,

Таджикистан переходит на «зеленый» свет. В какие проекты направляются средства?

Солнечные панели
Фото: pexels.com

Таджикистан, как и большинство стран, уязвим к последствиям изменения климата. Средние температуры на территории страны растут, характер осадков меняется, ледники в стране отступают. Эти изменения опасны для сектора гидроэнергетики Таджикистана, на который приходится 98% всей выработки электроэнергии в стране. Программы адаптации к изменению климата для поддержки экономического роста требуют серьезных финансовых вливаний.

Осилить их исключительно за счет госбюджета невозможно, поэтому правительство Таджикистана привлекает дополнительные средства со стороны международных организаций и финансовых институтов на развитие «зеленых» технологий в стране.

Давайте разберемся, кто является основными донорами на развитие зеленой экономики в сфере электроэнергии, и готов ли Таджикистан выполнить заявленные обещания.

Как климатические изменения влияют на энергетику Таджикистана 

В Таджикистане сферы производства и передачи электроэнергии являются чувствительными к изменению климата и экстремальным климатическим явлениям. Уязвимость сектора вызывает озабоченность из-за сильной зависимости от гидроэнергетического сектора в производстве энергии. Более 98% электроэнергии в Таджикистане вырабатывается на гидроэлектростанциях, на них приходится 93,9% от общей установленной мощности. Именно на гидроэлектростанциях генерируется 16,5 млрд киловатт-часов (кВт) электроэнергии.

Большинство ГЭС были построены несколько десятилетий назад, поэтому их уровень производительности может снизиться в зависимости от последствий изменения климата, если в их работу вовремя не внедрить программы устойчивости.

Вот несколько примеров, которые показывают прямую зависимость работы ГЭС от изменений в климате:

— Меняющийся климат и экстремальные климатические явления могут повлиять на производство энергии и сооружения по ее доставке, что, в свою очередь, приведет к сбоям поставок.

— Повышение летней температуры увеличит потребление электроэнергии, что приведет к росту пиковых нагрузок летом и усугубит нехватку энергии в стране.

— Изменения в доступности воды, как случайного характера, так и долговременного, могут изменить потенциал гидроэнергетики.

Несмотря на прогресс в расширении источников энергии, Таджикистан испытывает значительный дефицит электроэнергии в объеме 2,2-2,5 млрд кВт часов в зимний период, что составляет 15,5% от ежегодного объема производства.

Вызванный изменением климата спад в производстве энергии в гидроэнергетическом секторе может негативно сказаться как на доступе, так и на использовании энергии, которая уже и так является ограниченной.

Всемирный банк называет Таджикистан наиболее уязвимой страной к последствиям изменения климата в Центральной Азии.

Из 185 стран, ранжированных по индексу глобальной адаптации Университета Нотр-Дам, который суммирует уязвимость страны к изменению климата и другим глобальным проблемам в сочетании с ее готовностью повысить устойчивость, Таджикистан занимает 98-е место, Узбекистан — 72-е, Кыргызстан — 65-е, Казахстан — 36-е место.

Альтернативные источники энергии, которые могли бы снизить дефицит 

Использование различных источников энергии и поставщиков привело бы к снижению сильной зависимости Таджикистана от гидроэлектроэнергии. По словам экспертов, развитие возобновляемых источников энергии может стать удачным выходом для адаптации к изменяющейся климатической ситуации. Климат Таджикистана максимально благоприятен для использования солнечной энергии — в среднем, в стране 280 — 330 солнечных дней в году.

Суммарная интенсивность солнечной радиации колеблется в пределах 280-925 МДж/м2 в предгорьях и 360-1120 МДж/м2 в горной местности.

Другим альтернативным выходом может стать малая гидроэнергетика. Она, как и солнечная энергия, обеспечивает предсказуемую, надежную, доступную экологически чистую энергию, которая производится на местном уровне.

По словам экспертов, если страна возьмет курс на развитие малой гидроэнергетики, то возможно значительно устранить существующий дефицит энергии, с которым сталкивается в основном сельское население, и укрепить устойчивость энергетического сектора.

Также специалисты предлагают обратить внимание на потенциал энергии ветра, который используется не в полной мере. Возможности в развитии ветровой энергии оцениваются от 1000-3853 МВт и существуют в таких районах, как Худжанд, Гулистон, Файзабад, Шахристан, где скорость ветра составляет 5-6 милей в секунду на высоте порядка 10 метров над поверхностью.

Но на данный момент запуск крупномасштабных станций, использующих возобновляемые источники энергии, остается в планах.

Кто дает инвестиции на развитие зеленой экономики?

Таджикистан за последние пять лет принял ряд документов, нацеленных на переход к зеленой экономике, а президент страны ежегодно выступает на Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В декабре 2023 года на Пленарном заседании 28-й Конференции он отметил, что республика намерена удвоить мощности по производству «зеленой энергии» как главной основы для продвижения зеленой экономики.

В этом контексте, с целью эффективного использования природных ресурсов и привлечения инвестиций и «зеленых» технологий в экономику, правительство приняло «Стратегию развития зеленой экономики на 2023-2037 годы».

А в 2019 году вступила в работу Национальная Стратегия адаптации к изменению климата РТ на период до 2030 года. В документе в качестве приоритетных определены четыре основных сектора: энергетика, водные ресурсы, транспорт, сельское хозяйство.

Стратегия направлена на поддержку экономического роста и ускорение модернизации всех отраслей экономики.

Кроме этого, одним из основополагающих документов, определяющих вектор экологического развития страны, является Национальная стратегия развития на период до 2030 года, принятая в конце 2016 года.

В документе поставлены три стратегические цели, одна из которых — обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование электроэнергии.

Каждая стратегия предполагает, что финансирование на реализацию запланированных программ будет идти из нескольких источников.

Так, например, одна из целей «Национальной стратегии развития зеленой экономики» — определить приоритеты по инвестициям для адаптации к климату, которые могут финансироваться за счет отраслевых инвестиционных планов и бюджетов, инвестиций частного сектора, многосторонних и двусторонних партнеров развития.

По данным Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом, общий приток иностранных инвестиций в 2022 году составил почти 2,6 млрд долларов США, из них 618 млн долларов — прямых инвестиций, 217 тыс. — портфельных и почти 2 млрд долларов — другие виды инвестиций. С 2021 года приток иностранных инвестиций вырос на 44%.

В сфере энергетики страны в 2022 году были активны 16 проектов на общую сумму 1,6 млрд долларов США. В 2023 году для финансирования восьми государственных инвестиционных проектов в этом направлении было подписано соглашение на общую сумму 155 млн. долларов.

Таким образом, на сферу энергетики пришлась большая часть иностранных инвестиций.

Если говорить об общем объеме инвестиций в сферу энергетики за последние 30 лет, то сумма составляет более 2 млрд долларов. Это больше 20 реализованных инвестиционных проектов, которые были направлены на расширение имеющихся генерирующих способностей, создание новой инфраструктуры по передаче и распределению энергии.

Согласно Обзору госрасходов Всемирного банка, государственные инвестиции в Таджикистане составляют 35-38 процентов всех расходов и чрезвычайно высоки в процентном отношении к ВВП, по региональным и международным стандартам — около 13-15%.

В Обзоре делается вывод, что слабый отбор и управление проектами в сочетании с огромным фискальным бременем инвестиций в энергосектор серьезно подрывает эффективность госинвестиций в Таджикистане и, следовательно, эффективность значительной части всех государственных расходов.

Таким образом, основной задачей для поддержки высоких темпов роста и быстрого повышения уровня жизни является повышение качества и эффективности системы государственных инвестиций Таджикистана.

Международные доноры также принимают активное участие в финансировании «зеленых» проектов в Таджикистане.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в 2023 году выделил новые средства предприятиям и домохозяйствам республики для облегчения их доступа к зеленым технологиям и лучшей климатической адаптации.

Программа финансирования зеленой экономики Таджикистан II (GEFF Таджикистан II) на сумму 50 млн долларов, запущенная ЕБРР и Зеленым климатическим фондом (GCF — ЗКФ), нацелена на повышение стандартов эффективности использования энергии и ресурсов и поддержку перехода страны к более зеленой экономике.

Азиатский банк развития в соответствии со страновой стратегией партнерства банка на 2021-2025 годы работает в направлении трех стратегических приоритетов. Среди них — поддержка структурных реформ для улучшения распределения и мобилизации ресурсов.

В 2022 году АБР одобрил грант в размере 30 млн долларов для усиления управления рисками стихийных бедствий в Таджикистане и сокращения экономических потерь из-за изменения климата и стихийных бедствий.

В ноябре 2023 года Совет исполнительных директоров Всемирного банка одобрил дополнительное финансирование в размере 21 млн. долларов в виде грантового финансирования от Международной ассоциации развития (МАР) для Таджикистана на продолжение реализации двух ранее работающих проектов. Это проект по передаче и торговле электроэнергией в ЦА и Южной Азии (CASA-1000) и проект поддержки сообществ CASA.

Региональный проект по объединению электростанций CASA-1000 стартовал в январе 2018 года и направлен на содействие передаче 1 300 МВт избыточной возобновляемой гидроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан.

Основная цель состоит в том, чтобы обеспечить торговлю электроэнергией между Центральной и Южной Азией для увеличения экономических выгод и надежного доступа к энергоснабжению для домашних и корпоративных потребителей в этих странах.

Проект поддержки сообществ CASA направлен на расширение доступа к качественному энергоснабжению, улучшение услуг социальной и экономической инфраструктуры, а также содействие укреплению местного самоуправления в общинах в зоне охвата проекта в Таджикистане.

В его рамках используются экологически чистые гидроэнергетические ресурсы в дополнение к глобальным усилиям по борьбе с изменением климата.

Представительство Евросоюза в Таджикистане с 2022 года реализует проект «Повышение уровня жизни и продовольственной безопасности за счет устойчивого управления природными ресурсами в Зарафшанской долине Таджикистана».

Общий бюджет составляет более 6 млн евро, из которых ЕС внес 80%, а партнеры — 20%.

Программа направлена на улучшение доступности, обеспечения и использования водных и природных ресурсов для достижения большей устойчивости в верхних водосборных бассейнах долины.

Проект работает четырьмя способами, один из которых — улучшение доступа к энергии за счет внедрения энергоэффективных и возобновляемых источников энергии.

Готов ли Таджикистан к зеленым реформам?

По словам Джовида Гуломмухидинова, директора компании «Таджгидро», на данный момент в стране предпринимаются активные попытки развития зеленой экономики:

«Работа ведется в нескольких направлениях — обновляется инфраструктура по генерации, передаче и распределению электроэнергии, также разрабатываются законодательные акты и регуляторные механизмы, которые стимулируют привлечение инвестиций и развитие возобновляемых источников энергии», — отмечает он.

Таджикистан находится в начале пути перехода к зеленой экономике, и этап планирования выглядит достаточно оптимистично. Но эксперт отмечает, что достижение заявленных показателей будет зависеть от нескольких факторов:

«Это политическая воля — то насколько мы готовы и можем выполнять взятые на себя обязательства. Во-вторых, доступ к финансовым ресурсам для реализации заявленных показателей. Важным аспектом является международное сотрудничество — насколько международные партнеры и финансовые институты будут помогать как в области инноваций, так и в финансовых ресурсах. И, конечно, развитие кадрового потенциала».

По словам Джовида Гуломмухидинова одним из перспективных направлений развития зеленой экономики для Таджикистана является форма государственно-частного партнерства (ГЧП).

В сфере энергетики для Таджикистана это не частая практика, но осенью 2023 года Минэнерго и водных ресурсов Таджикистана, MW Energy, совместное предприятия Masdar и W Solar Investment подписали Меморандум о взаимопонимании. Сотрудничество направлено на разработку проектов, в том числе, солнечной фотоэлектрической, ветровой и гидроэнергетики, в рамках ГЧП. На первом этапе планируется достичь мощность в 500 МВт.

Несмотря на то, что комплекс всех усилий все-таки приводит к увеличению генерации электроэнергии, увеличение населения и ежегодный рост экономической активности страны требует больших показателей. По мнению эксперта, в перспективе 20 лет, если темпы роста будут сохраняться, Таджикистану необходимо увеличить выработку электроэнергии на 50%.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.