Рустам Азимов: Узбекистан никогда и ни при каких условиях не предоставит поддержку проекту Рогунской ГЭС

Рустам Азимов: Узбекистан никогда и ни при каких условиях не предоставит поддержку проекту Рогунской ГЭС

Первый заместитель Премьер-министра, министр финансов Республики Узбекистан Рустам Азимов на встрече представителей правительств стран Центральной Азии по обсуждению проекта доклада Всемирного банка «Ключевые вопросы для дальнейшего рассмотрения предлагаемого проекта Рогунской ГЭС» и вопросов использования трансграничных водных ресурсов выступил с речью о позиции республики относительно проекта ГЭС. 

В частности, Азимов указал, что  подготовленные Всемирным банком отчеты относительно строительства Рогунской ГЭС не могут быть приняты в качестве экспертных заключений, так как они не отвечают стандартам профессионального экспертного заключения по проекту.

Причиной называется то, что специалисты Всемирного банка не внесли в отчет сколько-нибудь убедительных ответов на ключевые вопросы, которые многократно поднимались Республикой Узбекистан, а также то, что была проигнорирована большая часть доводов и аргументированных позиций в отношении масштабных техногенных, экологических, социальных и экономических угроз проекта Рогунской ГЭС.

Министр напомнил, что проект Рогунской ГЭС недееспособен, так как:

— Устарел. Его разработали еще в советское время, в период гигантомании, 44 года назад. За это время многое в регионе изменилось, включая сейсмические условия и экологические стандарты;

— Находится в зоне высокой сейсмичности. По данным геологической службы США, в зоне строительства Рогунской ГЭС с начала 2013 года произошло 250 землетрясений с магнитудой 4 и выше баллов (другими словами, «землетрясение силой 4 и выше баллов по шкале Рихтера»), в том числе 12 сильных землетрясений с магнитудой около 6 баллов;

— Нарушит водообеспеченность региона. Сокращение стока Амударьи на 7,4 куб.км. в год, что вынуждены признать консультанты, сделает непригодными для сельскохозяйственных нужд 385 тысяч гектаров земли. В маловодный год эта цифра может превысить 500 тысяч гектаров.
Немедленными последствиями этого станут потеря источников доходов 9,5 тысяч фермеров, а с учетом членов семей фермеров и наемных работников – потерей средств существования для порядка 1,5 миллиона человек.
 
— Создаст риски Узбекистану. Выводы ученых однозначны — в случае строительства Рогунской ГЭС экономика Узбекистана понесет огромные потери. В летнее время за счет сокращения стока Амударьи, системного маловодья и засухи, которые обусловят потерю источников доходов миллионов людей, занятых в сельскохозяйственном секторе в низовьях реки. В зимний сезон уровень Амударьи будет повышаться, вызывая затопление сельхозугодий вниз по течению, создавая прямую угрозу жизни проживающего здесь населения, приводя к масштабным разрушениям зданий, сооружений, дорог, промышленных и инфраструктурных объектов. Согласно отчетов, после завершения строительства Рогунской ГЭС для полного заполнения чаши водохранилища потребуется до 16 лет, в течение которых в Амударье – одной из двух основных рек региона, будет наблюдаться жесточайшее маловодье.
 
«В этой связи мы, к сожалению, вынуждены констатировать, что оценочные отчеты и заключительные выводы Всемирного банка полностью игнорируют и противоречат решениям, принимаемым в других государствах-членах банка, в том числе на законодательном уровне в стране — крупнейшем акционере банка. Нам кажется, что здесь имеет место очень большое недопонимание, если хотите — конъюнктурный подход, который может иметь очень серьезные негативные последствия. Всем надо помнить, что конъюнктурный подход никогда и никому не приносил пользы. Только принципиальный подход может предотвратить те огромные негативные последствия проекта, о которых мы давно предупреждали», — сказал первый заместитель Премьер-министра.

«Учитывая вышеизложенное, Узбекистан отмечает, что многотомный труд команды консультантов, проведенных под эгидой Всемирного банка, абсолютно неприемлем для дальнейшей разработки, по следующим причинам;
 
— проект игнорирует интересы трансграничных государств и положения норм международного законодательства, в том числе, соответствующих Конвенций ООН по использованию международных водотоков, ориентируясь на удовлетворение интересов только одной страны и полностью игнорируя интересы других стран, расположенных в среднем и нижнем течении Амударьи.
 
— экономическая часть отчета анализирует воздействие различных вариантов для покрытия дефицита электричества в Таджикистане, но не приводится оценка ущерба в прибрежных странах, хотя консультантами признается, что в зону влияния проекта, входят территории, расположенные вниз по течению, включая Аральское море;
 
— недостаточное изучение технических вопросов создает опасность возникновения катастрофических рисков от разрушения не только Рогунского гидроузла, но и всего каскада Вахшских гидроэлектростанций.
 
Самое главное упущение — это то, что и Всемирный банк и консультанты случайно или преднамеренно упускают из виду, что зимний дефицит электроэнергии в Таджикистане составляет примерно 500-600 МВт, а не 3600 МВт, какой должна стать мощность Рогунской ГЭС.
 
Учитывая изложенное, Республика Узбекистан предлагает:
 
— результаты и выводы оценочных отчетов считать неудовлетворительными и недостаточными для формирования квалифицированных заключений по проекту строительства Рогунской ГЭС;
 
— провести еще раз тщательную проработку и экспертную оценку альтернативных вариантов, в том числе строительства средних и малых ГЭС с резервуарами суточного накопления, расширения существующих и строительства новых тепловых электростанций на базе угольных месторождений Таджикистана и использования других рациональных возможностей, которые, при значительно меньших капитальных затратах, позволят решить проблему энергодефицита в Таджикистане за более короткие сроки и при этом не нарушая водный баланс и не создавая катастрофических техногенных, экологических и социальных угроз для всего региона.
 
Обобщая сказанное, хотел бы заявить, что заключения консультантов и панели экспертов по проекту Рогунской ГЭС являются для Республики Узбекистан абсолютно неприемлемыми.
 
Мы вынуждены констатировать, что консультанты и панель экспертов, руководствовались принципом «и нашим, и вашим», точнее сказать, чтобы любой целью и любой ценой протолкнуть этот проект, который разработан в годы советской гигантомании, игнорируя интересы населения и государств, находящихся в среднем течении и низовьях Амударьи.
 
Поэтому не может быть и речи о каком-либо согласовании с нашей стороны основных выводов, которые приведены в представленных документах.
 
Республика Узбекистан никогда и ни при каких обстоятельствах не предоставит поддержку этому проекту», — завершил выступление Рустам Азимов.
 
С полным текстом выступления можно ознакомиться на сайте Правительственного портала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.