Эффективно ли тратятся деньги на подготовку к саммиту ШОС 

Источник: Мирзо Субханов

В 2022 году в Самарканде запланировано проведение саммита Шанхайской организации сотрудничества, в котором будут участвовать около двадцати глав государств. Этот саммит очень значим для Узбекистана, и страна активно готовится к нему на протяжении уже трех лет — с января 2019 года.

Для государства саммит это не только повод показать миру всю красоту и достоинство древнего восточного Самарканда, но возможность стимулирования развития туристического и бизнес потенциала страны.

Ускоренными темпами идет реконструкция транспортной инфраструктуры и инженерных сетей Самарканда. На подготовку события международного масштаба выделена большая сумма из республиканского бюджета страны — 55,0 млн долларов США.

Согласно постановлению президента Узбекистана №ПК-4999 от 23 февраля 2021 года, которое отсутствует в публичном доступе, в перечень работ войдет и подготовка проекта реконструкции, и капитального ремонта фасадов, и балконов 117 многоэтажных жилых домов центральных улиц Самарканда. То есть реконструкция и ремонт будет финансироваться из республиканского бюджета, а не за счет средств собственников жилья или кредита банков, как это обычно бывает.

На портале госзакупок удалось найти таких работ на $5.45 млн. В связи с тем, что сроки были ограничены (до конца сентября 2021) постановлением президента, было решено вместо открытого тендера провести отбор наилучших предложений. Это позволяет заказчику (Инжиниринговой компании при администрации Самаркандской области) запросить цену у нескольких поставщиков по своему усмотрению. Хотя такая процедура считается конкурентной, но реальной конкуренции мы не увидели.

В рамках прямого отбора государству удалось сэкономить сумму меньше 1% (0,914%) от проектной стоимости реконструкции.

Наш анализ закупок прямо свидетельствует об отсутствии какой-либо конкурентной среды в рамках проведенных торгов. Ни в одном из 117 торгов по реконструкции домов победитель не снизил цену лота более чем на 1%. Все победители были выбраны единогласным решением членов комиссии.

Более 66% победителей торгов имеют уставной капитал ниже 1,0 тыс. $, что свидетельствует о существенных рисках невозврата денег в случаях невыполнения обязательств перед заказчиком со стороны подрядчика.

Иными словами, если подрядная организация утратит свою платежеспособность (обанкротится), то государство может претендовать на возврат всего 1000 $, что составляет всего 2,2% от средней стоимости одного лота.

Большую долю всех заказов (10,6% или 572,5 тыс. $) в общем объеме получило одно предприятие со 100% долей государства. (ГУП) Ta’mirlash tiklash va xizmati ko’rsatish (Ремонт и обслуживание — перевод), подведомственна Самаркандскому областному управлению министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.

Унитарное предприятие получило 20 из 117 возможных выставленных на торги объектов, при этом ГУП участвовало только в 20 торгах и ни разу не проиграло.

В рамках отбора основными его оппонентами выступали ООО «BULOQBOSHI QURILISH INVEST» (15 раз) и ООО «NURSHODBEK BINOKOR» (14 раз). Данные компании выступали спарринг-партнерами и участвовали исключительно вместе с ГУП Ta’mirlash tiklash va xizmati ko’rsatish и сами по итогам так и не получили ни одного заказа.

Такие согласованные действия участников торгов могут свидетельствовать о серьезном нарушении закупочного законодательства — сговоре и коррупции. Они должны быть пристально проанализированы контролирующими органами и таким действиям должна быть дана надлежащая правовая оценка. Практика показывает, что фиктивные спарринг партнеры часто принимают участие в торгах чтобы потом оказаться на субподрядах у компании победителя.

Вторым победителем по общему объему полученных заказов стало общество с ограниченной ответственностью UZ PRO BUILDING с уставным фондом менее $600 (в эквиваленте). Статья 36 закона «О государственных закупках» обозначает отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов как необходимое условие допуска к участию в торгах.

Согласно данным, полученным из портала tender.mc.uz за 20 дней до начала торгов у общества, имелась значительная задолженность в размере $23,2 тыс. по обязательным налоговым отчислениям. Из-за данной задолженности 03.04.2021 года общество было отстранено от открытого тендера по лоту №10066.

Об отсутствии конкурентной среды свидетельствуют и факты касательно прямой связанности между участниками торгов в некоторых лотах.

Буриев Ахтам Жозилович является директором в двух компаниях, а его сын Жозилов Бобуржон Ахтамович – учредителем третьей компании.

ООО «OZODBEK BOBURSHOX QURILISH” выиграл лот №2154272 — капитальный ремонт дома  №140 по улице Гагарина у ООО «BOBURSHOX OZODBEK QURILISH”. В данных торгах «конкурентами» выступали предприятия, связанные между собой и названием, и непосредственным родством учредителей и директоров.

Явную имитацию конкурентной среды можно наблюдать и в лоте №2184984 — капитальный ремонт дома  №43 по улице Беруний, когда победитель и один из участников торгов прямо связаны между собой.

Также есть предположение о том, что конкурент ООО “MARJONA AVIA SERVIS” не занимается какой-либо деятельностью, связанной со строительством или ремонтом. По информации портала государственного комитета по статистике основной деятельностью ООО “MARJONA AVIA SERVIS” является оптовая торговля прочими бытовыми товарами.

Выводы:

Все эти факты могут являться симптомами серьезных проблем госуправления, которые нуждаются в срочном решении. Существуют методы борьбы сговора в госзакупках.

Во-первых, это проведение открытых конкурентных процедур, в которых весь заинтересованный бизнес имел бы открытый доступ к тендерам.

Для проведения открытых закупок необходимо иметь политическую волю и правильно организованный процесс планирования госзакупок. В таком случае, не нужно будет закупать товары и услуги в спешке. Для того чтобы бизнес охотнее шел на торги и конкурировал за госресурсы необходимо сформулировать четкие и понятные технические требования и реальные сроки исполнения, составлять понятную тендерную документацию, проверять ее на отсутствие дискриминационных требований, проактивно приглашать широкий круг поставщиков для участия в торгах. Только таким образом можно добиться эффективного использования бюджетных средств и развития доверия бизнеса к государственным заказчикам.

Во-вторых, существенно помочь может цифровизация системы госзакупок — формирование структурированных данных о всех этапах госзакупок и предоставление доступа к данным контролирующим органам, журналистам, организациям гражданского общества. В этом может помочь международный стандарт OCDS который используется в более чем 40 странах и документирует данные на всех этапах закупочного процесса от бюджетирования до исполнения договора.

Наличие интеграции системы госзакупок с госреестрами, например налоговой службы, судебным реестром и другими, может помочь автоматически проверять часть квалификационных требований и например, не допустить компанию, у которой есть долги по уплате налогов или доказанные факты злоупотреблений, к участию в торгах. Это может существенно минимизировать риски потерь для бюджета.

В-третьих, нуждаются в обновлении методологии оценки рисков в органах финансового контроля и формирование системы превентивного мониторинга госзакупок. Всегда легче не допустить злоупотреблений, чем гоняться за нарушителем и в судебном порядке добиваться компенсации потерь. С опытом построения такой системы можно ознакомиться в недавней публикации компании Датаномикс из Казахстана.

Комплексный подход к решению этой проблемы может коренным образом изменить бизнес климат страны, сэкономить деньги налогоплательщиков в бюджете, и сделать госзакупки более открытыми, честными и эффективными.

Редакция Anhor.uz направила запросы в Агентство по борьбе с коррупцией, Антимонопольный комитет с просьбой прокомментировать выявленные нарушения и ждет ответов.

Над материалом работали:

Виктория Аширова

Дана Опарина

Мирзо Субханов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.