Табачные войны или кому в Кыргызстане жить хорошо
В марте 2023 года в парламенте Кыргызстана развернулась настоящая битва по поводу повышения налогов на табачные изделия и на изделия с нагреваемым табаком. Как отметил в одной из своей публикаций депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев, “этот спор в будущем превратится в уголовное дело, но возможно через 10 лет, так как сейчас личность, пролоббировавшая снижение в 2 раза, под хорошей защитой”. Об этом пишет tuz.kg.
В это же время парламентарий выяснил, что представитель табачной компании, представляющая айкосы, зашла ко многим депутатам с интересными предложениями.
“Не знаю, что они обсуждали, но ко мне тоже заходила представительница компании и обещала некоторые “пряники”. Я тогда четко сказал, что налоги снижать неразумно, ведь это не хлеб и не продукт первой необходимости”, – поделился народный избранник.
Но если проанализировать рынок табачной продукции в Кыргызстане, можно с уверенностью заявить, что налогообложение легально реализуемой в республике продукции – не самая большая проблема для отечественного бюджета и здоровья граждан.
Увидеть “Милан” и… разбогатеть
Пару лет назад кыргызстанцы были весьма приятно удивлены появлению в небольших магазинчиках не просто недорогих, а доступных сигарет – чуть ли не по 50 сомов против 100-110 на лицензированную продукцию. Продающиеся из-под полы “Milan” и другие табачные изделия с яркими названиями опасений не вызвали – сигареты и сигареты. На фоне растущих цен на табак этим, по бросовым ценам, были рады.
В ритэйловый сегмент, однако, эта продукция не попала. Причина проста – все они были без акцизных марок. Штрих-код выдавал страну производителя – США.
Конечно же, это не первые сигареты, ввозимые в Кыргызстан контрабандой. На протяжении нескольких лет казахстанские, российские и другие форумы купли-продажи пестрят объявлениями о приобретении партий сигарет из Кыргызстана и Таджикистана чуть ли не в любых объемах с акцизами и без.
Из чего можно сделать может и поверхностный, но напрашивающийся вывод, что в Кыргызстан, равно как и в Таджикистан, логистика поставки контрабандной а, может, и контрафактной табачной продукции налажена на “ура”. И уже откуда расползается по региону.
Что касается непосредственно табачной продукции под названием “Milano”, первыми на ее появление отреагировали россияне. В 2018 году издание “Фонтанка” провело журналистское расследование, в ходе которого выяснились любопытные моменты.
“По оценке консалтинговой компании Nielsen, примерно каждая 170-я выкуренная россиянами сигарета в 2017 году приехала из Дубая. Пачки Milano и Cavallo потеснили на лотках и прилавках не только обложенную акцизами отечественную продукцию, но и дешевые белорусские сигареты.
Продукция европейского качества”, – уверяют продавцы, правда, указывают, что страна-изготовитель – Объединенные Арабские Эмираты. По их словам, пока арабский табак пользуется меньшим спросом, чем раскрученные международные бренды, но стремительно набирает популярность. “Продаем до 100 блоков в день”, – делится один из продавцов.
Сигареты под марками Milano и Cavallо производит зарегистрированная в ОАЭ Gulbahar Tobacco Intl, основанная в 1997 году. Ее фабрика находится в свободной зоне Jebel Ali Free Zone, то есть освобождена от уплаты налогов.
Gulbahar Tobacco International входит в холдинг Gulbahar Group семьи миллиардеров Гулбахар из Афганистана. Холдинг был основан в 1997 году и до 2001 года назывался Concorde Tobacco Company, затем производство перенесли в ОАЭ – как рассказывал гендиректор Gulbahar Group Вахид Хабиби арабскому изданию Khaleej Time в 2015 году, “поскольку ситуация с безопасностью в стране значительно ухудшилась”.
Как следует из открытых источников, Gulbahar Group занимается строительством, поставками цемента, выращиванием чая, но табак остается основным направлением работы.
В 2015 году глобальный оборот компании составил 1,1 млрд дирхам (около $300 млн, или 18,7 млрд руб.). В том же интервью Khaleej Time Вахид Хабиби говорил, что группа “стремится к дальнейшему росту и открытию заводов в других регионах, прежде всего в странах СНГ и в России”. Год спустя сигареты компании появились на российском рынке.
“Власти ОАЭ отвечали на вопросы Евросоюза по поводу нелегального ввоза арабских сигарет примерно так: “заводы у нас работают официально, выплачивают налоги, а если к вам попадает какой-то нелегальный товар, то вопросы задавайте вашим таможенным органам”, – отмечали представители компании.
Но это было в 2018 году, сейчас, конечно же, многое изменилось. Например, Gulbahar Tobacco открыли филиал – завод “Гульбахор Рус” в Ярославской области Российской Федерации. И, казалось бы, чего проще – легально поставлять продукцию этого завода в страны СНГ, на что, по данным на сайте компании, и направлена деятельность предприятия, но марки “Milano” и “Cavallo” по-прежнему продаются в Кыргызстане без акцизов, и также – контрабандными путями и без акцизов, уходят в Казахстан и Узбекистан.
И об объемах этой контрабанды можно только догадываться. Таможенники и сотрудники ГКНБ, конечно же, пресекают некоторые партии. Но даже по сообщениям в СМИ можно предположить, что она – мизерная.
Как, кстати, по запросу издания сообщили в Таможенной службе Кыргызстана, в этом году просто колоссально вырос объем задержаний контрабандной табачной продукции. Например, если за весь 2022 год было изъято 3 410 800 штук сигарет (170 540 пачек), то только за первый квартал 2023 года – 20 500 000 шт! Т.е. 1 млн 25 тысяч пачек сигарет. Да, можно было бы объяснить такой рост усилением работы таможенной службы. Ну, или, ростом контрабандного потока в принципе.
Основные направления контрабандных путей в обоих направлениях – Узбекистан и Таджикистан. Но здесь нужно учитывать, что таможенная служба занимается только внешними границами. На внутриевразийских – на границе Кыргызстана и Казахстана работают чекисты, которым также частенько попадают в руки крупная табачная контрабанда.
И тут уже вопрос в другом, как именно эти сигареты в таком количестве (а, повторимся, задерживаемые грузы – капля в море) попадают именно в Кыргызстан?
Если проанализировать официальные сообщения в СМИ, основные контрабандные потоки идут в Кыргызстан и из Кыргызстана в Узбекистан и Казахстан в виде небольших, по большому счету, партий – сигареты перевозят даже на лошадях.
По словам президента Международной ассоциации ветеранов спецподразделения “Альфа” Юрия Погибы, такой способ – самый выгодный.
“Если мы говорим о ввозе в Кыргызстан из Казахстана или вывозе из Кыргызстана в тот же Казахстан или Узбекистан, то обманываются те, кто считает, что контрабандный табак идет только фурами – его перебрасывают портерами, в переоборудованных бусах, как допгруз в грузовиках. Естественно, в процесс вовлечены и отдельные государственные служащие, без этого никак. Но когда мы говорим о проблеме табачной контрабанды нужно понимать, что это следствие того, что в самом Кыргызстане табачная отрасль была уничтожена. Есть такой примечательный документ, как концепция развития табачной промышленности Кыргызской Республики на 2002-2005 годы, в 2016 году он был признан утратившим силу. Ну так потому, что табачной промышленности уже к этому времени не осталось. Так вот, в нем отмечается, что почвенно-климатические условия Кыргызской Республики позволяют получать высококачественное табачное низконикотинозное сырье восточного типа, которое успешно конкурирует с другими типами табаков и пользуется определенным спросом на рынках стран СНГ. И никто за это, к сожалению, конечно же не ответил. Как и не несут ответственные за допущение контрабандных потоков. Кстати, предположения о том, что контрафактные производства могут быть запущены на территории Кыргызской Республики лишены резона как минимум потому, что даже нелегальное производство требует дорогостоящего оборудования, реактивов и прочего. Но это не значит, что Кыргызстан не может воскресить свой табачный потенциал. Правда, заниматься этим никто не желает”, – отмечает в беседе с TUZ.KG Юрий Леонидович.
Видимо, зарабатывать на контрабанде проще и выгоднее. Что, отчасти, подтверждает и беседа с представителями Государственной налоговой службы Кыргызстана.
Как рассказали редакции TUZ.KG в отделе акцизов Государственной налоговой службы Кыргызстана, в частности сигареты “Milano”, как показывает практика задержаний грузов, ввозятся в Кыргызстан либо через дьюти фри, либо по линии ретранзита.
“Существует более 10 дьюти-фри компаний, которые расположены в аэропорту “Манас”, на постах “Торугарт”, “Достук” и других. И некие фирмы завозят в Кыргызстан целую фуру “Milano” и будто бы продают в своих небольших магазинчиках. На самом деле этот товар оказывается на прилавках по всему Кыргызстану, ну или уходит в “свободное плаванье”. Такая же история с ретранзитом”, – поделились с изданием в налоговой.
С ОАЭ сигареты попадают в Кыргызстан разным путем – по транзитным бумагам водителей вырисовывается, порой, сложная логистика и через Иран, Туркменистан, Узбекистан, в общем, проделывается большой путь. Другие отправляют грузы по линии авиа.
“Стоимость пути по сравнению со стоимостью сигарет – мизер. Сигареты с завода выходят порядка 20 сомов за пачку, при этом у них большая маржинальность, которая может покрыть и авиа и грузоперевозки”, – подчеркивают налоговики.
Согласно исследованию, проведенному независимой компанией IPSOS S.A. в I квартале 2022 года, общая доля нелегального рынка сигарет в Кыргызстане увеличилась до 9,5 процента по сравнению с 1 кварталом 2021 года. Территориально наибольшая доля незаконного оборота наблюдается в Нарынской области, в Таласе и Чуйской области. Сигареты идут, конечно, не только с ОАЭ. Неизменно при этом то, что средняя цена за легальную пачку сигарет (с уплатой налогов) – 100 сомов, а вот за нелегальную пачку сигарет (без уплаты налогов) – 50 сомов.
К слову, в 2022 году таможенными органами Узбекистана по 338 делам о нарушениях было задержано 1 миллион 619 тысяч ящиков (!) табачных изделий на сумму 19,8 млрд сумов.
А в 1 квартале 2023 года изъятые табачные изделия почти достигли прошлогоднего уровня. Всего за 3 месяца узбекские таможенники пресекли 89 случаев незаконной продажи 853 000 пачек сигарет на сумму в 13 миллиардов сумов.
Еще в прошлом году кыргызстанские эксперты подчеркивали, что легальный рынок сигарет в 2017-2022 годах снизился на 49 процентов. Если не предпринимать никаких мер, то с учетом тренда к 2025 году это будут уже 67 процентов. Соответственно уменьшатся и поступления в бюджет.
“Это очень серьезная проблема, и, конечно же, с этим нужно бороться. Я подниму этот вопрос на заседании Жогорку Кенеша”, – пообещал TUZ.KG депутат Дастан Бекешев.
Но наблюдая и тенденцию роста контрабандных потоков, и рост акцизов на табачную продукцию можно с сожалением наперед резюмировать, что борьба эта вряд ли приведет к чему-то масштабному – уж слишком силен соблазн заработать на такой популярной и, как говорят налоговики, высокомаржинальной вредной привычке граждан Кыргызстана и граждан соседних республик.
Особенно с учетом многочисленных нелатанных дыр на границах и с Таджикистаном, и Узбекистаном, через которые так легко могут пройти нелегальные грузы.
P.S. Кстати, весьма и весьма показательный момент. В 2022 году и в первые три месяца 2023 года Таможенный комитет Узбекистана провел мероприятия по публичному уничтожению более 526 пачек табачных изделий. В Кыргызстане если и уничтожают, то только урожаи конопли, об уничтожении, тем более публичном контрабандной табачной продукции не сообщалось ни разу.
Еще один повод задуматься о масштабах табачной контрабанды и степени вовлеченности в нее некоторых государственных служащих…
Комментарии