Юрист: Недобросовестная конкуренция направлена ​​на получение прибыли в краткосрочной перспективе

Фото: www.anhor.uz

Внутренние рынки Узбекистана переполнены контрафактной продукцией, и эта продукция поступает с обеих сторон – производится в Узбекистане и поступает из-за рубежа. Anhor.uz, подготовивший ряд специальных репортажей и передач на эту тему, сегодня попросил ответить на ряд вопросов юриста, патентного представителя Мадину Турсунову и директора по продажам и маркетингу компании КНАУФ в Узбекистане Шухрата Абдужамилова.

Бобур Каримов: Какие виды контрафактной продукции сегодня производятся на нашем внутреннем рынке и каковы цели их производства?

Шухрат Абдужамилов: Когда дело доходит до контрафактной продукции, журналисты и блогеры больше внимания уделяют фармацевтическим препаратам, алкоголю, табачным изделиям или косметическим продуктам. Как специалист могу сказать, что на сегодняшний день подделка строительных материалов, подделка товарных знаков ведущих брендов отрасли вышла на уровень продукции, перечисленной выше. В наше время многие бизнесмены в кавычках, успешные люди, используют товарные знаки ведущих брендов. Если рассматривать в качестве примера КНАУФ, то многие бизнесмены незаконно используют торговую марку Rotband, известную во всем мире. За последние 10 месяцев текущего года было изготовлено около 50 подделок с символикой и названиями, очень близкими к торговой марке КНАУФ. Их цель — легкие деньги. Они не хотят тратить свое время и энергию на разработку собственных продуктов и независимых брендов. Самое печальное, что уровень качества их продукции, соответственно, весьма низкий. То есть они не утруждают себя повышением качества продукта. Однако использование некачественной продукции в строительстве может быть опасным и даже губительным.

Бобур Каримов: Какие наказания предусмотрены в нашем законодательстве для тех, кто нарушает авторские права, такие как несанкционированное копирование или несанкционированное использование таких общеизвестных товарных знаков, а также сходных до степени смешения названий продуктов?

Мадина Турсунова: Действия, указанные г-ном Шухратом, ведут к нарушению прав на товарный знак. Кроме того, существует еще одно понятие, называемое недобросовестной конкуренцией. На этом конкурентном рынке, не работая над качеством собственного товара, используя знак, похожий на другой товарный знак, производство и реализация продукции с изменением одной-двух букв в названии с целью ввести потребителя в заблуждение, является недобросовестной конкуренцией.

Оба действия противоречат нашим законам. Но на практике с таким поведением трудно бороться. Потому что механизм нашего законодательства таков, что надо ходить отдельно по каждому производителю, покупать его продукт, доказывать, что он есть на рынке, при необходимости подтверждать товарными чеками и подавать жалобу о нарушении в контролирующие государственные органы. Но ведь, например, на рынке может быть не один, а несколько недобросовестных производителей строительных материалов. Нужно преследовать каждого и заполнить заявку на каждого, эти процессы занимают минимум месяц, а юридические действия могут длиться месяцами — это, конечно, очень сложно. Будут приняты решения о прекращении такого поведения, предписано не нарушать права на товарные знаки, не продавать эти продукты. Но реализовать такие решения на практике очень сложно. По этой причине меры остаются только на бумаге. Производители могут временно приостановить свою деятельность после получения решения, а затем снова возобновить свою деятельность.

У нас есть, например, конкретное административное дело на имя конкретного предпринимателя или юридического лица. Получив на руки решение, мошенники закрывают одну фирму, но тут же открывают другую и продолжают свою работу. Однако за ней будут стоять те же, против кого выигран суд и вынесено решение. Недобросовестная конкуренция направлена ​​на получение прибыли в краткосрочной перспективе. Потому что если у вас есть долгосрочная бизнес-стратегия, если у вас есть собственный бренд, вы не пожалеете времени и инвестиций, улучшите качество продукта и постараетесь вывести его на рынок. Потому что на практике, на рынке должен быть такой порядок. К сожалению, наше действующее законодательство не может этого обеспечить. У нас предусмотрено только административная ответственность за нарушение прав на товарный знак или недобросовестную конкурентную практику. При этом штрафы уплачивают в бюджет, пострадавшему бренду компенсацию не выплачивают. Возмещение ущерба пострадавшей компании должно взиматься с предпринимателя, который нарушил авторские права на название или товарный знак, как это делается в передовых странах. В зарубежном опыте, прежде всего, за такое поведение предусмотрена уголовная ответственность, пострадавшей стороне выплачиваются крупные компенсации. Потому что независимо от того, что нарушитель получает незаконную прибыль, он наносит вред другим предприятиям или сбивает с толку потребителей. Он каждому возмещает нанесенный ущерб. А штрафы у нас маленькие, максимально до 10 БРВ. Но для прибыльного бизнеса такой штраф — ничто, он легко окупается и через некоторое время недобросовестный предприниматель продолжает свою противозаконную деятельность.

Шухрат Абдужамилов: Я тоже согласен с этим утверждением, сумма штрафов очень маленькая, всего от 5 до 10 БРМ.

Бывают случаи, когда дело доходит до суда, ты выигрываешь суд, а после окончания суда эти люди над тобой смеются и говорят: «Это все, что ты мог сделать? На самом деле мы вас выиграли, потому что эффективно использовали ваш бренд в течение года и получили больше прибыли», — говорят они.

На самом деле мы видим, что предпринимателей, совершающих это нарушение, немного, и они всегда меняют название своих предприятий. Во многих случаях они действуют как индивидуальные предприниматели и меняют имя. Если сегодня они получили лицензию на свое имя, то в следующий раз откроют и будут управлять этим предприятием через своих сыновей или других родственников. Это легко видно даже по тому, что их упаковки не меняются и их технологии или методы производства не меняются.

Бобур Каримов: Компания КНАУФ является одним из мировых брендов и ее деятельность направлена ​​на производство основных товаров, необходимых для строительно-монтажных работ. Были ли случаи, когда клиенты жаловались вам после получения контрафактной продукции, якобы, произведенной компании?

Шухрат Абдужамилов: Конечно, в течение последних 10 лет мы постоянно боролись с этой контрафактной продукцией, и за эти 10 лет мы получили много жалоб. Даже физические лица связываются с нами по телефону и говорят: «Мы купили ваш продукт, нас не устроило его качество, говорят, что мы не достигаем тех результатов, которые вы написали в своем ТЗ». В таких случаях мы выезжаем на место и, всегда оказывается, что эти продукты производятся очень близко к нашему названию, что очень печально. На самом деле контрафактная продукция всегда преграждает путь честным бизнесменам и наносит им не только материальный, но и моральный ущерб. Как заявила Мадинахон, компенсаций мы не получаем. По сути, КНАУФ является международной компанией, мировым брендом.

В развитых странах компенсация взыскивается не только исходя из объема продукции, произведенной недобросовестным предпринимателем, но и с учетом морального вреда, причиненного добросовестному предпринимателю. То есть сильно страдает имидж предприятия, его репутация, финансовое положение. За подобный ущерб также начисляются штрафы.

Бобур Каримов: Какие меры по борьбе с контрафактом предпринимают честные производители, и как дорого обходится вам смена упаковки, создание уникальной символики и тому подобное?

Шухрат Абдужамилов: Конечно, это всегда приводит к неудобствам и незапланированным тратам для нас. Уже много лет мы готовим видео для наших клиентов через СМИ на темы, как отличить оригинальный товар от подделки, и пытаемся донести это до людей. Мы будем продолжать освещать эту тему на нашем сайте и в социальных сетях. Но когда дело доходит до рынка, покупатели все же часто попадает на удочку недобросовестного продавца. Доказать вину недобросовестного предпринимателя очень сложно. Например, даже некоторые из ведущих компаний порой ставят первые три буквы или последние четыре буквы продукта. Называют, к примеру, Rotgips, Ekobond и т.д. и обманывают покупателей, утверждая, что это продукция по лицензии Rotband, но выпущенная другой фирмой. Вам очень трудно это доказать и отстоять. Это требует много времени и усилий.

Бобур Каримов: Как сегодня проходят досудебные и судебные разбирательства по контрафактной, контрабандной продукции?

Мадина Турсунова: Сейчас на рынке много подделок. Существует два типа подделок: первый – имитация. Например, они меняют только две или три буквы. Или, например, делают упаковку похожей на оригинальную упаковку Rotband. Потребителям трудно знать каждую марку, каждый тонкий аспект товарных знаков. Своеобразны именно процессы реализации строительных материалов. Когда потребитель приходит на рынок, для него важно и мнение продавцов. Например, если вы хотите отремонтировать свой дом, вы не знаете, что именно вам нужно. Продавцы имеют больше информации по этому вопросу, чем средний потребитель. В воображении потребителя он получил товар производства КНАУФ, и потратил на этот товар свои деньги. Однако он не будет знать, что покупает поддельный продукт. Второй тип обмана – прямая подделка. Если имитации могут содержать дополнительную информацию, например, адрес, юридическое наименование или ИП производителя, то при подделке будут реквизиты КНАУФ, а кем на самом деле был выпущен такой продукт найти практически невозможно. Это ситуация, требующая предварительного расследования.

Но у нас сегодня этого нет. Потому что отсутствует уголовная ответственность за действия, связанные с изготовлением, продажей или ввозом, хранением или упаковкой контрафактной или контрабандной продукции. Предварительные следственные действия производятся в процессе уголовного преследования в ходе предварительного следствия. Есть прокуратура и отдел, который является основным правоохранительным органом, который борется с теневой экономикой, контрафактной продукцией, контрабандой, как частями теневой экономики. Однако из-за отсутствия соответствующих статей Уголовного кодекса у них связаны руки.

Доказать обвинение очень сложно, и в настоящее время без изменений в законодательстве этот вопрос не решить. Предварительные следственные действия не проводятся из-за отсутствия статьи. В других странах в таких ситуациях органы контроля за рынком могут остановить продажу такой нелегальной продукции. У нас нет таких процессуальных действий.

Бобур Каримов: Значит, пора ввести в законодательство уголовную ответственность предпринимателей, производящих поддельную продукцию?

Мадина Турсунова: Конечно. Помимо законодательства о товарных знаках, существуют и другие процессы — прежде чем вы сможете производить этот продукт, необходима его сертификация, стандартизация. К сожалению, в этом процессе не предусмотрены проверка прав на товарный знак. Третьим вопросом для регулирующих органов является размер, основание и название, под которым продаются товары. Кроме того, даже если обнаружено, что продукт является контрафактным, вы вынуждены проводить тот же процесс снова и снова, чтобы предотвратить повторное нарушение прав. Потому что нет уголовной ответственности за производство и продажу контрафактной продукции.

Шухрат Абдужамилов: В настоящее время влияние судебных решений очень слабое и из них не делаются соответствующие выводы, что является одной из самых больших проблем, и как следствие, продажа контрафактных товаров не уменьшается. Когда эти принятые законы и судебные решения обретут необходимую силу, эти предприниматели, возможно, будут делать определенные выводы.

Бобур Каримов: Мы всегда ведем разъяснительную работу на эту тему, чтобы наши соотечественники могли купить действительно качественную продукцию. Еще раз упомяну наших собеседников: патентного представителя, юриста Мадину Турсунову и директора по продажам и маркетингу компании КНАУФ в Узбекистане Шухрата Абдужамилова. Anhor.uz продолжит свои журналистские расследования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.