Узбекское гостеприимство

Узбекское гостеприимство

Мы априори привыкли считать узбекское гостеприимство положительным качеством нашего народа. Кто бы спорил, если бы не другое свойство — проецировать взаимоотношения одного уровня на другие, следующие уровни социальных взаимоотношений. И тогда то, что принято называть узбекским гостеприимством, мешает обсуждать и решать серьезные проблемы.  
 
Давайте попробуем разобраться. Определенная закрытость нашей семьи от посторонних, веками внедрявшаяся в сознание наших людей, предполагает жизнь «окнами во двор». Это не означает абсолютную закрытость – узбеки активно участвуют в жизни замечательного общественного установления – махали.
 
Но в чем проявляется такое участие?
 
В первую очередь – в самых различных мероприятиях, которые без коллектива провести практически невозможно: прорывка арыков (что имеет жизненную необходимость на селе); посадка деревьев, свадьбы, похороны, поминки.
 
Уважаемые, назовите пожалуйста еще какое-нибудь мероприятие.
Заметьте, я не прошу назвать мероприятия, которые проводит махаллинский комитет (руководство схода граждан, если правильнее). Тут задач и дел много – от разбора бытовых конфликтов и работы с неблагополучными подростками, до просветительской работы и выдачи справок.
 
А вот совместные дела самих жителей махалли? Отметим в скобках, что и конфликты мы выносим на рассмотрение махаллинского комитета только тогда, когда уже внутри семьи или между соседями, их сложно разрешить без вмешательства третьих лиц.
 
Меня часто ругают за то, что я «растекаюсь мыслию по древу». Но, как мне кажется, не отметив предыдущий момент, я бы не смог перейти к тому, что во всем остальном семья у нас закрыта для посторонних.
 
И тут мы возвращаемся к вопросам гостеприимства.
 
Каким образом это взаимосвязано? Да очень просто – принимая гостей, мы эту закрытость лишь подчеркиваем. Только что хозяева чуть не дрались меж собой – обзывались, ругались и так далее. Но стоит постучать в дверь гостям… Хозяева тут же преображаются:  «Ой, заходите, гости дорогие! Женушка, чай поставьте! – Да-да, хозяин, бегу! Ой, радость-то какая!» Конфликт прекратился? Да ничего подобного! Просто – «перед гостями неловко». Уйдут – вполне возможно продолжение или даже эскалация конфликта.
 
Мы стараемся перед гостями выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Думаю, с этим многие согласятся. Мы и переодеваемся в лучшее, и на стол ставим все самое лучшее, и соглашаемся со всем, что говорит гость (даже если это противоречит не то что нашим взглядам, но нередко – и нашим принципам) – всё в полном соответствии с узбекской поговоркой: «Мехмон отангдей улуг».
 
Мы просто такие и с этим уже ничего не поделаешь.
Но есть другое. У нас есть свойство проецировать взаимоотношения одного уровня на другие, следующие уровни социальных взаимоотношений.
 
Наша нынешняя открытость миру предполагает довольно частый прием различного рода гостей, приезжающих к нам по самым разным причинам. Нередко на самых различных конференциях, семинарах и тому подобных форумах, мы ведем себя, как слишком гостеприимные хозяева.
 
Я не говорю об угощениях – наша гордость не позволяет нам «ударить лицом в грязь» и мы стараемся угостить наших гостей так, чтобы они еще долгие годы, встретив нас, закатывали глаза и вспоминали подробности. Но, честное слово, было бы лучше, если бы этим и ограничивались.
 
А мы, к сожалению, идем дальше. Нередко среди приехавших в нашу страну встречаются этакие «миссионеры от демократии», несущие ее «свет» «диким, невежественным и отсталым народам». Их собственное представление о большинстве предметов, которые они пытаются проповедовать, далеки от идеального. Более того, нередко они пытаются преподнести нам исключительно свой взгляд на эти предметы, без учета наших особенностей, взглядов, менталитета, наконец.
 
Приходилось слышать откровенную ахинею, явно рассчитывая на то, что мы это «проглотим». А мы?… Мы делаем вид, что соглашаемся. Опять-таки – гость! Ну, говорит он явную чепуху. Ну, неправда, что у них все в порядке в этом отношении… Но ведь – гость! Перечить – может обидеться. А гость, между тем привык, что вопросы обсуждаются и наше молчаливое согласие или робкое поддакивание расценивается, как собственная стопроцентная правота. И не согласны мы, вроде, с тем, что высшее проявление демократии – это когда мужчина женится на мужчине, но «гостеприимство» не позволяет возразить, что у нас другие представления.
 
В свое время я принимал участие в семинаре по гендерному равноправию. «Гости», продемонстрировав документальный фильм о наших свадебных обычаях, настаивали на том, что ритуалы унижают женщину – ее заворачивают в покрывало, передают «как мешок картошки» из рук в руки, заставляют «обходить вокруг костра» и т.д.
 
Я попытался объяснить, что даже эти обычаи имеют под собой серьезную рациональную основу – и заворачивание невесты в покрывало (отголоски чего можно видеть в виде фаты, которую и наши «гости» считают вполне нормальной), и обхождение костра, и даже стремление, чтобы невеста не ступала на землю – можно назвать гигиеническими мероприятиями, направленными на недопущение каких-то инфекций в организм будущей матери в один из наиболее ответственных моментов ее жизни.
 
Я выступил с возражениями, в результате чего чуть не лишился сертификата. Остальные участники семинара в кулуарах, поддерживая меня, все же попеняли: «Люди издалека приехали, угощают (кофе-брейк, обед), а вы их так…».
 
Я не призываю отказаться от наших обычаев и, тем более, от обычая гостеприимства и радушия. Я просто против распространения этого принципа на спорные взаимоотношения с нашими партнерами. Мне кажется, что наши обычаи не должны идти вразрез с нашей гордостью и менталитетом. 
 
Бахтиёр Набиев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.