Почему АО «Узбекнефтегаз» и Минэнерго задолжали более $5 млн и не платят по счетам China Petroleum
АО «Узбекнефтегаз» и Минэнерго задолжали более 5 млн долларов за предоставленные услуги и поставку оборудования и не платят по счетам китайской государственной компании China Petroleum Technology & Development Corporation (CPTDC) являющейся «дочкой» CNPC. Об этом говорится в письме китайской государственной нефтяной компании China Petroleum Technology and Development Corporation (CPTDC), поступившем в редакцию Anhor.uz.
«Дело в том, что более 15 лет подразделениями АО «Узбекнефтегаз» не выплачивалась задолженность перед китайской государственной нефтяной компанией China Petroleum Technology and Development Corporation (CPTDC) в сумме $16 041 955,80 USD (шестнадцать миллионов сорок одна тысяча девятьсот пятьдесят пять долларов США восемьдесят центов).
Ежегодные обращения в различные инстанции по поводу погашения кредиторской задолженности не дали положительного результата. Только прямое обращение к президенту Республики Узбекистан, уважаемому господину Мирзиёеву Шавкату Миромоновичу, дало импульс к решению многолетней проблемы.
Однако, после всех обращений к господину президенту, на сегодняшний день остаток непогашенной суммы составляет: $5 516 609,44 USD (пять миллионов пятьсот шестнадцать тысяч шестьсот девять долларов США сорок четыре цента).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также важность в решении данного вопроса для нашей компании, до сегодняшнего дня мы были вынуждены обратиться к президенту Республики Узбекистан, уважаемому господину Мирзиёеву Шавкату Миромоновичу, 20 раз.
Мы предполагаем, что открытое игнорирование поручений президента Республики Узбекистан, уважаемого господина Мирзиёева Шавката Миромоновича, со стороны должностных лиц АО «Узбекнефтегаз», а также поручений Кабинета министров Республики Узбекистан, происходит из-за того, что наши обращения не доходят до уважаемого господина Мирзиёева Шавката Миромоновича, президента Республики Узбекистан.
Поэтому мы намерены обратиться к господину Мирзиёеву Шавкату Миромоновичу, президенту Республики Узбекистан, открытым письмом через средства массовой информации (СМИ) Республики Узбекистан, с единственной целью, чтобы наши обращения дошли до господина президента…» –– указывается в письме.
Имидж Узбекистана, его репутация, инвестиционная привлекательность имеет свое глубокое экономическое измерение, являясь определенным конкурентным преимуществом национальной экономики и бизнеса. Однако, использование доверия партнеров для сиюминутной выгоды, нанесение им финансового ущерба сводит на нет все усилия по созданию привлекательных условий для тех, кто решился вести бизнес в Узбекистане.
Министерство энергетики и АО «Узбекнефтегаз» уже более четырёх лет не платят по долгам китайской государственной нефтяной компании China Petroleum Technology and Development Corporation (CPTDC). Это грубое нарушение договора между двумя хозяйствующими компаниями ставит под удар деловой и политический престиж страны.
В 2001 году АО «Узбекнефтегаз» подписал ряд договоров о сотрудничестве по поставкам оборудования для нефтегазовой отрасли Узбекистана с китайской компанией CPTDC. Согласно договорам «Узбекнефтегаз» должен был оплатить 16 млн долларов США. Китайская сторона выполнила свои обязательства по поставкам еще в 2009 году.
К 2019 году, после длительных переговоров, узбекская сторона оплатила часть договора — 10 млн долларов, но остаток долга на 2022 год составляет более 5,5 млн долларов.
Эти действия нарушают не только хозяйственный договор, но и грубо нарушают положения Договора между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой о дружбе и сотрудничестве, ратифицированного в декабре 2013 года.
АО «Узнефтегаз» и Минэнерго вместо принятия эффективных мер затягивают вопрос выплаты долгов за уже поставленное китайской стороной оборудование. Узбекистан и Китай обязались создавать благоприятные условия для взаимных инвестиций предприятий двух стран, что имеет важное значение для расширения масштабов двусторонних инвестиций. И не только — в соответствии со своими международными многосторонними и двусторонними договорами и национальным законодательством предпринимают эффективные меры, гарантирующие законные права и интересы юридических и физических лиц одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны.
Договора подобного уровня – международный документ от соблюдения которого зависит авторитет государства. Изложенные и ратифицированные положения обязаны безусловно и точно исполнять любые государственные органы, от которых они зависят.
Сумма более пяти с половиной млн долларов вполне по плечу АО «Узбекнефтегаз», в то же время эта сумма, во-первых, имеет значение для хозяйствующего субъекта, во-вторых, её уплата покажет узбекскую сторону добросовестным партнером, достойным доверия.
Сейчас выплата долгов увязла в бюрократической трясине, поскольку в топливно-добывающей отрасли постановлением президента Республики Узбекистан № ПП-4388 от 09.07.2019 г. проведена реорганизация. При этом согласно пункту 13 документа АО «Узбекнефтегаз» является правопреемником по договорам и обязательствам акционерных обществ «Узбурнефтегаз», «Узнефтегаздобыча», «Узнефтепродукт» и «Узнефтегазмаш».
Но вот уже 4 года идёт переписка, когда компанию, которая уже поставила оборудование вновь гоняют по замкнутому бюрократическому кругу с конца 2019 года, поскольку реорганизация несколько изменила юридические статусы отдельных участников.
Эту проблему, безусловно должно решить АО «Узбекнефтегаз», поскольку поставленное оборудование работает в этой отрасли и китайская сторона не должна страдать из-за реорганизаций отрасли. Работа этого оборудования помогает добывать и перерабатывать топливно-энергетические ресурсы. Более того, это сотни рабочих мест, это тепло в домах в отопительный сезон, т.е. работа оборудования CPTDC имеет и важную социальную составляющую.
Если у АО «Узбекнефтегаз» нет возможности решать вопросы в коридорах государственной власти, то в этом случае помощь в решении проблемы обязано оказать Министерство энергетики, которое отвечает за снабжение страны энергией, будь то электрическая или иная.
Использование же различных причин, чтобы избежать возврата долга или оттянуть это неизбежное мероприятие, ссылаясь на бюрократические препоны, вместо активного поиска решения проблемы бьет не только по авторитету АО «Узбекнефтегаз» и Министерства энергетики, но и Узбекистана в целом, как государства, где достаточно произвести несколько реорганизаций, чтобы инвестор или партнер потерял деньги.
Чиновникам пора осознать, что когда речь идет об ударе по авторитету государства, то, в первую очередь, это удар по престижу президента страны. Также государственным служащим надо понимать, что бизнес-сообщество внимательно, гораздо скрупулезней, чем чиновники отслеживает ситуацию и данный инцидент может не лучшим образом сказаться на настроениях инвесторов.
Добро пожаловать, дорогие инвесторы.