Обеспечат ли всех школьников учебниками в следующем учебном году?
В Ташкенте в рамках заседания Международного пресс-клуба обсудили вопросы обеспечения общеобразовательных школ учебниками в новом 2018-2019 учебном году.
В Узбекистане учащиеся общеобразовательных школ обеспечиваются учебниками и учебно-методической литературой посредством арендной системы. Исключение составляют учащиеся первых классов, воспитанники домов «Мехрибонлик», специальных школ и школ-интернатов, а также дети из малообеспеченных семей. Им учебники выдаются бесплатно.
Обеспечение библиотечных фондов общеобразовательных школ, в частности, приобретение и доставка учебников и учебно-методических пособий для учащихся на основе арендной системы осуществляется Республиканским целевым книжным фондом при Министерстве финансов.
Так, для учащихся первых классов общеобразовательных школ учебники издаются каждый год, вторых — четвертых классов — один раз в два года и пятых — девятых классов — один раз в четыре года.
В прошлом году в связи с внедрением в Узбекистане 11-летнего образования были разработаны новые учебные программы для выпускных классов.
«В этом году мы в первый раз после долгого времени обучали учащихся 10 классов, они перешли в 11 класс. Естественно возникают новые задачи, с которыми мы сталкиваемся во время подготовки к учебному году. Прежде всего для 11-х классов разрабатывается специальная программа, то есть издаются новые учебники. Кроме этого, в школах идет укомплектование педагогического состава», — рассказала заместитель директора Республиканского центра образования при МНО Мехринисо Пардаева.
По ее словам, авторы уже закончили разработку учебников и сейчас они переводятся на 7 языков.
«Также мы работаем над тем, чтобы подготовить педагогов для преподавания в 11 классе. В школы пришли преподаватели из средних специальных учебных заведений. С августа для них начнут проводится краткосрочные курсы с учетом специфики преподавания новой программы», — пояснила она.
Так, для 11-го класса создан оригинальный макет учебников 32 наименований по 20 предметам. Для первых и вторых классов учебно-методические комплексы 76 наименований были подготовлены к переизданию. Процесс выбора авторов для новых учебников происходит коллегиально. В нем принимают участие профессорско-преподавательский коллектив, ученые и практикующие учителя.
Как отмечали эксперты в рамках Международного пресс-клуба, в процессе создания учебников и учебно-методических комплексов наблюдаются некоторые проблемы и недостатки.
В частности, не уделяется должное внимание отражению практических и контрольных заданий, основанных на компетентном подходе, теория отдалена от практики, что приводит к неполному усвоению учащимися необходимых знаний по точным и естественных предметам, учащиеся не могут полноценно применять приобретенные знания в повседневной жизни.
Нехватка квалифицированных специалистов в издательствах и типографиях при подготовке учебников и учебно-методических пособий к изданию, в частности, редакторов, переводчиков, корректоров и художников приводит к тому, что они выпускаются с орфографическими ошибками, а иллюстрации и рисунки публикуются в не соответствующем современным требованиям виде.
Представители МНО рассказали, что в настоящее время разрабатывается новый порядок по созданию учебников и учебно-методических пособий. Так, согласно нему, пробный экземпляр учебника должен пройти экспертизу практикующими учителями. В течение одного месяца учебник будет проходить апробацию в образовательном учреждении, после чего педагоги смогут внести свои замечания.
Если учебник успешно пройдет испытание, его внедрят в учебную программу. Не пройдет — отправится на доработку. При этом печатные организации должны обеспечить издание учебной литературы в необходимом качестве и на уровне мировых стандартов.
Наряду с этим Министерством народного образования проводится ряд мер по обогащению новой литературой книжного фонда школ, в частности, ценными произведениями узбекской и мировой литературы. К примеру, в новом учебном году одиннадцатиклассники впервые познакомятся с творчеством Харуки Мураками, произведения которого также включены в новую программу.
В Узбекистане учащиеся общеобразовательных школ обеспечиваются учебниками и учебно-методической литературой посредством арендной системы. Исключение составляют учащиеся первых классов, воспитанники домов «Мехрибонлик», специальных школ и школ-интернатов, а также дети из малообеспеченных семей. Им учебники выдаются бесплатно.
Обеспечение библиотечных фондов общеобразовательных школ, в частности, приобретение и доставка учебников и учебно-методических пособий для учащихся на основе арендной системы осуществляется Республиканским целевым книжным фондом при Министерстве финансов.
Так, для учащихся первых классов общеобразовательных школ учебники издаются каждый год, вторых — четвертых классов — один раз в два года и пятых — девятых классов — один раз в четыре года.
В прошлом году в связи с внедрением в Узбекистане 11-летнего образования были разработаны новые учебные программы для выпускных классов.
«В этом году мы в первый раз после долгого времени обучали учащихся 10 классов, они перешли в 11 класс. Естественно возникают новые задачи, с которыми мы сталкиваемся во время подготовки к учебному году. Прежде всего для 11-х классов разрабатывается специальная программа, то есть издаются новые учебники. Кроме этого, в школах идет укомплектование педагогического состава», — рассказала заместитель директора Республиканского центра образования при МНО Мехринисо Пардаева.
По ее словам, авторы уже закончили разработку учебников и сейчас они переводятся на 7 языков.
«Также мы работаем над тем, чтобы подготовить педагогов для преподавания в 11 классе. В школы пришли преподаватели из средних специальных учебных заведений. С августа для них начнут проводится краткосрочные курсы с учетом специфики преподавания новой программы», — пояснила она.
Так, для 11-го класса создан оригинальный макет учебников 32 наименований по 20 предметам. Для первых и вторых классов учебно-методические комплексы 76 наименований были подготовлены к переизданию. Процесс выбора авторов для новых учебников происходит коллегиально. В нем принимают участие профессорско-преподавательский коллектив, ученые и практикующие учителя.
Как отмечали эксперты в рамках Международного пресс-клуба, в процессе создания учебников и учебно-методических комплексов наблюдаются некоторые проблемы и недостатки.
В частности, не уделяется должное внимание отражению практических и контрольных заданий, основанных на компетентном подходе, теория отдалена от практики, что приводит к неполному усвоению учащимися необходимых знаний по точным и естественных предметам, учащиеся не могут полноценно применять приобретенные знания в повседневной жизни.
Нехватка квалифицированных специалистов в издательствах и типографиях при подготовке учебников и учебно-методических пособий к изданию, в частности, редакторов, переводчиков, корректоров и художников приводит к тому, что они выпускаются с орфографическими ошибками, а иллюстрации и рисунки публикуются в не соответствующем современным требованиям виде.
Представители МНО рассказали, что в настоящее время разрабатывается новый порядок по созданию учебников и учебно-методических пособий. Так, согласно нему, пробный экземпляр учебника должен пройти экспертизу практикующими учителями. В течение одного месяца учебник будет проходить апробацию в образовательном учреждении, после чего педагоги смогут внести свои замечания.
Если учебник успешно пройдет испытание, его внедрят в учебную программу. Не пройдет — отправится на доработку. При этом печатные организации должны обеспечить издание учебной литературы в необходимом качестве и на уровне мировых стандартов.
Наряду с этим Министерством народного образования проводится ряд мер по обогащению новой литературой книжного фонда школ, в частности, ценными произведениями узбекской и мировой литературы. К примеру, в новом учебном году одиннадцатиклассники впервые познакомятся с творчеством Харуки Мураками, произведения которого также включены в новую программу.
Поделиться:
Комментарии