Как размер «теневой» экономики влияет на развитие электронной коммерции

Источник: unsplash.com

Музаффар Аъзамов, председатель Ассоциации электронной коммерции Узбекистана продолжает рассказывать с какими проблемами сталкивается электронная коммерция в Узбекистане.

Почему на узбекских маркетплейсах сравнительно мало продавцов, чем на зарубежных, даже с поправкой на масштаб экономики?

Дело в том, что большая часть малого и среднего бизнеса Узбекистана, занимающегося торговлей, работают в «теневой» экономике, запуск каналов онлайн продаж влечет увеличение легальных поступлений и пристальное внимание налоговых органов со всеми вытекающими из этого проверками, штрафами и другими последствиями. Всего этого, старается избежать малый бизнес, большая часть которого уходит в «теневую» экономику.

— А есть ли мировая статистика, какая часть населения занимается предпринимательством? 

National Geographic опубликовал на своей странице в Facebook инфографику «Чем заняты 7 миллиардов людей?». 

предприниматели — свыше 400 млн человек            5,55%

работают на производстве — >800 млн. человек     11,10%

в сельском хозяйстве — 1,4 млрд. человек               19,43%

в сфере услуг —  1,7 млрд. человек                         23,59%

безработные — 430 млн. человек                                5.97%

старики — 577 млн. человек                                          8,01%

дети и подростки (до 15 лет) — 1,9 млрд. человек.     26,36%

Всего                                           7,207 млрд. человек 100%

Применительно к нашей страны, процентное соотношение колеблется в пределах статистической погрешности (менее 3%), но, бесспорно, то, что около 5% населения — обеспечивают работой 70% остальных.

Другими словами, один предприниматель, управляющий одним предприятием, прямо или опосредованно обеспечивает работой, в среднем 19 (!) человек.

По данным Госкомстата, по состоянию на 1 июля 2022 года численность постоянного населения страны достигла 35 603,4 тыс. человек, из них предприниматели 1,976 млн. человек или 5,55% населения. Даже с учетом статистической погрешность в итоге получается 1,916 млн человек, которые так или иначе занимаются предпринимательством.

Официальная статистика сообщает, что в стране работают 872 739 предприятий и, если считать их руководителей предпринимателями, в Узбекистане насчитывается столько же предпринимателей.

Юридические лица                                                                                      533 427

Индивидуальные предприниматели на 1.01.2021г.                               219 112

Фермерские хозяйства, без учета дехканских хозяйств                              92 600

Организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность      27 600

В это число не вошли 5 млн. дехканских (личных подсобных) хозяйств и  1 720 423 самозанятых лиц, так как эти категории лиц зарабатывают своим трудом и формально не имеют права использовать наемный труд, и которые, по большому счету, не вовлечены в электронную коммерцию.

В этой связи, взвешенные и долгосрочные решения правительства в экономической сфере по вовлечению через электронную коммерцию в легальное предпринимательство широких слоев населения, позволят не только сократить теневую экономику, но и снизить социальную напряженность, связанную с высоким уровнем безработицы, стать своего рода социальным лифтом для самой креативной, упорной и трудолюбивой части общества, которыми бесспорно являются предприниматели.

К сведению, крупные инвестиционные проекты, как правило, рассчитываются на десять и более лет, а такая крупная трансформация налогового законодательства, на мой взгляд, будет самой важной инвестицией государства в дело снижения размеров «теневой» экономики.

— А как вы оцениваете размер «теневой экономики» и каково её влияние на развитие отрасли?

Давайте посмотрим, что об этом пишут СМИ со ссылками на официальных лиц. Пресс-секретарь Агентства стратегического планирования М.Хасанова 1 февраля 2022 года сообщила, что «теневой сектор занимает от 48 до 62 процентов разных отраслей экономики Узбекистана. Эти данные основаны на результатах анализа нескольких сфер экономики, проведенного агентством совместно с международными консалтинговыми компаниями».

Ранее, 15 октября 2020 года Gazeta сообщала, что «объем теневого оборота в экономике Узбекистана оценивается в 245 трлн сумов, или 48% от ВВП, следует из данных Государственного налогового комитета»

В этой связи, предлагаю использовать оценку объема теневой экономики в 48%, что составляет 245 трлн сумов.

— А сколько недополучает в виде налогов государственный бюджет?

По данным Организации объединенных наций (ООН), «доля рабочей силы в ВВП, включая заработную плату и трансферты на социальную защиту, в 2019 году в Узбекистане составили 35,8%». Следовательно, затраты на рабочую силы в ВВП составляет 245 трлн * 35,8% = 87,77 трлн. сумов, в том числе ЕСП 12% 87.77-87.77/1.12=9,38 трлн сумов и НДФЛ 12% 87.77/1.12*12%= 9,38 трлн. сумов. Только по двум налогам государственный бюджет недополучает 18,76 трлн. сумов.

— Насколько «теневая экономика» Узбекистана превышает средние значения, допустимые для благополучных стран?

Центр экономических исследований в своей статье, опубликованной в 2020 году, сообщал: «некоторые исследователи сходятся во мнении, что оптимальный размер «теневой» экономики – это примерно 14-15% от годового ВВП страны. В 2018 году МВФ опубликовал оценку размеров «теневой» экономики в 158 странах в серии докладов «Working Paper», подготовленную экономистами Л. Мединой из МВФ и Ф. Шнейдером из Университета Кеплера.

Согласно исследованию МВФ, средняя доля «теневой» экономики от ВВП по странам выглядит так: Украина – 44,8%, Беларусь – 44,5%, Таджикистан – 43,0%, Казахстан – 38,9%, РФ – 38,4%, Кыргызстан – 37,9%. Самые низкие показатели зафиксированы в Швейцарии – 7,2%, США – 8,3%, Японии – 10,4%, Нидерландах – 10,8%, КНР – 10,1%, Великобритании – 11,1%, Германии – 12,0%, Норвегии – 14,1%, Франции – 14,1%. Данные по Узбекистану и Туркменистану в исследовании не представлены. 

Как видите, объем теневой экономики многократно превышает допустимый размер 14-15%. Следовательно, необходимо, принять решительные меры по сокращению «теневой» экономики, ставшей фактором, угрожающим устойчивому экономическому и общественному развитию страны.

— А какие факторы способствуют развитию теневой экономики?

На «круглом столе» «Теневая экономика»: проблемы, решения и результаты», проведенный Комитетом Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономических реформ отмечалось: «высокое  налоговое бремя, наличие непредвиденных расходов при получении лицензий, сертификатов и разрешений, бюрократических препятствий и сложностей при оформлении соответствующих документов на поставку сырья, неполная ликвидация коррупции, недостаточный уровень эффективности права и судебной системы, недоработки экономических механизмов для ведения официальной деятельности во всех субъектах экономики.»

— Какие отрасли наиболее вовлечены в «теневую экономику»?

Ответ содержится в указе президента Республики Узбекистан № 6098 от 30.10.2020 г. согласно которого, что «экспертные оценки и проводимые среди субъектов предпринимательства опросы свидетельствуют о сохранении в экономике высокого уровня теневого оборота, особенно в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию, что ущемляет экономические интересы добросовестных предпринимателей и создает для них неравные условия для ведения бизнеса.»

От себя добавлю, что в этих сферах, наиболее часто используются тип коммерческих взаимоотношений, описываемых в бизнес-литературе как «Бизнес для бизнеса» (англ. «business-to-business») и «Бизнес для потребителя» (Business-to-customer).

Эксперты считают, что на В2В приходится меньшая часть «теневой экономики», а большая – на В2С. Так как точные цифры определить сложно, можно воспользоваться законом Парето, согласно которого 20% теневой экономики приходится на В2В взаимоотношения, а 80% сосредоточено в В2С, которая в нормативно-правовых актах описывается как розничная торговля товарами и услугами. Решение очевидно — основные усилия необходимо сосредоточить на сокращении теневой экономики в розничной торговле товарами, услугами, работами.

— А что же нужно сделать, чтобы сократить «теневую экономику» до приемлемого уровня?

Президент Узбекистана в своем послании от 28 декабря 2018 года отметил, что «именно снижение налогового бремени, создание еще более благоприятных условий для бизнеса являются единственным путем сокращения «теневого сектора».

Другими словами, работать официально должно быть выгодно, удобно и просто.

Продолжение следует

Электронная коммерция: законодательство не поспевает за отраслью

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.