Во сколько Узбекистану обошлись прошлые референдумы

Источник: Anhor.uz

В Узбекистане к этому моменту прошли два референдума – первый прошел в 1995 году, тогда 99,6% избирателей проголосовало за продление полномочий президента. Второй – уже конституционный референдум сократил сроки президентства с 7 до 5 лет, а также ввел в действие двухпалатный парламент. Согласно законодательству, все расходы, связанные с референдумом, покрываются за счет государственного бюджета. Мы решили узнать во сколько госбюджету обошлись эти референдумы.

Запрос в Центральную избирательную комиссию

Как ответили в Центральной избирательной комиссии на запрос Anhor.uz, в период референдума 1995 года ЦИК не действовал как независимая организация. Она создавалась лишь во время выборов и референдума и не хранила архивных документов. Как постоянно действующий независимый орган ЦИК создан в 1998 году.

Исходя из этого, ЦИК не обладает архивными документами о референдуме 1995 года. Все материалы ЦИК в архиве организации хранятся 5 лет на основании закона Узбекистана «Об архивном деле». Исходя из этого все материалы о референдуме 2002 года переданы в фонд госархива.

Запрос в Узархив

В ведомстве сообщили, что при первом ознакомлении таких документов не нашли. При этом в Узархиве сообщили, что у них хранятся также архивы Минфина и ЦИК, поэтому предложили ознакомиться с документами в читальном зале Центрального архива.

Во сколько обойдется планируемый Конституционный референдум

По закону после принятия решения о назначении даты референдума голосование может быть назначено на любой день в период от полутора до трёх месяцев со дня опубликования постановлений палат парламента об этом. Последнее упоминание о референдуме на сайте Законодательной палаты парламента датируется 27 августа. В нем отмечается, что во время всенародного обсуждения Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» поступило более 150 тысяч предложений.

В ЦИК на запрос Anhor.uz ответили, что сейчас смета расходов на референдум только готовится, после объявления сроков проведения референдума, она будет объявлена на сайте ведомства.

Закон о референдуме

Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ), посетившая Узбекистан 19−21 июля, рекомендовала направить в страну ограниченную миссию по наблюдению за референдумом по внесению поправок в Конституцию. В том же отчете отмечалось, что в законе о референдуме Узбекистана не прописаны основные аспекты прозрачной и подотчетной системы финансирования избирательных кампаний; положения о взносах и расходах на финансирование избирательных кампаний, отчетности и раскрытии информации о финансировании избирательных кампаний, надзоре и мониторинге, а также о санкциях.

Подотчетность?

Как сообщили в ЦИК Anhor.uz, установка и оснащение избирательных участков во время президентских выборов в прошлом году необходимыми устройствами для видеотрансляции избирательного процесса была поручена Министерству развития информационных технологий и коммуникаций, Совету министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента. Было использовано техническое оборудование, предоставленное ГУ «Центр безопасного города» и АК «Узтелеком».

Камеры видеонаблюдения были установлены в целях видеотрансляции процесса в день выборов. В Центральной избирательной комиссии заявили, что запись и хранение видеоизображений не были предусмотрены, и Избирательным кодексом РУз не определен порядок видеофиксации избирательных процессов, их хранения и дальнейшего использования.

Рекомендации БДИПЧ ОБСЕ

Все собеседники Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) отметили важность независимого наблюдения за референдумом. Большинство собеседников подчеркивали жизненно важную роль БДИПЧ в усилиях Узбекистана по выполнению своих обязательств в области прав человека и подчеркнули поддержку, которую БДИПЧ оказывает государственным органам и гражданскому обществу в построении их институциональных и правовых возможностей для организации демократических процессов голосования и участия в них.

Пока недавние поправки к нормативно-правовой базе не касались проблем, ранее отмеченных БДИПЧ, заявили в организации.

Относительно дня референдума и подсчета голосов, большинство собеседников не выразили беспокойства. Однако они подчеркнули необходимость развертывания наблюдательной миссии с долгосрочным присутствием для освещения региональных аспектов процесса, в частности, реализации нормативно-правовой базы, проведения и подготовки к референдуму, освещения в СМИ кампании по референдуму.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.