Anhor.uz представляет новый проект “Выборы в Европейский парламент: анализ, мнения, факты” (видео)
На сайте Anhor.uz стартовал амбициозный проект, посвященный выборам в Европейский парламент, предлагая уникальный и глубокий взгляд на этот важный политический процесс. Планируется не только освещение событий, но и проведение подробных обсуждений с опытными экспертами, специализирующимися в области избирательных процедур.
Кроме того, в рамках проекта предусмотрены встречи с высокопоставленными представителями Европейского парламента, чтобы получить уникальный взгляд изнутри на ход выборов. Не оставлены в стороне и мнения ведущих политологов из Узбекистана, которые внесут свой вклад в анализ политической обстановки.
Фуркат: Добрый день, уважаемые друзья! Продолжаем цикл передач в Anhor.uz о выборах в других странах мира. В Соединенных Штатах проходят праймеризы. Мы рассказываем об этом с Новбахор из Voice of America. Но в этом году еще состоятся выборы в Европарламент. Кто интересуется, наверное, знают, как это работает. Но, как говорится, есть нюансы. Это важно знать, потому что очень многие страны делегируют свои полномочия в этот орган. И рассказать об этом мы попросили Миндаугаса Качераускиса, заместителя главы делегации Европейского Союза в Узбекистане. Салам алейкум
Миндаугас: Ваалейкум, Салам!
Фуркат: Мы очень рады, что вы согласились рассказать нам о Европарламенте. Полагаю, мне и нашим зрителям будет интересно узнать о механизме работы Европарламента. Расскажите, пожалуйста также об истории возникновения Европарламента.
Миндаугас: Большое спасибо за приглашение. Во-первых, Европейский парламент существует с начале 60 х годов прошлого века, но членов или депутатов Европарламента назначали национальные парламенты. В 1976 году был принят первый закон о выборах в Европарламент. Он с разными поправками действует до сих пор. И начиная с 1979 го года, выборы в Европарламент проходят напрямую. Другими словами, граждане стран Европейского союза напрямую, своей страны, выбирают членов Европарламента. Конечно, были разные законодательные изменения, состав парламента то расширялся, то уменьшался и на данный момент работают 705 парламентариев. Он будет увеличен на выборах, которые пройдут в июне этого года. Их станет 720. Они избираются гражданами каждой страны на основании партийных списков. Могут быть независимые кандидаты, если они смогут собрать определенное число подписей и внести финансовый депозит. Но это очень редко. В основном выборы по партийным спискам.
Фуркат: Вы сказали, что в этом году выборы пройдут в июне…
Миндаугас: Они пройдут с 6 по 9 июня, с четверга до воскресенья. Страны члены сами выбирают в какой день их проводить. Это зависит от стран членов, но они должны провести выборы в этих рамках — с шестого до девятого июня.
Фуркат: То есть страна, которая, допустим, в четверг начинает голосовать только в четверг они заканчивают, на пятницу они не переходят.
Миндаугас: Обычно это делается в течение одного дня с восьми до 20:00. Как здесь, в Узбекистане, я особых отличий не вижу.
Фуркат: А досрочное голосование?
Миндаугас: Досрочное голосование предусмотрено законодательством каждой страны. Они могут произойти в местах лишения свободы, в больницах, если кто-то уезжает. Тогда они могут голосовать на несколько дней раньше, они могут приходить и в посольства. Не все страны позволяют голосовать, в посольствах не все. Есть только три или четыре страны, которые не позволяют голосовать в своих посольствах, которые находятся вне Европейского союза. Есть способ голосования по почте. Если человек находится не в стране проживания, он может голосовать по почте.
Фуркат: Сегодня в Европарламенте 705 депутатов, будет 720. Как повлиял Брексит? Квота Великобритании, оно как бы ушла?
Миндаугас: После Брексита было принято решение немножко увеличить количество, но по Лиссабонскому договору оно не может превышать 750.
Фуркат: То есть максимальное количество — 750.
Миндаугас: Так что мы не превышаем 750. 720 еще не максимум, который разрешает законодательство.
Фуркат: От чего зависит число депутатов от страны.
Миндаугас: Зависит от населения. По закону страна не может иметь меньше шести депутатов и больше 96. Так самая большая страна Европейского Союза Германия имеет 96. А самые маленькие это Мальта, Кипр, Эстония и Люксембург имеют по шесть, по шесть.
Фуркат: А не возникает ли ситуация, когда большие страны, у которых больше депутатов будут проводить законы или решения в интересах своей страны, в ущерб стран, у которых меньше депутатов?
Миндаугас: Так не должно быть и это не происходит. Потому что, выборы проводятся на основе партийных список. Эти партии состоят в семьях европейских партий, и депутат Европейского парламента работает не по национальному или государственному принципу, он работает в политической группах или фракции по партийному принципу. И они следуют идеологии, программе этой политической группы. Он не представляет страну, а представляет партию. Конечно, избиратели могут надеяться на это. Он работает на общеевропейские интересы, общеевропейские интересы внешней политики, прав человека, верховенство закона, транспорта, окружающей среды. Они общие, а не интересы отдельной страны. Если кто-то хочет защищать интересы отдельной страны, то для этого есть Совет Европейского Союза, где каждая страна имеет один голос. И там, конечно, защищаются интересы отдельной страны. Но не в Европарламенте. В Европарламенте защищаются только общие интересы Европейского Союза на основе программы, идеологии и видения той или иной партии. Как вы знаете, у нас семь политических групп, семь блоков партийных блоков. Большинство присоединяется к какой-то крупной европейской политической группе, их семь. Так что выбор широкий.
Фуркат: Семь политических групп – они разные по политическому весу в разных странах. Допустим, если в Германии какая-то группа наиболее сильна, она в Италии, может быть слабой. Как это работает?
Миндаугас: Есть политические партии, которые сильны в одной стране, допустим, зеленые в одной стране. А в некоторых странах они вообще не представлены, их нет. Или они настолько слабые, что не проходят избирательный порог, а избирательный порог бывает, как обычно, от 2 до 5%. Кстати, в некоторых странах нет избирательного порога, в той же Германии нет порога. Но, допустим, в Литве от которой я избран, есть избирательный порог. И вот зеленые партии его в Литве не проходят. Но в других странах зеленая партия очень сильно представлена. Есть партии, которые представлены во всех странах Европейского союза. Допустим, Европейская народная партия, социал-демократическая, социалистическая партия. Они, конечно, представлены везде.
Фуркат: Но это очень интересно. Означает ли это, что руководство этих фракций направляет туда больше ресурсов, чтобы им помогать?
Миндаугас: Не могу этого сказать, это их внутреннее дело.
Фуркат: У них своя стратегия есть, наверное, проведения выборов.
Миндаугас: Да, конечно. Да.
Фуркат: Значит каждая из семи политических партий начнут свою пропагандистскую кампанию.
Миндаугас: Да, мне кажется, уже сейчас начинается, есть какой-то график, и уже в марте начнется избирательная кампания. И она продлится до 5 июня. Избирательная кампания по всей Европе, и партии будут соревноваться в своих странах за голоса своих избирателей.
Фуркат: Это, в первую очередь дебаты, наглядная агитация все, что разрешено законом, законодательство? Оно унифицировано или у каждого государство свои законы?
Миндаугас: Эти вопросы регулируются национальным законодательством. Они по-разному решают. Могут быть дебаты по радио, телевидению, интернет-телевидению, могут быть встречи с избирателями и так далее. Тут особых изобретений нет.
Фуркат: То есть разрешено все, что не запрещено.
Миндаугас: Так.
Фуркат: А по закону председатель Европарламента избирается на пять лет?
Миндаугас: Да, но есть такая джентльменская договоренность между исторически самыми крупными партиями. Это Европейская народная партия, которую мы условно можем назвать правоцентристской, и прогрессивный альянс социалистов и демократов, назовем их социалистами. Между ними есть договоренность, чтобы они не боролись друг с другом.
Так, представитель одной из этих групп занимает эту должность первые 2,5 года и потом добровольно уступает представителю другой. Вначале этого мандат был у господина Давид Сассоли. К сожалению, он скончался, но его мандат завершился.
Сегодня президент Европейского парламента госпожа Роберта Метсола, она представитель Европейской народной партии из Мальты, самой маленькой страны Европейского союза, она представляет Народную партию. Конечно, обязательно идет голосование. Но есть такая договоренность, что мы друг другу уступаем.
Фуркат: Да, уступаете, но они имеют большинство голосов, значит, когда голосуют, они голосуют именно за того кандидата, которого вы выдвигаете.
Миндаугас: Да, их также поддерживают некоторые другие партии, которых чуть меньше. либеральные партии, зеленые партии, как обычно, они поддерживают друг друга. Но вот эти партии главные, они не соревнуются, а сотрудничают.
Фуркат: Может ли это поменяться в будущем?
Миндаугас: Изменится, может быть, третье место или второе место выиграет какое-то другая сильная партия. Допустим, правая или ультраправая партия. Такое тоже может быть. Пока опросы показывают, что эти обе партии займут те же самые места. Конечно, они потеряют некоторые голоса, но все-таки они поделятся первым, вторым местом. Это показывают опросы. Но, опросы могут вводить в заблуждение.
Фуркат: А экзит поллы проводятся?
Миндаугас: Это зависит от страны. Если кто-то хочет проводить, если есть деньги пожалуйста. Но это частная инициатива. Это если кто-то может платить за это. Пожалуйста, проводите. Но это надо посчитать, нужно это или нет.
Фуркат: Предположим, какое-то государство провело выборы 6 июня. Объявят ли они результаты сразу или будут ждать окончания выборов?
Миндаугас: В тот же день объявляют. Ну, или ночью. В маленькой стране подсчеты могут быть быстрыми, в большой стране могут и затянуться.
Фуркат: А это не будет влиять на избирателя, который приходит седьмого, восьмого или девятого июня.
Миндаугас: Я этого не знаю.
Фуркат: Но очень интересно, потому что как они видят, кто выиграет?
Миндаугас: К сожалению, избиратель думает о своей стране. Об интересах своей семьи, своего дома, своего города, села, своей страны. Его не заботят общеевропейские интересы, он любит или не любит того или иного национального политика, он выбирает так, будто бы это выборы в национальный парламент.
Фуркат: Как решается вопрос наблюдения за выборами. Кто решает, допустим, будут ли наблюдатели из других стран или из каких-то организаций во время выборов в Европарламент? Например, в Узбекистане приглашают наблюдателей.
Миндаугас: Да. В принципе, это регулируется национальным законодательством, но я никогда не слышал, чтобы кто-то был против. Если кто-то изъявил желание наблюдать, для этого есть процедура, выполнив которую можно зарегистрироваться наблюдателем. Я знаю примеры, когда из других стран, допустим, стран Азии, кто-то приезжает и хочет посмотреть. Есть какая то процедура. Надо зарегистрировать какие-то фотографии или что-то другое. Но такого, чтобы ОБСЕ мы приглашали, такого нет. Но можно, в принципе, наблюдать, да.
Фуркат: То есть, если у меня будет время, я могу поехать тоже понаблюдать? После определенной процедуры, естественно.
Миндаугас: Как частное лицо вряд ли. Но, наверное, как представитель гражданского общества есть какая то возможность.
Фуркат: Правда ли, что Европейский парламент не имеет права законодательной инициативы? Почему так устроено?
Миндаугас: Законодательную инициативу имеет Европейская комиссия, она готовит законодательный акт. Европейский парламент принимает очень много документов не законодательного характера, имеется в виду резолюции.
Вот недавно была принята резолюция по Центральной Азии, в октябре была принята резолюция именно по Узбекистану. Бывают резолюции по нашим внутренним вопросам, допустим, вопросы, связанные с охраной окружающей среды, изменения климата, прав человека.
Европарламент влияет на политику Европейского Союза. Депутаты Европейского парламента пользуются не только законодательным правом, очень активно пользуются правом политического влияния в принятии разного рода постановлений, резолюций, рекомендаций, запросов.
Плюс Европейский парламент играет решающую роль в назначении президента Европейской комиссии и одобрении кандидатов на пост комиссара и, естественно, в принятии бюджета.
Фуркат: Какие прогнозы в этом году? Кто будет возглавлять те органы, о которых вы говорили?
Миндаугас: Мы не знаем, кто будет возглавлять. Я не буду. Посмотрим, кто будет. Процедура такова — после избрания Европейского парламента Совет глав государств, 27 глав государств собирается и предлагает кандидатуру, новую кандидатуру президента Европейской комиссии. Кому предлагают? Европейскому парламенту на основе Лиссабонского договора. Но тут есть один такой интересный нюанс. Законодательство гласит, что Совет глав государств обязан предлагать кандидатуру, учитывая результаты выборов. И что это значит? Что с 2014 года большинство пан европейских партий во время выборов обозначили главного кандидата на пост президента Европейской комиссии. И тогда главная партия, которая формирует органы власти, Европейская народная партия обозначила, что Жан-Клод Юнкер, тогдашний премьер Люксембурга, будет кандидатом этой партии на пост президента Европейской комиссии. Так и случилось. В 2019 году этого не случилось. Главы государства по-своему интерпретировали закон, что они учитывали результаты выборов, но предложили не главного кандидата, другого кандидата предложили на пост президента Европейской комиссии. Я не являюсь судьей и не буду говорить, кто прав, кто не прав. Но есть вот интересный нюанс, что европейские политические партии называют своего главного кандидата. Пока они не озвучили
Фуркат: Посмотрим, как будем ждать. Нам тоже очень интересно.
Миндаугас: Но то, что Европарламент имеет такое право избирать по представлению глав государств, это говорит о том, что вес Европарламента очень большой. Но Европейский парламент принял даже специальный такую резолюцию, что он имеет право и отклонить. Вот это может привести к мини кризисам разным. И придется главам государств снова ехать, собираться. Это не так легко.
Интересен процесс выбора президента комиссии. Президент Европейской комиссии из каждой страны Европейского Союза собирает команду комиссаров. Другими словами, страны члены делегируют предлагаемого президента, уже назначенного Европейской комиссии, предлагают кандидатуры на пост того или иного комиссара. Президент Европейской комиссии не обязан соглашаться, может сказать, что ну, вы поищите другую кандидатуру или гендерный баланс. Должен быть мужчина женщина или просто предлагайте мне другую кандидатуру. Он или она будет принимать то, что предложат. Потом, если он и президент согласятся, это идет опять в Европарламент, он может согласиться или нет.
Фуркат: Но тут тоже ведь учитываются интересы государства и интересы фракций, которые находятся в парламенте.
Миндаугас: И общеевропейские, и партийные интересы, и национальные интересы.
Фуркат: То есть не все так просто.
Миндаугас: Не все так просто, но до сих пор в особые кризисы евро парламент не попадал. Он работает всегда как-то эффективно, с соблюдением процедур, что мы особых замечаний не имеем.
Фуркат: Ну, это должно радовать. Будем надеяться, что так и будет продолжаться. Спасибо большое. Нашим гостем был Миндаугас Качераускис, заместитель главы делегации ЕС в Узбекистане. Мы говорили о выборах в Европарламент, которые состоится с шестого по девятое июня этого года.
Следите за нашими эфирами, мы обязательно будем об этом вам рассказывать. Я надеюсь, что вам это тоже будет интересно. А пока прощаемся. Берегите себя, до свидания!
Комментарии