Об архитектурном конкурсе ME’MOR 2021

Конкурсы — это диалог и возможность роста. Архитектурный конкурс, в частности, это открытая площадка, где участие населения помогает сформировать обществу свою идентичность, гордость и развить кругозор. Для застройщиков и проектных организаций — это отличная возможность раскрыть достоинства их проекта, а также внести свой полезный вклад в развитие города. Для индивидуальных участников и студентов — это возможность быть услышанными, для журналистов — это возможность создать конструктивный диалог между обществом, проектировщиками и правительством.
 
В этом году стартовал открытый смотр-конкурс MEMOR 2021, который позволит  проектировщикам и планировщикам, журналистам и студентам, способствовать улучшению городской среды и архитектуры развивающегося Узбекистана. Он крайне необходим для повышения интереса общественности к «устойчивому» (выгодному и безопасному для природы и общества) развитию, ведь «устойчивый» подход помогает качественно сформировать генеральные планы городов и  улучшить качество жизни населения. Данный конкурс  открыт для специалистов, желающих содействовать развитию Узбекистана, а также быть услышанными  общественностью.
 
В отличие от предыдущего конкурса, в этом году MEMOR 2021 имеет ряд дополнений: теперь в нем могут участвовать студенты по номинации лучшей студенческой работы, с акцентом на «устойчивую» архитектуру (включая благоустройство и городское развитие), а также журналисты по номинации лучшего журналистского материала по той же тематике. Итого, все работы конкурса будут оцениваться по пяти номинациям:
 

  • Жилые и общественные здания и сооружения. Постройка, или проект
  • Частная архитектура. Постройка, или проект
  • Благоустройство городских территорий. Реализация, или проект
  • Лучшая работа студентов профильных вузов
  • Лучший журналистский материал об архитектуре, благоустройстве и городском развитии

27 мая у участников конференции, посвященной данному конкурсу, было много вопросов, касательно критерий оценки «устойчивости» проектов и журналистского материала.  На конференции были озвучены основные критерии касательно архитектурных проектов, на которых жюри базирует понятие «устойчивости»:
 

  • Использование местных материалов и традиционных технологий: здесь подразумевается создание современной архитектуры, которая станет приемником традиционной архитектуры, использующая при этом новые технологии инженерии.
  • Транспортное плечо не должно превышать 400 м: здесь подразумевается использование местных строительных материалов, где перевозки при строительстве максимально сократили бы выбросы СО2.
  • Энергоэффективность: стимулирование использования альтернативных природных источников энергии, характерных для нашего климатического региона.
  • Бережное отношение к природным ресурсам: стимулирование бережного, либо вторичного использования природных материалов, для сокращения техногенного влияния на природу.
  • Гарантия коммерческой выгоды: где «зеленые» стандарты помогли бы застройщикам сертифицировать здания, что повысило бы их привлекательность и максимизировало бы их прибыль.

Существует большое количество «зеленых» стандартов, которые хоть и не интегрированы в Узбекистане, но могли бы быть использованы для оценки «устойчивости» проектов.  Например, касательно двух первых номинаций,  их можно оценить по американскому стандарту LEED, британскому BREEM, или японскому CASBEE. Их можно также  оценить согласно нашим строительным нормам КМК.  Например, чтобы оценить энергоэффективность, можно сравнить данные энергетических паспортов зданий.
 
Касательно оценки благоустройства городских территорий, для них также существуют различные стандарты оценки  «устойчивости». Например, существуют 12 критерий оценки общественных пространств, разработанные Яном Ван Гейлом, оценивающие насколько общественные пространства безопасны, комфортны и приятны для пребывания.
 
Пожалуй, не менее важный вопрос касается подачи презентационных материалов. Скорее всего, для прошедших в финал конкурса студентов и индивидуальных участников может оказаться накладным печатать плакаты для финальной экспозиции. Поэтому организаторы берут на себя расходы, связанные с печатью презетационных  материалов. Это поможет качественным «устойчивым» проектам получить заслуженное признание и привлечь внимание общественности.  
 
Анвар Мухамеджанов,
архитектор-урбанист, стипендиат Азиатского банка развития, магистр Токийского университета, специалист в области международного развития и регионального планирования

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.