Еще раз о доступности метрополитена Ташкента для людей с инвалидностью

Источник: Anhor.uz

Редакция Anhor.uz не раз поднимала вопрос доступности метрополитена для людей с инвалидностью, мы мониторили открывшиеся ветки до Сергели и Куйлюка, а также доступность туалета. Поднять эту тему представился очередной случай – старые вагоны метро «адаптировали» для людей, передвигающихся в колясках. Так выглядит вагон на Узбекистанской линии – в них убрали два сидения, тем самым освободив место для людей в колясках. Но в очередной раз это всего лишь полумера, поскольку на эту линию метро человек в коляске попасть не сможет – на ней отсутствуют пандусы при входе на станции. Публикуем рекомендации Ассоциации инвалидов по тому, как адаптировать «старое» метро к новым условиям.

Проблема

Для людей с инвалидностью любой выход на улицу – проблема. С трудностями при передвижении по городу сталкиваются 46,7% лиц с инвалидностью. При этом особые неудобства испытывают люди с нарушением опорно-двигательного аппарата (64,3%) и люди с инвалидностью по зрению (36,8%).

Доступность крайне необходима для 10-15% людей, ещё для 40% она более удобна (например, для матерей с детскими колясками, пожилых людей, людей с поклажей), а другим она не мешает, наоборот это повышает их комфорт. Создавая условия безбарьерной среды для лиц с инвалидностью, мы создаем эти условия, прежде всего для себя, так как всё что удобно для лиц с инвалидностью, удобно для всех.

В исследовании Всемирного банка подчёркивается, что «отсутствие доступа к необходимой инфраструктуре негативно влияет на жизнедеятельность и благополучие лиц с инвалидностью. Недавний анализ показал, что 85% зданий и объектов социальной инфраструктуры в Ташкенте не приспособлены для использования лицами с инвалидностью, хотя здесь проживает порядка 70 тысяч граждан данной категории.

Общественный транспорт в столице также не отвечает критериям доступности для лиц с инвалидностью, что имеет серьёзные социально-экономические последствия для благосостояния лиц с инвалидностью.

Недостаточный уровень доступности к инфраструктуре и необходимым приспособлениям для лиц с инвалидностью, облегчающим их мобильность, нарушает права этой категории граждан и мешает им принимать полноценное участие в общественной жизни, получать образование, работать и участвовать в других видах деятельности, что негативно влияет на качество их жизни».

Законодательство и правоприменение

Согласно требованию статьи 23 закона о правах лиц с инвалидностью, проектирование, строительство и реконструкция общественных зданий и сооружений, независимо от организационно-правовой формы, должны осуществляться с учетом потребностей лиц с инвалидностью. Создание условий для доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам является обязательной частью строительных проектов.

Управление государственной правовой инспекции труда при Министерстве занятости и трудовых отношений проводит недостаточный государственный надзор за соблюдением законодательства по обеспечению безбарьерной физической среды для лиц с инвалидностью, отмечают в Ассоциации. Например, за 2021 год было выдано предписаний и оштрафованы всего лишь 0,1 % собственников зданий по устранению нарушений требований законодательства по безбарьерной среды.

Станции «Юнусабад» и «Туркистон»

Проектировщики новых станций подземного метро «Юнусабад» и «Туркистон» нарушили закон «О социальной защищённости инвалидов» в Республике Узбекистан» и строительные нормы и правила (СНиП), согласно которым для людей с инвалидностью должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отмечают в Ассоциации инвалидов.

Согласно статье 9 закона, проекты новых станций подземного метро должны были быть согласованы с общественными организациями инвалидов, но это требование не было выполнено.

На станции «Туркистон» не предусмотрен лифт, и маломобильные пассажиры не смогут спуститься в метро без посторонней помощи. Установка пандуса, отвечающего строительным нормам, бесполезна — слишком крутой наклон, отсутствуют тактильные дорожки для незрячих и информационное табло для глухих пассажиров.

Очевидно, что доступность для маломобильных граждан при строительстве в конце 60-х и 70-х годов Ташкентского метрополитена не была предусмотрена.

«Почему при строительстве новых станций метро не учитываются требования по созданию доступной физической среды (лифты, пандусы, тактильные дорожки и информационные табло)», – задаются вопросом в Ассоциации.

Лифты с поверхности на платформу являются самым удобным и безопасным способом обеспечения доступности, тогда как высокие подъёмы и крутые лестницы для входа в метро представляют опасность для здоровья маломобильных пассажиров.

Международный опыт

В Лондоне, например, тоже не все станции метрополитена доступны для маломобильных людей. Проблема аналогичная: при строительстве «трубы» (как лондонцы называют свою подземку) не учитывались нужды людей с инвалидностью. Однако все новые линии и станции метро обязательно приспособлены для людей с инвалидностью и маломобильных пассажиров.

Департамент транспорта Лондона (TfL) разработал схему метрополитена, на которой указаны доступные для людей с инвалидностью станции. С 2004 года на схеме линий метро значком в виде инвалидного кресла показаны станции, где обеспечивается свободный проход с улицы на платформу.

В Лондонском метро некоторые поезда имеют автоматический выдвижной пандус, а на новых станциях уровень платформы позволяет заезжать в вагон без препятствий. На старых станциях сотрудники метро также могут предложить мобильный пандус.

Платформенный лестничный подъемник в Сочи

Ассоциации инвалидов рекомендует:

  • Разработать и принять в новой редакции СНиП (ШНК) «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» с учётом развития современных технологий и требований универсального дизайна.
  • Разработать и принять государственную программу «Безбарьерная среда».
  • Включить в состав государственных приемочных комиссий строящихся и реконструируемых объектов социально-бытового и культурного назначения представителей Ассоциации инвалидов, Общества слепых, Общества глухих и Общества инвалидов.
  • Внести изменения в законодательные акты Республики Узбекистан с целью передачи функции контроля реализации требования законодательства о создании безбарьерной физической среды Кабинету министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и Ташкента. Определить, что суммы штрафов за несоблюдение требований законодательства о безбарьерной физической среде перечисляются на расчётный счёт Кабинет министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и Ташкента и расходуются строго на создание доступной физической среды и социальную защиту лиц с инвалидностью.
  • Министерству строительства поручить разработать механизм контроля и надзора за соблюдением требований доступной физической среды в строительных проектах.
  • Министерству транспорта согласовать строительные проекты новых станций метро в части, касающейся доступной физической среды для лиц с инвалидностью с Ассоциацией инвалидов Узбекистана.
  • Начиная с входа в метро и в вестибюлях необходимо установить тактильные дорожки для незрячих пассажиров.
  • На всех лестничных площадках всех станций метро необходимо установить пандусы, отвечающие стандартам или установить на перилах лестниц автоматические подъёмники.
  • На парковках автомобилей расположенных возле станций метро необходимо установить минимум два места для автомобилей лиц с инвалидностью обозначив их специальным знаком, который бы подчеркивал, что это место для парковки автомобиля лиц с инвалидностью.
  • Возле лифтов необходимо установить знак обозначающий, что данный лифт обслуживает лиц с инвалидностью, пожилых людей и пассажиров с детскими колясками.
  • Необходимо кнопки внутри лифта продублировать на шрифте Брайля.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.