Как защитить детей от насилия: комплексный подход в соответствии с международными нормами

Фото: пресс-служба ЮНИСЕФ

Глава представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Узбекистане Мунир Мамедзаде дал интервью Anhor.uz о принципах создания и действия системы социальной защиты, принятия соответствующих мер по защите детей от насилия, изменениях в законодательстве в данных сферах, а также о рекомендациях Комитета ООН по правам ребёнка, представленных Узбекистану в сентябре 2022 года.

– ЮНИСЕФ и другие международные организации давали свои рекомендации Узбекистану по усилению законодательства в сфере защиты детей. Как вы думаете, почему Узбекистан не прислушивается к этим рекомендациям?

– Будучи ведущей международной организацией с мандатом защиты детей и женщин, мы постоянно оказываем техническое содействие в реализации Конвенцию ООН о правах ребенка (КПР), который был ратифицирован Узбекистаном в 1994 году.

В продвижении прав детей и женщин за последнее десятилетие в Узбекистане наблюдается прогресс. На мой взгляд, ключевой вопрос заключается в том, что еще страна должна сделать в наилучших интересах детей в стране и в плане выполнения своих международных обязательств для полной реализации прав ребенка. Мы говорим о половине населения – женщинах и о детях, которые составляют более одной третей населения страны.

К сожалению, унаследованная нами система и издержки прошлого не позволяют эффективно реализовывать международные обязательства и предотвращать насилие в отношении детей и женщин должным образом. Многие преступники избегают ответственности в процессе и зачастую жертвы преступлений подвергаются вторичной виктимизации. Например, если в отношении женщины или ребенка был осуществлен акт сексуального насилия, зачастую рассматриваются версии того, что они же и были виноваты, спровоцировали преступника. В этом отношении правовая реформа должна обеспечить эффективную защиту.

Другим вызовом является то, что в Узбекистане практически отсутствует служба социальной работы. Недостаточно психологов и других специалистов, подготовленных к работе с уязвимыми группами.

Самым главным шагом в этой сфере стало принятие Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закона о защите детей и женщин от насилия. Мы приветствуем этот важный шаг и еще раз подтверждаем готовность поддерживать внедрение и укрепление служб предотвращения и реагирования. Только вместе с правительством, общественными организациями и партнерами по развитию мы можем прекратить насилие в отношении детей и женщин.

– ЮНИСЕФ, а также активисты в Узбекистане постоянно призывают к созданию ведомства по соцзащите, а также к уходу от институционализированных учреждений. Почему правительство медлит с этим, как вы полагаете?

– Вопросы защиты детей требуют межведомственного подхода. Нас беспокоит то, что система социальной защиты и социальных услуг в Узбекистане очень фрагментирована. Мы уже несколько лет продвигаем на разных уровнях идею создания отдельного министерства по социальной защите. В рамках данного министерства можно было бы создать службы по защите детей.

Социальную защиту зачастую связывают только с пособиями. Представим, что человек оказался в трудной жизненной ситуации, столкнулся с безработицей, бедностью, инвалидностью. Ему выделяют пособие, однако этого недостаточно, и в такой ситуации необходимо принимать комплекс мер, основываясь на индивидуальных потребностях, где помимо материальной помощи необходимо обеспечить доступ к социальным услугам.

В Узбекистане единственное форма социальной услуги, функционирующая полноценно — это институциональные учреждения. Известно, что у более чем 80–90% детей в интернатных учреждения есть хотя бы один из родителей. Это говорит о социальных, экономических, психологических проблемах в семьях, на которые нужно обращать внимание. Необходимы службы на местах, которые вовремя могли бы помочь семьям в трудной жизненной ситуации.

Зачастую лучше махалли, лучше местных властей никто не сможет оценить ситуацию и понять, что необходимо семье. Я уверен, что в махалле каждый знает, какая ситуация у ближайших соседей, что происходит в их семьях. Поэтому институт махалли можно эффективно использовать для того, чтобы нужные кадры на местах – социальные работники, психологи и педагоги могли вовремя выявлять семьи в трудных ситуациях и оказывать им поддержку. При таком подходе отпадает необходимость помещать ребенка в детский дом или интернат.

На сегодняшний день очень мало дипломированных и сертифицированных специалистов, которые профессионально занимаются вопросами детей без родительской опеки. В связи с этим сотрудники структур, которые непосредственно работают с детьми, должны проходить специальную подготовку.

Конечно, мы не сможем во все махалли завтра откомандировать дипломированных социальных работников. Поэтому мы разработали четырехмесячный курс, который позволит получить базовые знания для осуществления необходимой работы социальных служб.

Более того, уже около двух лет как мы помогли разработать законопроект о социальной работе. Мы надеемся, что к нему как законодательная, так исполнительная власть вернется в ближайшее время. Этот законопроект определяет функции социального работника и ответственность иных структур в оказании необходимой поддержки семьям и детям.

– ЮНИСЕФ принимал участие в разработке законопроекта по защите детей и женщин от насилия, который Сенат принял 6 апреля этого года. Пока неясно как выглядит этот законопроект, но что обязательно должно быть в нем?

– Мы приветствуем то, что Сенат Олий Мажлиса Узбекистана одобрил закон о защите детей и женщин от насилия.

Процесс разработки этого закона был долгим и весьма нелегким. Это один из первых примеров эффективного взаимодействия с гражданским обществом и международными организациями в законотворческом процессе. Наши предложения были основаны на международных стандартах, включая Конвенцию ООН о правах ребенка и факультативный протокол к нему.

Точка зрения ЮНИСЕФ совпадает с положением закона о том, что все действия, связанные с домашним насилием, должны быть криминализированы.

Ситуация домашнего насилия и насилия в целом оставляет долгосрочный след на развитии детей и на всей их последующей жизни. Рабочая группа продвигала положение о том, что знание или незнание виновным лицом о том, что потерпевший является несовершеннолетним, не должно иметь никакого значения. Отрадно, что теперь это отражено в законе и незнание обвиняемым возраста потерпевшего не освобождает его от ответственности.

Еще одним новшеством, которое было предложено с нашей стороны по законопроекту, было увеличение возраста защиты всех несовершеннолетних, которые подвергаются развратным действиям. Мы предложили возрастной порог привести в соответствие с Конвенцией о правах ребенка, в которой четко обозначено что детьми являются лица, не достигшие 18 лет.

– Как Вы относитесь к закрытию специализированных учреждений для детей без родительской опеки?

– Когда мы говорим о реформе интернатных учреждений и детских домов, мы ни в коем случае не подразумеваем, что нужно их закрыть в очень короткие сроки. Этим проблема не решится.

В некоторых странах Восточной Европы был негативный опыт, когда процесс реформы начался с закрытия учреждений. Детей хаотично отправляли из учреждений в родные и альтернативные семьи. Однако опыт показал, что это не решение. Во-первых, потому что нет социальных служб для сопровождения этих семей. Во-вторых, детей передают семьям, у которых могут быть самые лучшие намерения, но они не подготовлены к приему ребенка должным образом.

Нужно начать с выстраивания системы предотвращения попадания детей в специализированные учреждения и параллельно работать с теми детьми, которые уже там находятся.

– Какие срочные и долгосрочные меры может принять правительство в ситуации сексуального насилия над детьми, в частности тех, кто живет и воспитывается в специализированных учреждениях?

– Необходимо принимать неотложные меры, касающиеся судьбы каждого ребенка, который сегодня находится в детских домах и интернатах.

Важно предотвращать новые попадания детей в эти учреждения. Есть механизм, который называется gate keeping. Другими словами, мы закрываем дверь в эти учреждения путем создания соответствующих механизмов и служб поддержки семьи и защиты детей на местах. И тем самым необходимость в этих учреждениях отпадает.

Мы поддерживаем план трансформации этих учреждений. Кадры с большим потенциалом нужно переквалифицировать в поставщиков услуг. Например, на базе тех же детских домов можно создавать дневные центры поддержки семей.

В ситуации с насилием в отношении детей должен быть комплексный подход. Например, должны функционировать «горячие линии», выработаны рабочие механизмы в школах.

Жертвам насилия, в первую очередь, требуется оказание медицинской и психосоциальной помощи. Это должны быть долгосрочные и безопасные для детей меры.

В случае, когда дети являются свидетелями или жертвами преступлений, с ними должны работать только подготовленные специалисты, допросы должны вестись с участием психологов в комфортной, в не вызывающей страх обстановке чтобы заново не травмировать ребенка.

Самый главный принцип – не навреди. Необходимо основываться на правовых нормах и международных обязательствах в интересах детей. Во всем, что будет продвигаться на системном уровне, во главу угла должны ставится интересы каждого отдельного ребенка, а не просто общие меры.

Беседовала Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.