государством, и не намерены им вредить. Это напрямую влияет на выбор повестки новостей и на их подачу.

Итак, первый фильтр: ни одно крупное СМИ не пойдет против интересов своих владельцев, а также не повредит собственной прибыли и прибыли своего владельца.

Этот фильтр имеет особо важное значение, так как крупные конгломераты контролируют большую часть аудитории. Небольшие издания редко могут конкурировать с ними в борьбе за массового зрителя и читателя. Это замкнутый круг: чем больше вы хотите расширить аудиторию, тем больше требуется денег, а крупные средства сосредоточены в руках узкой группы людей. Таким образом, массовая аудитория всегда подвержена влиянию первого фильтра.

В Узбекистане пока еще не сформировались мощные конгломераты, подобные Viacom или ВГТРК. Частные телестанции и онлайн-медиа более-менее равномерно контролируют рынок. Но я считаю, что применение первого фильтра справедливо к Узбекистану, и может быть в нашем случае проиллюстрировано не частным “монстром”, а государственным.

И этот пример – Национальная Телерадиокомпания (МТРК). По сути, это мощнейший конгломерат, контролирующий 14 телеканалов, 4 радиостанции и 12 местных студий. Эта организация, с самой, возможно, крупной аудиторией в стране, в полной мере использует первый фильтр. Телеканалы МТРК никогда не критикуют своего владельца – государство, а также не затрагивают его интересы в сфере внешней и внутренней политики.

Здесь возможна лишь “отфильтрованная” первым фильтром критика: “разносы” чиновников локальных уровней, маргинальных групп и бизнесменов, а также отдельных персон и организаций, критика которых может быть полезна владельцу-государству.
 
Фильтр второй. Реклама. “Лицензия на бизнес”.

“Рекламодатели фактически приравниваются к де-факто лицензирующему ведомству. Потому что без их поддержки газеты перестанут быть жизнеспособными”, – считают американские исследователи Джеймс Каррэн и Джон Ситон.

Второй фильтр является самым критичным для частных СМИ в Узбекистане. Особенно онлайн-СМИ. А именно они сегодня, как принято считать, наиболее “свободные” и “независимые”. Фильтр очень прост. Без рекламодателя медиа не выживет. Поэтому медиа вынуждены учитывать его политические предпочтения и экономические интересы. В этот же водоворот попадают и блогеры, которые начинают зарабатывать на рекламе.

Не стоит думать, что все очень просто, и рекламодатели напрямую шантажируют своих партнеров (хотя изредка такие случаи в Узбекистане тоже происходят). Это всегда очень сложный процесс и постоянный поиск компромисса. Как правило, медиа само анализирует, не затронет ли выпускаемая информация того или иного рекламодателя. Чем он крупнее и важнее для СМИ, тем выше шанс, что новость или статью скорее всего “отложат”. 

В СМИ Узбекистана подобные случаи “рекламной самоцензуры”, как правило, связаны с зависимостью от рекламы крупных компаний, концернов и холдингов. Вдвойне вопрос обостряется, если рекламодатель аффилирован с крупным общественным или политическим деятелем. В некоторых случаях СМИ вынуждены думать и о взвешенной критике отдельных иностранных государств: рекламные бюджеты приходят и от компаний с иностранными инвестициями.

Впрочем, существуют примеры успешного “сожительства” в одном издании как критических материалов, затрагивающих интересы крупного рекламодателя, так и его рекламы. Но не стоит думать, что в этом случае фильтр не сработал: он просто задержал определенную информацию, пропустив в эфир лишь ее часть.
Косвенным влиянием рекламного фильтра является то, что СМИ могут попасть в “ловушку увеличения аудитории”: чем больше растет аудитория, тем больше растут рекламные бюджеты. Это подталкивает редакторов уходить от серьезных и критических материалов в сторону развлекательных. Таким образом, фильтр работает на снижение количества общественно важных публикаций.
 
Фильтр третий. Источники информации в масс-медиа.

Работа этого фильтра, как правило, полностью скрыта от глаз читателей. Но он чрезвычайно важен, и во взаимоотношениях СМИ и государства эффективно фильтрует то, что не задержали два первых фильтра. Поэтому важно понимать его механизм.

Каждому частному СМИ требуется постоянный, надежный поток информации. Новости должны выходить ежедневно. Никто не в состоянии иметь репортеров повсюду. Поэтому СМИ зависят от тесного взаимодействия с государственными ведомствами. Правительство, хокимияты, госкомитеты, ежедневно поставляют им информацию. Рассылаются пресс-релизы и новости, отправляются вопросы, пресс-секретари дают свои комментарии.

Информация, предоставленная так называемыми “официальными источниками” крайне ценится в СМИ. Масс-медиа пытаются быть объективными, и чтобы защитить себя от критики в предвзятости и клевете, им необходим материал, который будет являться теоретически достоверным. Самый простейший способ “заверить” информацию – это получить ее у государственных органов и сослаться на них.

Другой путь – это проверять информацию самостоятельно, привлекая различные сторонние источники. Это долго и дорого, и в условиях острой конкуренции позволить себе такой процесс не может практически никто, особенно в жанре новостей.

Таким образом, формируется зависимость СМИ от “официальных источников”, а также ведомств и персон их представляющих. В свою очередь, ведомствам очень выгодно такое сотрудничество: стабильно получающее информацию СМИ будет меньше заинтересовано в острой критике ведомства, опасаясь лишится источника информации.

Естественно, что этот фильтр не подразумевает никаких письменных, или устных договоренностей. Зависимость вырабатывается со временем. Иногда она обрывается, и тогда “провинившееся” СМИ или журналист лишаются доступа к информации. Его перестают приглашать на пресс-конференции, исключают из круга получающих эксклюзивную информацию, отказывают в оперативных комментариях. Что, теоретически, не противоречит законам.

Аудитория растет у тех СМИ, что публикуют новости первыми, а также дают эксклюзивы, которых нет у конкурентов. Эксклюзивы и инсайды – это самая дорогая валюта на медиа-рынке. Поэтому экономический успех медиа во многом зависит от культивации контактов и выстраивании личных связей. СМИ вынуждены идти на тонкие компромиссы и осторожно фильтровать материалы, затрагивающие важные источники своей информации.

Третий фильтр успешно начал работать в Узбекистане в последние один-два года. Благодаря проведенным реформам, все государственные ведомства получили пресс-секретарей. Государственные служащие, чиновники и политики также стали распространять информацию и налаживать связи с медиа в своих интересах. 

Сравнивая узбекистанские медиа образца 2018 года и образца 2020 года, я могу заключить, что сейчас некоторые ведомства практически вышли из под прицела критики СМИ. Во многом это связано с работой их пресс-служб или талантом руководителей, успешно использующих третий фильтр.
 
Фильтр четвертый. Flak. Толпа недовольных.

Четвертый фильтр очень интересен тем, что вы вряд ли задумывались, какую огромную роль он играет в нашем обществе. Ноам Чомски придумал термин flak, взяв это название у скорострельной зенитной пушки времен Второй Мировой Войны.

Flak – это негативные комментарии, письма, телефонные звонки, сообщения, угрозы, судебные иски, которые журналист или СМИ получают, подняв очень острую для общества тему. Как самолеты боятся летать под плотным зенитным огнем, так и журналисты опасаются поднимать вопросы, которые могут вызвать flak.

В разных обществах разные темы являются токсичными. Но неизменно везде есть темы, которые вызывают бурю общественного негодования. Например, в Узбекистане это темы религии, языка, национальной идентичности, прав ЛГБТК+. Вы можете наблюдать, как СМИ используют четвертый фильтр и обходят эти темы, опасаясь попасть под flak.

Flak могут устраивать как недовольные обсуждением темы люди (при этом, может существовать молчаливое большинство), так и организованные группы: государственные организации, сообщества, специально созданные “тролль-фабрики”.

Со времен публикации книги Чомски в 1988 году и появлением Интернета flak стал необычайно силен. Приняв форму кибербуллинга (травли), flak успешно психологически влияет на выбор журналистами тем и объектов для критики. Два известных примера: хорошо организованный flak после публикации в Газета.uz статьи “Манавият погубит в Ташкент” и случай с чиновницей из сферы СМИ, неосторожно поднявшей религиозную тему.

Flak атакует и “большие” СМИ. Неосторожно подняв острую тему и получив шквал негодования от недовольной точкой зрения редакции аудитории, издание может лишиться рекламодателей. В какой-то момент скандал может стать излишне токсичным, и реклама “разбежится”. Фильтр делает свое дело.

Новая для Узбекистана тенденция – flak через судебные иски. Затронув определенные, не запрещенные законом темы и персоналии, СМИ рискует получить целый набор исков на серьезные суммы, которые могут привести к разорению. Не все частные СМИ имеют возможность нанимать дорогих адвокатов на судебные процессы, поэтому потенциально рискованная информация фильтруется заранее.
 
Фильтр пятый. Враждебная идеология и страх.

Для пятого, заключительного фильтра “модели пропаганды” Чомски вводит понятие “антиидеологии”. Анализируемая в этой статье книга была выпущена во время Холодной войны, поэтому ученый использовал в качестве примера существовавшую в США идеологию антикоммунизма. В 1997 году Чомски обновил пятый фильтр, посчитав что место антикоммунизма в американском обществе заняла “борьба с терроризмом”.

По Чомски, государства, как правило, создают некоего “врага”. Его цель – посеять в обществе атмосферу страха, которая необходима для эффективного контроля. В таком обществе развивается ненависть к определенным группам или явлениям, которые могут представлять угрозу. Эта угроза может быть как настоящей, так и искусственно сконструированной.

В этих условиях любая информация, критикующая так или иначе государство, может автоматически объявляться “непатриотичной”, а СМИ или журналист получают имидж “врагов”. Это заставляет их фильтровать информацию, даже если она является правдивой и достоверной, и имеет общественную важность.

Один из ярких примеров – это современная Россия, где в качестве антиидеологии выступает “западная угроза”. Журналисты, критикующие государство или его инициативы нередко получают ярлык “прозападных”, “работающих на Госдепартамент США”, “иностранных агентов”.

В Узбекистане долгие годы антиидеологией являлись религиозный экстремизм, терроризм, а также условные “не соответствующие национальному менталитету ценности”. СМИ вынуждены были фильтровать свои публикации, чтобы случайно не быть заподозренными в симпатиях к этим условным “идеологиям”. Одним из абсурдных проявлений работы этого фильтра был негласный запрет на мужские бороды, серьги и татуировки на телевидении Узбекистана.

Свежим примером антиидеологии и сопутствующей угрозы (как отмечалось выше, она может быть и реальной) является пандемия COVID-19. В атмосфере массового страха правительство ввело высокие штрафы за распространение ложной информации, касающейся пандемии. Пятый фильтр заработал для всех отечественных СМИ и блогеров, которые теперь осторожнее подходят к публикациям на тему COVID-19.
 
Кому же верить?

Все описанные выше фильтры работают в самых сложнейших комбинациях. Для одних медиа возможно прохождение лишь первого фильтра, другие испытывают на себе действие всех пяти. У разных владельцев и разных рекламодателей разные интересы. Одни СМИ более устойчивы к flak, другие менее. Разные журналисты по-разному взаимодействуют с официальными источниками информации. Маленькие инди-СМИ и Телеграм-каналы могут существовать какое-то время, борясь с фильтрами и используя пожертвования, гранты или собственные средства.

“Не страшно, что у медиа есть владельцы. Страшно, когда у всех медиа один владелец”, – считает известный российский политолог Екатерина Шульман.

Ответ на вопрос кому же верить, таков: никому и всем.

Все информационное пространство целиком дает полную картину происходящего. Скрыть что-то в XXI веке практически невозможно. Вот только к вам никогда не поступает собранный паззл. На вас каждый день вываливается множество его кусочков. И некоторые из них – вообще не из этой игрушки. Только вы сами сможете собрать
из фрагментов более-менее реалистичную картину и немного приоткрыть истину для себя. 

Абсолютно свободных от предвзятости СМИ не существует ни в одной стране мира. Читайте разные источники. Нельзя сказать, что вы прочитали новость, пока вы не прочли ее в трех источниках трех разных владельцев.

И никому не верьте. Не верьте государственным СМИ. Не верьте частным СМИ. Не верьте иностранным СМИ, не верьте блогерам, не верьте группам в Facebook и каналам в Телеграм. Не верьте мне, не верьте Ноаму Чомски.

Думайте сами.

Никита Макаренко

В работе над статьей использована книга Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media. 1988, 2002 by Edward S. Herman and Noam Chomsky. Pantheon Books, New York.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.