Улучшит ли качество жизни узбекистанцев акциз на сладкую газировку

Газировка
Фото: freepik.com

В Узбекистане с 1 апреля 2024 года планируется ввести акциз на неалкогольные напитки, содержащие сахар. Согласно бюджетному посланию Министерства экономики и финансов Олий Мажлису Узбекистана об основных направлениях налогово-таможенной политики на 2024−2026 годы, размер нового акциза составляет 500 сумов на один литр сахаросодержащего неалкогольного напитка.  В документе указывается, что данный косвенный налог вводится для предотвращения возможного увеличения заболеваний, в том числе диабета. «Такой налог есть в свыше 50 стран (Франция, Венгрия, Великобритания и других). Поступления от акциза будут направлять в Фонд развития медицины», – говорится в документе.

Альфия Мусина, исполнительный директор Ассоциации производителей газированных напитков в колонке в Spot.uz  рассказала, что при подготовке важного документа и поставленных серьезных целях по оздоровлению населения, составители послания не провели исследований и диалога с представителями индустрии.  

«Диалог необходим, так как есть опасения, что акциз не поможет уменьшить сахар в ежедневном рационе, но вполне способен разрушить развивающийся рынок газированных напитков, соков и нектаров», – считает Альфия Мусина. 

Введение нового налога на сахар в напитках с целью улучшения здоровья населения, прежде всего требует предварительного исследования и научного анализа, который выявит причины ожирения и сахарного диабета. Необходимо провести Национальное исследование о состоянии здоровья и статуса питания населения и выявление факторов влияющих на них.

Скудный и несбалансированный рацион в регионах может быть причиной многих заболеваний ввиду того, что население компенсирует недостающие калории посредством доступных, некачественных продуктов питания.

В 2022 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала исследование в котором рекомендует ввести налог на напитки содержащие сахар, но подчёркивает, что меры борьбы с ожирением должны быть комплексными. «Необходимо выбрать несколько приоритетных направлений с реалистичным планом по осуществлению остальных мер», – говорится в документе, где наиболее реалистичными среди прочих называют ограничение ориентированной на детей рекламы пищевых продуктов и совершенствование мер по контролю ожирения.

Введение акциза в размере 500 сумов на литр неалкогольного сахаросодержащего напитка, при игнорировании других рекомендаций ВОЗ, является сомнительным способом борьбы с ожирением и сахарным диабетом. 

Согласно данным Европейской комиссии и Исследовательского центра по питанию, в Узбекистане мужчины потребляют больше безалкогольных газированных напитков, чем женщины (62% и 44% соответственно), но распространенность ожирения среди женщин выше, чем среди мужчин. Эти исследования подтверждают, что новый акциз не повлияет на динамику заболеваемости сахарным диабетом. 

Введение налога на сахар имеет противоречивые результаты в разных странах. В Норвегии, Дании и Мексике введение такого налога привело к увеличению покупок за границей и контрабанде, что негативно сказалось на внутреннем рынке. На Филиппинах и во Вьетнаме после тщательного анализа парламент не принял налог из-за обнаруженных отрицательных последствий, таких как негативное влияние на сбор других налогов, объемы продаж и занятость в отрасли, что могло бы привести к значительным убыткам.

Введение такого налога может повлиять на занятость населения и объемы инвестиций в отрасль. Сокращение производства приведет к потере рабочих мест как в самой отрасли, так и в связанных секторах, что уменьшит доходы от заработной платы и снизит налогооблагаемую базу. Решение о введении налога не основано на анализе его влияния на ключевые бюджетные параметры. Общий объем налоговых поступлений уменьшится из-за снижения доходов от НДС, налога на прибыль и других налоговых платежей. 

Большинство компаний индустрии будут вынуждены снижать инвестиции в будущем, поскольку  формируется  тенденция к принятию важных экономических решений без диалога с бизнесом, независимыми экспертами и сообществом, что не может не настораживать инвесторов, а также снижением темпов роста рынка, вызванным повышением цен.

Согласно отчету Оксфордского университета, налог на сахар является регрессивным, так как больше затрагивает семьи с низким доходом, чем семьи с высоким доходом. 

Введение акциза приведет к резкому повышению розничных цен на газированные напитки, содержащие сахар, в среднем на 20%, что приведет к сокращению потребления минимум на 20%. Следствием подорожания местной продукции также станет взрывной рост объема серого импорта из Афганистана, Пакистана, Казахстана, Кыргызстана. А также экономия на качестве производителей внутри страны.

Оценка социально-экономических и бюджетных эффектов показала, что наибольший негативный эффект от введения дополнительного налогового сбора будет оказан на малый и средний бизнес, подавляющее большинство производителей напитков, насчитывающих 1021 предприятие (по данным Агентства статистики при президенте РУ).

Многие из них закроют свои производства, сократят рабочие места, либо будут производить продукцию нелегально. Ведь продукция локальных производителей в процентном выражении подорожает больше других, и подорожание будет достигать до 50%.

Каждое рабочее место в компаниях-производителях напитков поддерживает в среднем десять рабочих мест у поставщиков и клиентов в Узбекистане. 

Каждый сум добавленной стоимости компаний-производителей отрасли с учетом мультипликативного эффекта генерирует 10 сумов добавленной стоимости в экономике Узбекистана.

«Пока мы видим нежелание государственных структур выходить на диалог. А значит, я могу предположить, цель акциза — заткнуть бюджетную брешь, не заглядывая за горизонт. Получить деньги здесь и сейчас, а потом потерять в налогах и отменить акциз или сделать его дифференцированным, как случилось во «многих развитых странах», опыт которых чиновники не изучили до конца. Мы в ассоциации готовы к диалогу, обсуждение проекта. У нас есть знания и цифры. Наша цель — сформировать здоровые привычки у населения, дать им альтернативу чрезмерному потреблению сахара, пропагандировать здоровый образ жизни, улучшать качество продукции и расти, как индустрия, предлагающая рабочие места», – говорит Альфия Мусина.

Эксперты сходятся во мнении, что наиболее эффективными методами борьбы за более низкое потребление сахара являются изменение порций продуктов, изменение их состава и повышение информированности населения. Все это требует разработки и внедрения Национальной программы. 

Формирование здорового образа жизни и здоровых привычек, соответствующая маркировка, когда каждый может оценить состав продукта – это сложный и долгий путь, но именно эта стратегия способна существенно улучшить показатели здоровья в стране. Необходимо чтобы спрос регулировал качество, а не новые налоги, которые просто лягут бременем на индустрию. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.