Деловая литература как драйвер развития и интеграции

Источник: unsplash.com

В книжной торговле Узбекистана наметился примечательный тренд – все более и более популярной становится литература по бизнесу.  Зачастую полки и даже целые шкафы с такими книгами – первое, что вы видите при входе в ташкентский книжный магазин.  Для экономики страны это безусловно хороший знак – убедительное свидетельство того, что узбекистанский бизнес готов сделать шаг навстречу глобальной экономике и строить свою работу по мировым стандартам.

Деловая литература, о которой пойдет речь в этой статье, это книги по менеджменту, мотивации, командообразованию и мотивации, по психологии бизнес-процессов, по новым управленческим и экономическим трендам. Часто эти темы рассматриваются в комплексе на конкретном примере – истории отдельной корпорации или биографии влиятельного бизнесмена, чье имя и так уже известно на весь мир вроде Стива Джобса, Илона Маска, Ричарда Бренсона и других.

«Рынок деловой литературы в Узбекистане показывает довольно заметный рост, – рассказывает основатель и владелец книжного магазина «Topar.uz» Аббос Халмуратов. – «Мы начинали четыре года назад с пятнадцати наименований.  Это были общеизвестные книги наподобие «Семи навыков эффективных людей» Стивена Кови или «Стратегии голубого океана» Чана Кима и Рене Моборна, те, которые преимущественно рекомендовали друзья-бизнесмены. Затем существенно расширили ассортимент».

В настоящий момент деловая литература в Topar.uz занимает полки нескольких шкафов от пола до потолка у стены справа от входа. В небольших магазинчиках, возможно, ее и не так много, но мимо нее вы все равно не пройдете.

Разумеется, Республика Узбекистан далеко не первая страна, где наблюдалась подобная тенденция. Резкий рост потребления такого рода литературы в Европе пришелся на середину 80-х годов прошлого века, а после 1991 года многие подобные книги появляются в странах бывшего СССР. Весьма характерной чертой этого процесса было преобладание среди авторов деловой литературы именно американских авторов.

Возможно, у кого-то в такой ситуации возникнет соблазн трактовать это как культурную или даже экономическую экспансию, однако все несколько сложнее.

«Человек, который хорошо работает в супермаркете, скажем, в Карши хорошо может управлять  супермаркетом где-нибудь в Паттае. Бизнес-процессы сейчас очень унифицированы по всему миру», – рассказывает IT-предпринимать и экономист Нигора Акилова.

Мировой всплеск популярности деловой литературы – результат глобализации, которую следует понимать не только как процесс проникновения преимущественно западных транснациональных корпораций во все уголки мира. Речь идет о формировании международного разделения труда, каковое и делает международное сотрудничество неизбежным и взаимовыгодным.  Иными словами, за популярностью деловой литературы кроется унификация подходов к менеджменту, охватившая весь мир.

Мы вправе предположить, что, если в какой-то стране, например, в Узбекистане, популярность деловой литературы растет, значит, повышается и готовность компаний Узбекистана и узбекистанский предпринимателей включиться в международное сотрудничество, стать, к собственной выгоде и выгоде партнеров, частью этого самого международного разделения труда.

Сравнив списки популярной деловой литературы в США и рекомендательные списки, составленные предпринимателями Узбекистана, мы можем увидеть довольно красноречивые совпадения. Например, и там, и там в первой десятке фигурируют уже упоминавшийся выше бестселлер Стивена Кови и книга Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».

Принципиальная особенность деловой литературы в том, что авторы ее ориентируются на написание книг в жанрах именно популярных, а не научных. Однако это нисколько не мешает им действовать адекватно и успешно вписываться в процессы, идущие в наши дни в мировой экономике и деловой жизни.

«Конкуренция в бизнес-литературе очень большая. То, что не приносит пользы, продвигать на этом рынке попросту невозможно, – рассказывает Нигора Акилова. – Бизнесмены, по определению, люди очень практичные и очень занятые. У большинства из них нет ни привычки, ни времени читать для развлечения. Иногда книга по бизнесу становится вообще первой книгой в жизни, которую такой среднестатистический бизнесмен прочитал всерьез. Именно поэтому она может оказать глубокое влияние. Иногда буквально перевернуть мировоззрение читателя, который затем начинает применять прочитанное на практике и реформировать свой бизнес».

Если мелкие предприниматели читают по совету друзей или делают выбор исходя из текущих потребностей собственного бизнеса, то в крупных узбекистанских организациях (по наблюдениям Аббоса Халмурата, это преимущественно банки), чтение деловой литературы – по сути уже часть корпоративной культуры. Ее дарят на дни рождения или на Новый год.

«Самые высокие продажи корпоративным клиентам у нас с 25 по 30 декабря. Мы доставляем книги в офисы или в рестораны, где проходят корпоративы», – рассказывает Аббос Халмуратов.

Некоторые руководители в Узбекистане сами пересказывают прочитанную литературу своим подчиненным.

По наблюдению Нигоры Акиловой, в офисах зачастую появляются специальные полки, мини-библиотеки, откуда любой сотрудник, может взять заинтересовавшую его книгу. «Все книги по бизнесу, которые мне дарят, я обычно приношу туда», – рассказывает она.

Аббос Халмуратов убежден, что таких мини-библиотек должно быть больше – по одной в каждом отделе: «Не будет же специалист по HR читать про продажи, а маркетолог про работу в команде. У каждого запросы свои».

Нужно заметить, что значительная часть книг в нынешнем потоке деловой литературы написана американцами, и написана, естественно, на примерах из американского бизнеса. На других континентах и в других странах возможны свои нюансы, свои подводные камни при передаче этого опыта.

Однако, думается, что неразрешимыми эти проблемы все же не являются.

Как отмечает Нигора Акилова, многие из этих авторов являются выходцами из разных стран и сохраняют связь со своей исторической родиной.  Если же этой связи недостаточно или даже нет вовсе, мы получаем свободную нишу, которую заполняют авторы местные. Речь в данном случае не только о Европе и современной России. То же самое мы можем наблюдать и в исламском мире, например, в Египте, где собственная национальная деловая литература существует уже более ста лет.

Важность вот этого – назовем его условно «американским» – аспекта деловой литературы в том, что авторы ее, как правило, предлагают читателю взять ответственность за свою жизнь и свой успех в собственные руки и, соответственно, предлагают решать свои текущие проблемы при помощи конкретных методик. Ведь по характеру своему деловая литература неотделима от литературы по практической психологии и всякого рода самопомощи, что делает ее полезной не только в бизнесе, но и для повышения осознанности и воспитания ответственности в любой другой сфере, в том числе за создание определенного климата в обществе.

За рубежом отмечены случаи, когда рекомендации авторов бизнес-литературы применялись, и вполне успешно, для мотивации и сплочения команды не только в бизнесе, но и в государственных учреждениях. Если подобный руководитель исповедует принципы ответственного лидерства и исходя из них же подбирает литературу для подчиненных, такой подход точно не принесет вреда.

Ну и, соответственно, по мере накопления опыта деловой жизни в Узбекистане мы вполне можем ожидать в скором времени появления книг, написанных авторами уже и из нашей страны.  Некоторые предпосылки уже есть. Созданное Фирузом Аллаевом издательство «Asaxiy Books» профессионально и качественно переводит деловую литературу на узбекский язык, более того, за написание своих автобиографий, по наблюдениям Аббоса Халмуратова, взялись и видные бизнесмены Узбекистана. Осталось набраться терпения и немного подождать.

Гафар Ризаев

Использованная литература

Holton V. Trends in International Business Thought and Literature: Who’s Reading What? An International Survey of Popular Management Books// The International Executive, Vol. 36(3) pp. 365-376 (May/June 1994).

Jackson. Bradley G.  Art For Management’s Sake? The New Literary Genre of Business Books//Management Communication Quarterly, Vol. 14, No. 3, pp. 484-490 (February 2001).

Kenney Jeffrey T. Selling Success, Nurturing The Self: Self-Help Literature, Capitalist Values, And The Sacralization Of Subjective Life In Egypt Author// International Journal of Middle East Studies, Vol. 47, No. 4 (NOVEMBER 2015), pp. 663-680

Xardel D. Trends in Business Thought and Literature//The International Executive, Vol. 34(1) pp. 103-106 (January/February 1992).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.