Что мешает развитию медиарынка в Узбекистане
Обзор медиарынка Узбекистана: сдерживающие факторы и возможности рынка.
Внимание, перепечатка материала возможна только с разрешения редакции
Медиарынок Узбекистана: что его тормозит и где “точки роста”
Пандемия COVID-19 негативно повлияла на многие отрасли, однако медиарынок Узбекистана продолжил динамику роста. В большей степени это произошло за счет устойчивого интереса рекламодателей к телевизионному рекламному рынку страны. По данным селлера телевизионной рекламы International Media Service, в 2020 году общий рост телевизионного рекламного рынка составил 23% относительно прошлого года. При этом продажи телерейтингов относительно прошлого года возросли на 43%.
В 2020 году ожидается рост рекламного рынка Узбекистана до $50 млн.
Тектонический сдвиг в медиабизнесе Узбекистана произошел в 2017 году, когда были проведены реформы в сфере телевизионной рекламы. В целях развития телевизионной и рекламной индустрии были внедрены современные технологии по проведению медиаметрии и исследования уровня потребления контента.
Создание официального селлера телевизионной рекламы позволило привести телевизионный рынок к единому стандарту, сделав его понятным для международных рекламодателей.
Узбекистан с населением более 34 млн человек — крупнейший в Центральной Азии рынок для потребления контента. Карантинные меры привели к увеличению медиапотребления в стране, особенно в период первой волны. По данным International Media Service среднее время просмотра телевизионных программ в 2020 году увеличилось на 9 минут.
Ограничения в доступе к современным стриминговым сервисам в Узбекистане и преобладание телевизионной аудитории создает благоприятные возможности для качественного роста телевизионного медиарынка.
Телевизионный рынок Узбекистана состоит из государственных телеканалов, входящих в состав Национальной телерадиокомпании Узбекистана, а также коммерческих каналов, число которых продолжает увеличиваться. В 2020 году появился новый телеканал BIZ TV. Bесной 2021 года планируется старт вещания нового детского познавательно-развлекательного канала AQLVOY, созданного при поддержке Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан.
Большая часть рекламодателей, включая иностранных, выбирают телевизионную рекламу как основной инструмент продвижения товаров и услуг, которая позволяет охватить до 70 % потенциальной аудитории Узбекистана.
Возможности и объем рынка в Узбекистане показывают перспективу дальнейшего роста. Как отметила директор по маркетингу International Media Service (IMS) Елена Пивоварова в 2021 году ожидается увеличение инвестиций в телевизионную рекламуна 20%.
Эксклюзивный, востребованный контент формирует аудиторию, доступ к которой продается в виде рекламного времени.
Согласно данным KANTAR Research, спрос на телесериалы местного производства увеличился на 10% по сравнению с 2019 годом, а на художественные фильмы на 2%. Национальные телесериалы имеют хорошие рейтинги и интересны зрителям, несмотря на конкуренцию с иностранными телесериалами.
Источник: InstarAnalytics Узбекистан, города 200 00+, аудитория 20-50 лет, 5:00-29:00, 1.01.-31.10.2019, 01.01-31.10.2020, Duration %, AvAudAll
В ТОП — 20 самых рейтинговых в Узбекистане телесериалов за 2020 год, национальные телесериалы занимают 45 %.
Источник: InstarAnalytics Узбекистан, города 200 00+, аудитория 20-50 лет, 5:00-29:00, 1.01.-31.10.2019, 01.01-31.10.2020, Duration %, AvAudAll
Наполнение ТОП — 10 самых рейтинговых программ локального производства — многожанровое. Из чего следует, что местные продакшн студии могут создавать успешный востребованный контент практически во всех известных жанрах.
Жанры телевизионных передач
Источник: InstarAnalytics Узбекистан, города 200 00+, аудитория 20-50 лет, 5:00-29:00, 1.01.-31.10.2019, 01.01-31.10.2020, Duration %, AvAudAll
Появление рейтинговой системы создало основу для здоровой конкуренции между телевизионными каналами в борьбе за внимание аудитории. Каналы начали продюсировать и создавать разнообразный контент и новые форматы.
Телевизионный контент — это своего рода товар, создаваемый для получения прибыли. Законы рынка одинаково работают как для традиционных товаров, работ и услуг так и для медийного контента. Качественный контент — это главный инструмент медиа бизнеса. Он привлекает аудиторию, доступ к которой можно продавать рекламодателям.
Несмотря на востребованность местного контента в эфире телеканалов зачастую преобладает иностранный медиапродукт, в том числе и нелицензионный.
Одним из главных сдерживающих факторов для национального рынка телевизионных медиа была и остается проблема наполнения эфира разнообразным контентом местного производства в необходимом объеме. Телевидение требует производства большого количества медийного продукта. А более 500 часов эфирного времени в сутки заполнить не так-то просто.
Конкуренция на рынке требует знания целевой аудитории, изучения потребностей аудитории и создания конкурентоспособного контента в востребованных жанрах. Отказ от нелицензионного контента в эфире, «очистка прав» на иностранный контент должны стать новыми стандартами для национального медиа рынка.
Мадина Турсунова,
юридический обозреватель Anhor.uz
Внимание, перепечатка материала возможна только с разрешения редакции
Для справки: технология измерения стационарный пипл-метр — специальное электронное устройство, подсоединенное к телевизору и предназначенное для сбора сведений об аудитории телевидения, которое фиксирует информацию о просмотренных телепередачах, времени, в течение которого осуществлялся просмотр.
Комментарии