Без паспорта и прививок: в каком состоянии доставили животных из навоийского зоопарка
Из-за деревянной коробки раздаётся сердитое чавканье. «Показать?», — спрашивают сотрудницы Ташкентского зоопарка, всматриваясь вместе со мной в полумрак зимника. Желание увидеть камышового кота, которого в ночь на субботу привезли из частного навоийского зоопарка в Ташкент, огромно, только восстановлению животного не поможет.
«У него всё хорошо сейчас», — говорит главный ветеринарный врач Ташкентского зоопарка Махмуд Кузибаев. Это он вместе с коллегами — фельдшером Жахонгиром Расуловым и начальником отдела мелких млекопитающих Махмудом Бахрамовым проехал 600 км до Навои и обратно, чтобы привезти в столицу обитателей частного зоопарка, о спасении которых просили навоийские экоактивисты, волонтёры и неравнодушные люди с ноября.
Спецоперация по вызволению диких животных случилась после вмешательства ННО Mehr va Oqibat, которое получило около 70 обращений с просьбами помочь живым существам, погибавшим от голода и холода. Благодаря усилиям ОЗЖ и поддержке управлений по экологии и охране окружающей среды, по ветеринарии и развитию животноводства Навоийской области обитателей частного зоопарка удалось доставить в столицу.
Дорога заняла 12 часов. Ехали тихо, чтобы не тревожить животных. Каждые два часа останавливались для осмотра.
В Ташкенте заботу о животных взял на себя столичный зоопарк. Помимо камышового кота, в тёплых карантинных боксах и под присмотром специалистов сегодня обживаются африканская львица, пустынный волк, дикобраз, носуха, беркут, стервятник, филин и два чёрных грифа. Реабилитация, включая обязательный карантин, продлится 90 дней.
Фото: Ташкентский зоопарк
Состояние животных преимущественно удовлетворительное. Больше всего досталось камышовому коту, которому примерно шесть лет. По словам Махмуда Кузибаева, животное угодило в капкан и в частный зоопарк попало уже с перебитой лапой и черепом.
«Они вызвали ветеринаров, ампутировали лапу и, в принципе, вытянули его. Травма на данный момент купированная, но мы будем обрабатывать. После 7-10 дней карантина планируем выпустить кота в общий вольер», — рассказал Махмуд Кузибаев.
Свой вольер, который состоит из двух «комнат»: открытой и зимней, появился и у волчицы Алисы. Животное бодро наматывает круги и виляет хвостом, когда к решётке подходят люди – совсем ручная.
Состояние трёхлетней львицы специалисты тоже оценивают как удовлетворительное. Из-за стеснённых условий и неправильного рациона конституция хищницы ниже нормы.
Животных и птиц обработали, провели дегельминтизацию и другие необходимые процедуры. Ветеринары будут наблюдать за прибывшими каждый день – такой порядок.
Фото: Виктория Абдурахимова
По словам специалистов Ташкентского зоопарка, в частных зооуголках необходимо осматривать животных минимум один раз в неделю. Прививка от бешенства делается один раз в год, поливалентная вакцина (от шести заболеваний) – раз в три года. Самая дорогая стоит до 100 тысяч сумов за дозу. В навоийском зоопарке не было ни того, ни другого.
В расписке, которую при передаче животных предоставила Сохиба Барноева, указано, что они не вакцинированы и не санированы. Паспорта и биологические карты отсутствуют. Поразителен тот факт, что никто из ответственных ведомств этого не контролировал и не интересовался условиями содержания диких животных.
«В те условия они не вернутся. Возвращение станет возможно тогда, когда владельцы устранят все недочёты. Я дал свои рекомендации по реконструкции. В частности, посоветовал расширить летние вольеры, сделать зимние; организовать отдельные большие вольеры для птиц. Посоветовал работникам навоийского зоопарка приехать к нам, чтобы они ознакомились со стандартами, получили какие-то знания», — сказал Махмуд Кузибаев. Он выразил надежду, что к рекомендациям прислушаются, и навоийский зоопарк получит второй шанс.
В случае, если хозяйка зоопарка Сохиба Барноева создаст условия по полученным рекомендациям, она сможет вернуть животных после завершения реабилитации. Оценивать возможные будущие перемены на соответствие мировым стандартам будет комиссия Госкомэкологии.
В ННО Mehr va Oqibat ожидают, что Управление по экологии и охране окружающей среды Навоийской области обратится в суд для определения дальнейшей судьбы животных.
Виктория Абдурахимова
Комментарии