«Мы не эстетики просили, а чтобы животным создали нормальные условия» — на зоопарк в Навои подали 70 жалоб
В конце ноября в социальных сетях появились сообщения о том, что в частном зоопарке города Навои от холода и голода погибают животные. Общественный резонанс стал поводом для проверки, которую две недели назад провели сотрудники областных управлений экологии и охраны окружающей среды, ветеринарии и другие профильные эксперты. Руководительнице ООО «Феруз Умид» Сохибе Барноевой сделали устное предупреждение и рекомендовали заняться улучшением условий содержания животных. 9 декабря вместе с представителями ННО «Mehr va Oqibat» журналистка Anhor.uz Виктория Абдурахимова выехала в Навои, чтобы посмотреть, что изменилось в жизни обитателей частного зоопарка.
Пустая клетка – первое, что бросается в глаза, когда через чёрные ворота с аляпистой вывеской «Хайвонот олами» попадаешь на территорию зоопарка. В ней на цепи, по словам волонтёра Азизы Азизовой (имя изменено – ред.), совсем недавно жила макака. Вышедший навстречу смотритель объяснил, что хозяйка зоопарка забрала обезьянку домой, в тепло. Взяв с троих посетителей по пять тысяч сумов, он исчез. На память о посещении не осталось ни билетов, ни чеков – только фотографии, с которых смотрят смертельно уставшие, загнанные звери.
Из 24 млекопитающих и птиц, которые томились в клетках в ноябре, спустя две недели осталось меньше половины. Вдоль ржавой решётки суетится волк. Изредка он встаёт на рахитичные лапы и по-песьи виляет хвостом, просовывая сквозь прутья серую морду.
Через бетонную стену обитает львица. Часть её «вольера» с деревянным настилом, который служит ей лежанкой и укрытием, после проверки «утеплили» — набросили на решётку покрывало. К прутьям приспособлена старая раковина, в ней миска со льдом – вода за ночь замёрзла. Львица наблюдает за нами, лежа у стены. За всё время, что мы пробыли в зоопарке, она так и не поднялась.
Так оформлены документы на львицу
Другой представитель семейства кошачьих – камышовый кот – после проверки переехал из бетонного «вольера» в клетку, которая находится в глубине зоопарка. Клетка стоит на земле, накрытая с одной стороны целлофаном. Утеплитель в виде соломы коту и другим животным насыпали только после настойчивых просьб волонтёров – они же её купили и привезли, когда увидели, что животные в -10 спят на бетоне. Состояние кота, который при неизвестных обстоятельствах лишился задней лапы, вызывает наибольшую тревогу. Животное малоподвижно; открытая рана над глазом долгое время не заживает, а медицинскую помощь оказывать не спешат.
Условия обитания птиц, среди которых есть краснокнижные чёрный гриф и орёл, ничем не отличаются – тот же бетон, сетки и целлофан, лёд в мисках для воды и солома вперемешку с едой и фекалиями. По словам Азизы Азизовой, перед проверкой, которая пришлась на 23 ноября, в зоопарке провели генеральную уборку. Контейнеры с мусором вывозили несколько дней.
В небольшой комнате, где ютятся домашние птицы, в углу стоит неработающий морозильник, на столе разложены продукты: овощи, фрукты, тазы с хлебом. Появились они перед проверкой. По словам волонтёров, с того дня практически не поменялось ни количество провианта, ни состав. Даже тазы стоят на тех же самых местах. Кого кормят хлебом не ясно – в клетках остались преимущественно хищники. Даже носуха из семейства енотовых предпочитает мясную пищу.
То, как я описываю зоопарк в 2020-м, практически не отличается от материалов, которые выходили в навоийских СМИ восемь лет назад. В июле 2012 года журналист Февзи Истаблаев опубликовал в газете «Знамя дружбы» свою первую заметку о зоопарке. Поводом стали тревожные звонки от читателей, которые рассказывали, в каких жутких условиях содержатся животные.
«Увиденное «зрелище» потрясло меня до глубины души… В клетках птиц повсюду перья, под ними не убрано, специфический запах отталкивает. По соседству с пернатыми – млекопитающие, которые исхудали настолько, что можно их ребра пересчитать. Полная безнадега в глазах лис, которые еле дышат. Трудно поверить, что они живы…», — написал журналист.
Руководство города, экологи на статью тогда не отреагировали. Зато в самом зоопарке произошли позитивные изменения: в вольерах стало чище, появились миски для воды, поменялось отношение к животным со стороны сотрудников. Ситуация стабилизировалась на год, а в феврале 2014-го в редакцию снова стали звонить и писать обеспокоенные жители города. Так появилась третья статья – «Парк мучений».
«Животных перевели в крытые помещения… Для того чтобы было теплее, под ногами зверей раскидана сухая трава и солома. Но это, по-видимому, также, как и обогрев друг друга телами, не спасает от низких температур: на окнах помещений красовался всевозможными узорами иней. Под еле живыми грифами и орлами, которые, по мнению одного из сотрудников зоопарка, приспособлены к экстремальным условиям, толстый слой льда. Как я понял позже, пернатым временами меняют воду. Но для того, чтобы оторвать примёрзшую к бетонному полу чашку с водой, её заливают кипятком…», — описывал журналист условия в зоопарке.
Призыв СМИ вмешаться и предпринять меры по улучшению качества жизни животных в неволе администрация города Навои игнорировала на протяжении нескольких лет. Не вмешивались и организации, ответственные за охрану окружающей среды.
Повторения истории вопиющего безразличия в 2020 году не допустили неравнодушные люди и местные экоактивисты, которые с лета помогали зоопарку едой для животных. Когда в ноябре ситуация усугубилась, они же попросили помощи у ННО «Mehr va Oqibat» — за три дня общество защиты животных получило около 70 обращений. Это стало основанием для подачи заявлений от имени ОЗЖ в Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел и Госкомэкологии с просьбой разобраться в ситуации.
«Считаем, что зоопарк нужно проверять на предмет соблюдения ветеринарных, санитарно-эпидемиологических норм, а также законности приобретения животных, наличия всех разрешительных документов на их содержание. Имеются и нарушения правил торговли и указания услуг. Но самый главный повод для привлечения к ответственности владельцев зоопарка — это жестокое обращение с животными», — сказала директор ННО «Mehr va Oqibat» Камила Ша-Алимова.
Навоийским зоозащитникам и волонтёрам ОЗЖ удалось привлечь внимание к проблеме содержания животных не только журналистов, но и ответственные ведомства. Госкомэкологии инициировал проверку ООО «Хатрчи хайвонот боги». 23 ноября на место выехали сотрудники областных управлений экологии и охраны окружающей среды, ветеринарии и другие специалисты. Руководительнице зоопарка Сохибе Барноевой сделали устное предупреждение и рекомендовали заняться улучшением условий содержания животных. Ситуацию на контроль взяли депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Инна Коржикова и член Молодёжного парламента при Законодательной палате Олий Мажлиса, член Экологической партии Александра Винокурова.
«На устранение недостатков владельцам зоопарка дали две недели. За это время они только сено на пол накидали и почистили дорожки, где люди ходят. Мы не эстетики просили, а чтобы животным создали нормальные условия: провели дезинфекцию клеток, оказали ветеринарную помощь, обеспечили надлежащим питанием. Владельцы не справились», — рассказала Александра Винокурова.
Волонтёры и зоозащитники сегодня хотят добиться ещё одной проверки, которая позволит конкретизировать нарушения, допущенные владельцами ООО «Хатрчи хайвонот боги», и привлечь их к ответственности. О её необходимости представители ННО «Mehr va Oqibat» говорили на встречах в Навоийском областном управлении экологии и охраны окружающей среды, Управлении ветеринарии и развития животноводства, Центре санитарно-эпидемиологического благополучия и хокимияте Навои.
Фото слева — 27 ноября, фото справа — 9 декабря. Изменения минимальные
Фото слева — 23 ноября, фото справа — 9 декабря
Обитателей навоийского зоопарка после изъятия готовы принять в Ташкенте – предварительная договорённость об этом была достигнута ОЗЖ на встрече с директором столичного зоопарка Абдухафизом Рустамовым.
Навоийское областное управление экологии и охраны окружающей среды на основании заявления ОЗЖ вышло к бизнес-омбудсману с просьбой разрешить проведение проверки ООО «Феруз Умид». По словам начальника отдела по сохранению биоразнообразия Шерзода Эргашева, управление получило отказ «за недостаточностью доказательств».
Такое же заявление от ННО «Mehr va Oqibat» оставили в областном Центре санитарно-эпидемиологического благополучия. О том, состоялась ли она и о её результатах, пока неизвестно.
«Мы опасаемся, что пока процесс получения разрешения на проверку тянется, владелица может продать или передать животных. Либо они могут погибнуть из-за ненадлежащих условий содержания», — сказала Камила Ша-Алимова.
В ОЗЖ ждут ответа Генеральной прокуратуры, в которую обратились с заявлением в ноябре. От вмешательства ведомства сегодня зависит дальнейшая судьба оставшихся обитателей зоопарка.
Комментарии