Наша история: споры по-прежнему?
31 октября в Ташкенте состоялась международная научная конференция «Россия и Центральная Азия: эпохальные общественно-политические события начала XX века», организованная Представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан, действующим при нём общественным Форумом историков России и Узбекистана. Конференция прошла при содействии Посольства России в Узбекистане.
Конференцию открыл руководитель Россотрудничества в Узбекистане, доктор исторических наук, профессор В.Шулика. С приветственным словом обратился посол Российской Федерации в Республике Узбекистан В.Тюрденев. Они отметили: факт проведения этой конференции и отклик научной общественности показывает востребованность заявленной темы среди историков, как Узбекистана, так и других стран региона. В прежние времена оценки Российской революции 1917-го года резко делились на исключительно апологетические и резко осуждающие. Ныне критиков и судей даже прибавилось. Но много появляется попыток объективно оценить ее роль, влияние, последствия. Это попытались сделать 31 октября и в Ташкенте.
Участники отметили высокий организационный уровень конференции. Однако были почти единодушны: при отборе докладов надо проявлять большую требовательность по соответствию докладов заявленной тематике. Да, были интересные сообщения. Не менее важно и то, что сегодня, в году 2017-м, на 26-м году независимости в ряде выступлений чувствовалось влияние болезненного периода трансформации научно-исторических взглядов, подходов и оценок 90-х годов. Казалось бы, «мы уже переболели эйфорией независимости», — это слова нашего Первого Президента Ислама Каримова. В прошлом эмоциональные крайности, поиск виноватых в собственных ошибках и трагедиях, идеализация архаики. Общество видит: эта «болезнь» изживается, и осмысление прошлого Узбекистана становится более объективным.
Но изживается, видимо, не у всех. Показательным оказалось выступление доктора исторических наук, профессора Каршинского инженерно-экономического института Юлдуз Эргашевой с докладом «Осуществление советской политики «культурной революции» в Узбекистане». Подход этого профессора виден уже в названии: культурная революция в кавычках – это от Эргашевой. Т.е. на самом деле вроде бы «культурной революции» не было… Г-жа Эргашева, в частности, утверждала, что осуществленные в Узбекистане в советский период мероприятия культурного строительства «были ориентированы на уничтожение национальной культуры»! Помилуйте, что же именно из составных элементов культуры узбеков было уничтожено? Язык, литература, музыка, образование, танцевальное искусство? Несколько поколений наших соотечественников радостно видели и чувствовали, что все эти направления наоборот, расцвели в Узбекистане. Более того, палитра культуры обогатилась новыми направлениями, жанрами (популярный пример – замечательный кинематограф, классический балет и многое другое) которые будучи заимствованными, обогатились национальным содержанием и стали неотъемлемой частью узбекской культуры.
Столь же спорно ее утверждение, что якобы смена алфавита в 20-30 годы низвела узбекский язык на «вторые роли». На какую роль тогда низводит язык последняя смена алфавита? Если следовать логике г-жи Эргашевой, то, наверное, на «третью»?
К сожалению, утвержденный организаторами график не позволил провести полемику, обсуждение докладов, столь востребованные на всякой конференции. Уверен: в ходе объективного, дружеского обсуждения ученым удалось бы способствовать поиску более объективных оценок…
Комментарии