«Сейчас банки больше работают как ломбард»: когда и как появится эффективное «зеленое» финансирование в Узбекистане
Для успеха проектов, связанных с «зеленой» экономикой, «зеленые» кредиты должны выдаваться на сроки не меньшие, чем сроки окупаемости используемого оборудования и под процент, который не выше рентабельности проекта. В некоторых странах зеленый кредит понимается как льготный, то есть с более низким процентом, чем обычный. По словам предпринимателей, пытающихся в данный момент развивать в Узбекистане «зеленые» проекты, пока такие кредиты получить невозможно, хотя международные организации создают в банках Узбекистана «зеленые» кредитные линии и переводят туда средства.
Какова ситуация на данный момент и какие могут быть причины возникновения этой проблемы и пути ее решения, обсуждалось на состоявшейся 29 февраля в центре U-enter очередной встрече «Зеленой платформы», названной организаторами в этот раз «Развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для малого и среднего бизнеса в Узбекистане в 2024 году». Технические и организационные вопросы, связанные с переходом на альтернативные источники энергии в ситуации кадрового дефицита и отсутствия предпроектной подготовки, а также возможные пути преодоления этого барьера обсуждались подробно и на должном уровне. Однако трудно не заметить, что куда большее внимание аудитории привлек другой барьер на пути «зеленого» перехода – финансовый, и что основания для этого были самые серьезные.
Острая дискуссия последовала непосредственно за анонсом новых проектов по «зеленому финансированию» в Узбекистане.
Представительница ЕБРР, старший банкир Хуршида Узакова объявила о начале работы кредитной линии GEFF II, на которую выделено 100 миллионов долларов. Их в виде «зеленых» кредитов должны выдать на зеленые проекты банки-партнеры Hamkor и Ipak yuli, к которым в ближайшее время должен присоединиться Ipoteka банк.
Отличие от GEFF II не только в том, что на «зеленые» проекты выделено на 40 миллионов долларов больше, чем в прошлый раз, но и в том, что в этот раз помимо государственных и частных компаний запланирована выдача «зеленых» кредитов еще и физическим лицам (например, на теплоизоляцию квартир и домов), а для оценки состоятельности «зеленых» проектов, предлагаемых заемщиками, ЕБРР предоставляет банкам-партнерам своих консультантов.
Следом выступили представители банков-партнеров – Hamkor банка и Ipak Yoli банка. Примечательно, что никто из них не называл в своем выступлении процентную ставку для «зеленых» кредитов.
После анонса финансовой программы по поддержке «зеленой» экономики ЕБРР и выступления представителей банков-партнеров и со сцены, и из зала прозвучали достаточно острые критические замечания, свидетельствующие о недовольстве и недостаточности принятых мер при всей их необходимости и прогрессивности.
Дискуссию открыл технический директор СП ООО «FAMILY GROUP» Тимур Мустафаев, первый назвавший реальную процентную ставку, с которой сталкиваются желающие найти деньги на «зеленые» проекты в Узбекистане в наши дни – выше 20%
Тему продолжил директор по развитию узбекистанского филиала американской компании «Аstorios» Шохрух Баратов: «Мы начали здесь работать, и сложилось такое впечатление, что банки сейчас больше работают как ломбарды, а не как банки, потому что 120% должно быть залоговое обеспечение кредита и так далее. Ни один банк не подтвердил, что может выдать кредит для финансирования проекта установки, например, солнечных панелей на основании только кредитной истории, баланса и проекта».
По расчетам эксперта, благодаря природной солнечной радиации в Узбекистане проект в 2-3 мегавата может окупиться в течении 4 лет, что делает его более выгодным, чем в европейских странах. Это означает, что для развития солнечной энергетики в страну вполне реально привлечь иностранных инвесторов и освоить их средства. Проблема – в сложившийся системе отношений.
Внимание собравшихся привлекала внутренняя статистика банка Ipak Yuli, согласно которой большая часть «зеленых» кредитов до настоящего времени выдавалась на проекты, связанные с покупкой электромобилей.
Факт этот произвел на участников встречи не слишком благоприятное впечатление. Понять возникшую обеспокоенность не трудно. Сам по себе переход на электромобили без ввода в эксплуатацию новых мощностей, работающих на энергии из альтернативных источников, и развития инфраструктуры влечет лишь повышение нагрузки на энергосеть.
Как отмечали участники встречи один за другим, какая-то инстанция должна рассчитать, сколько на один ввозимый в страну электромобиль должно приходиться установленных, введенных в строй и правильно работающих солнечных батарей или других источников альтернативной энергии и контролировать весь процесс. Разумеется, при этом необходим еще и такой график зарядки электромобилей, который бы гарантировал использование именно альтернативной энергии. В противном случае ни к чему, кроме дополнительного сжигания ископаемого топлива, ввоз новых электромобилей не приведет.
Другой момент, вызвавший разочарование у участников встречи, состоит в том, что банки в основном оплачивают расходы на консалтинг, но вот что касается дорогостоящего оборудования (в зеленых проектах это не редкость), получить на него кредит крайне сложно.
Сожалели участники и о том, что «длинных денег» на рынке зеленых финансов пока тоже не наблюдается. Программа ЕБРР – среднесрочная, то есть рассчитана на четыре, а в реальности на три года.
Наконец, из зала прозвучала история предпринимателя из Навоииской области, который рассказал, что на данный момент вынужден сжигать произведенный его компанией водород. Ведь рентабельность его бизнеса ниже ставки кредита, который дал бы доступ к давно известной и хорошо себя зарекомендовавшей технологии для хранения и использования водорода.
В какой-то момент на встрече зазвучали упреки в адрес международных организаций, которые, по словам собравшихся предпринимателей, помогают банкам, но не помогают «зеленому» бизнесу.
Представители финансового сектора как могли отвечали на критику.
Представительница ЕБРР подчеркнула, что никак не может повлиять на работу банков в моменте, потому что ЕБРР не уполномочен менять правила игры в финансовом секторе тех стран, с которыми сотрудничает. Это может быть только прерогативой государства, с которым в лучшем случае можно вести переговоры. По словам Хуршиды Узаковой, на данный момент, насколько ей известно, требование залогового обеспечения всех кредитов, включая «зеленые», в Узбекистане исходит от Центробанка.
Эксперт GEFF Станислав Дубко со своей стороны заверил собравшихся, что инвестиции в проекты, связанные с электромобилями, а также с энергоэффективностью и ВИЭ в портфеле фонда сбалансированы: большая часть средств все же идет на энергоэффективность и ВИЭ, а никак не на закупку электромобилей.
Представитель банка Нamkor, в свою очередь, рассказал о том, что кредиты на проекты, соответствующие «зеленым» критериям, под 10-14% годовых их банком все же выдаются, хотя, правда, только в валюте.
Такая ситуация позволяет предполагать, что достижение энергоэффективности начнется в Узбекистане с наиболее крупных и стабильных в финансовом отношении организаций. Именно они в нынешних условиях являются наиболее вероятными получателями средств, выделенных ЕБРР на зеленые проекты.
Станут ли они локомотивом «зеленого» перехода в республике? Вовлекут ли в него мелкий и средний бизнес? Даст ли их реформирование максимальный возможный эффект для снижения выбросов CO2? Полной уверенности в этом нет. Вполне возможно, что при других кредитных условиях, более благоприятных для мелкого и среднего бизнеса и отдельных домохозяйств, процесс декарбонизации пошел бы куда быстрее.
Пока же можно констатировать, что «зеленое» финансирование присутствует в Узбекистане лишь в виде целевых денег на кредиты для «зеленых проектов», но о льготном проценте говорить еще не приходится, и это при том, что определенные государственные меры, нацеленные на то, чтобы облегчить ситуацию, например, для зеленых стартапов, предпринимались еще год назад.
Впрочем, как заверил собравшихся модератор встречи Иван Бутук, с подобными проблемами столкнулось множество стран, в свое время вставших на путь «зеленого» перехода. Догоняющее развитие, по его словам, имеет свои вполне отчетливые преимущества, и Узбекистан еще вполне может ими воспользоваться.
Юсуф Ибрагимов
Комментарии