О проникновении лжи в наше общество

Пиноккио - персонаж сказки Карло Коллоди. Особенностью персонажа являлось то, что у него увеличивалась длина носа всякий раз, когда он лгал. Источник: Jametlene Reskp/unsplash.com

Ложь проникла во все сферы нашей жизнедеятельности. Её можно видеть в деятельности органов государственной власти и управления, в религии, семьях, межличностных, государственно-гражданских, деловых и общественных отношениях. Возникает впечатление, что подавляющее большинство населения Узбекистан убило в себе способность реагировать на ложь, как на нечто мерзкое, неприемлемое в отношениях любого уровня. Наше общество, воспринимает ложь как нечто обыденное, как норму жизни.

Обсуждая эту ситуацию с различными людьми, я пришел к твердому убеждению, что необходим общественный диалог об источниках лжи и путях оздоровления общества. Должен состояться честный, беспощадный, граничащий с покаянием, диалог между гражданами, политическими, общественными и религиозными организациями. Диалог, дискуссия, направленная на безусловное очищение общества от этого гнусного явления.

В данной статье слово “ложь” используется широко, охватывая смысл слова “обман” – то есть преднамеренное использование лжи с целью достижения каких-то результатов или сокрытия истины. Ложь как категория философская, имеет прямое отношение к такому понятию как истина, соответствию наших знаний и взглядов объективным реалиям прошлого и настоящего, бытия во Вселенском и человеческом масштабах. Она больше апеллирует к нашей душе, к нашей вере.

Однако, не только семья и религия, но и государство, деятельность его институтов оказывают не менее сильное влияние на утверждение истины в обществе, а значит, в устранении или, наоборот, в разрастании лжи.

В частности, непризнание своей истории такой, какой она была на самом деле, попытки придать ей иной смысл и содержание, исходя из главенствующих сегодня державных или любых иных «соображений» и есть начало проникновения лжи в наше общество.

Недавно один из моих читателей, увидев пост о сходстве дат и содержания праздников христиан с праздниками язычников, усмотрел в нем оскорбление религиозных чувств верующих. Такая ложная религиозность заставила меня задуматься о глубине и пагубности проникновения лжи в нашем обществе. Поскольку я убежден, что все попытки переоценки событий прошлого с точки зрения преобладающих сегодня в обществе понятий и критериев добра/зла и есть первоисточник проникновения лжи в наше сознание.

А такую переоценку нам навязывает наша элита, государственные чины и псевдодержавный ученый люд, который пригрет властью за “обоснование или утверждение “полезной” для власти истины”.

Того читателя возмутило, что я, якобы поставил на один уровень христианские и языческие праздники. Он уверен, что христианство — это хорошо, а вот язычество — это плохо. В чем ошибка? Она в лживости критерия оценки, ведь речь о прежних поколениях, которые претерпели объективный, органичный переход от многобожия к единобожию. В этом примере отчетливо проявляется наше нежелание признавать и принимать историю как она есть, в бесконечных попытках «прихорашивать», подстраивать, перекраивать историю жизни ушедших поколений. Говорю это не об одном этом примере, а об опасной тенденции, появившейся в жизни узбекистанского общества.

Нам надо ответить на два главных, на мой взгляд, вопроса: где и когда произошел тот великий перелом, когда ложь и обман стали обыденными вещами, воспринимаемыми узбекистанцами без презрения и осуждения, кто и какие институты нашего общества в этом виноваты и почему…

Анализируя на страницах  Anhor.uz о причинах бедности нашего общества, я утверждал, что именно ложь между различными институтами (государственными, частными), между различными ипостасями представителей общества (продавцы и покупатели, государственные управленцы и народ) является одной из главных причин отсталости и бедности нашей жизни. Следовательно, исследования причин возникновения лжи в социуме, ее проникновения в наши повседневные деловые и личные отношения, последствий такого проникновения представляют самый фундаментальный интерес.

Большинство наших познаний и представлений о хорошем или плохом, об истинном или ложном сформированы под влиянием верований и традиций наших предков, передаваемых из поколения в поколение (семья), равно как и нашей верой – религиозными понятиями и верованиями. Иными словами, семья и религия есть важные институты формирования нашего сознания, понятий совести, чести и достоинства.

Не менее важным институтом является государство, которое создает реальные условия существования семьи и индивида. Государство дистанцирует себя от религии, но также старается поддерживать семейные ценности, важной частью которых являются религиозные ценности.

Исследование роли каждого вышеназванного института, ответственного за проникновение лжи в наш образ жизнедеятельности, имеет практический характер, поскольку позволит понять природу и источник явления и определить направления борьбы с ним.

Религия

На пятничном намазе, который в Узбекистане собирает все больше и больше людей, проповедники говорят о пяти главных обязанностях (фарз), которые являются обязательными для мусульман – поступки и нормы поведения, вменённые человеку Всевышним в обязанность.  «Если фарзом называются только те предписания, которые основываются на Коране, те же, которые выведены из хадисов, называются сунна, а вместе они объединяются под общим названием воджиб — должное», — повествует известный теолог Рафаил Хасанов.

В связи с этим, возникают, по крайней мере, два вопроса:

  1. Если эти пять фарзов имеют такое важное значение, то почему в Коране нет отдельно посвященной и целостной суры этим пяти фарзам и они разбросаны по всему тексту Священной Книги?

Религиозные деятели, с кем мне приходилось беседовать о происхождении утверждений про пять фарз в исламе, отсылали меня к трудам Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн аль-Хасан́ аш-Шайба́ни (749-805 гг.) или к трудам Баха́уддин Муха́ммад ибн Бурха́нуддин Мухаммад аль-Бухари́ (1318-1389 гг.).

  1. Почему нормы поведенческой морали для мусульман, изложенные в хадисах, ставшие нормами шариата, приобрели более значимое место в жизни мусульман, нежели прямые указания Священного Корана, ссылающиеся также на учения, обретенные Моисеем (Муса)?

Так, в ояте 2-53 суры “Ал-Бақара” в обращении к сынам Израиля сказано: «Вспомните, когда Мы ниспослали Мусе Книгу – Тору, которая различает истину и ложь и то, что дозволено и что запрещено. Это – руководство, может быть, вы пойдёте прямым путём!». Не является ли это прямой отсылкой к 10 основным заповедям, соблюдаемых представителями других монотеических религий – иудеями и христианами. Среди этих заповедей есть такие безальтернативные как, «почитай отца твоего и мать твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего» и многие другие.

Вероятно, излишнее акцентирование внимания на пяти основных фарзах стали одной из причин непонимания нашими согражданами важности других норм социального поведения, изложенных в заповедях “Мусо Пайғамбар” (Пророка Моисея).

Складывается устойчивое ощущение, что мы больше придаем значения обрядовым, поверхностным проявлениям веры, вместо того чтобы обращать взгляды мусульман на сущностные проблемы познания Аллаха, мира, созданного Всевышним (тафаккур) и достижения соответствия наших суждений, стремлений и действий нормам Священной Книги.

Мы крайне редко слышим от наших религиозных деятелей призывы не допускать формальности при исполнении обязанностей мусульманина не только при решении вопросов развития и жизнедеятельности уммы, но и в светской жизни.

Истинное предназначение мусульманина соблюдать не только фарз, но и стараться идти дальше в благородном стремлении следовать сунне. Смысл последней заключается в приумножении блага. «Если установки Корана — это минимум, необходимый для того, чтобы человеку жить достойно, то сунна — это творческое их применение, всегда позволяющее достичь большего. Например, в Коране дана мысль о том, что все в мире (от электронов до планет) основано на вращении. Это основа мироздания, это фарз. Теперь, если мы, используя принцип вращения, что-то изобретаем, например, вертолёт — то это уже сунна».

Наблюдения показывают, что у некоторых мусульман формируется ложное представление, что можно совершать сколько угодно грехов, однако, если соблюдать упомянутые выше пять фарз и искренне покаяться, то все грехи будут прощены, и ты можешь считаться благоверным мусульманином.

Мне представляется, что для единения в борьбе с ложью мы ни в коем случае не должны противопоставлять свои моральные нормы нормам других монотеических религий. Об этом свидетельствуют также ояты суры «Ал-Бақара” Священного Корана. В них содержится прямое указание на важность воздержания от совершения грехов («отстранение от запрещенного») и неминуемость наказания за их совершение (наказание в Судный День). При этом подчеркивается безусловное и непосредственное личное «повиновение Аллаху».

Я не теолог, не специалист в общественных науках и вполне допускаю, что могу ошибаться в своих суждениях. Хотя справедливости ради следует сказать, что при написании этой статьи я консультировался с некоторыми видными нашими богословами. В одном мы были едины: неполное понимание сути религии может служить причиной проникновения лжи в наши сердца.

Мне думается, было бы полезно развить дискуссию на площадке Anhor.uz по поднятым в данной статье проблемам, которые, уверен, представляют большой интерес для нашего общества.

Абдулла Абдукадиров

Продолжение следует…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.