Какое будущее у махаллей
26 октября Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана организовал конференцию с участием экспертов в области архитектуры и строительства, где обсуждались концепции «Будущего махаллей» Ташкента.
Основная задача конференции заключалась в освещении темы махалли среди населения, как одной из важнейших культурных ценностей узбекского народа, архитектурного и социального наследия страны, которое необходимо сохранить в соответствии с современными требованиями мировых стандартов. С помощью присутствия компетентных местных и иностранных экспертов, были проведены обсуждения эффективных механизмов правильного, гармоничного сохранения махаллей в современном городском пространстве. Организаторами мероприятия выступили Фонд развития культуры и искусства в партнерстве с хокимиятом Ташкента, Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО в Узбекистане, Министерством строительства, а также Министерством туризма и спорта.
Обсуждались проведенные исследования и результаты полевых работ группы студентов Высшей технической школы Цюриха (ETH Zürich), которые осуществлялись в рамках подготовки к проекту Национального павильона Архитектурной биеннале «La Biennale di Venezia».
Дискуссия также затронула тему будущего махаллей Ташкента в контексте проекта по созданию историко-административного заповедника на базе махаллей Хаст-Имам, Хофиз Кухаки, Абу Бакр Шоший, Куштут, Чигатой Дарвоза, Эски Шахар, Намуна, Гузарбоши, Хазрати Имам, Ачобод, Гуруч Арик, Корасарой, Хончорбог и Гулбазар,
В ходе дискуссии не было сторон, которые не согласились бы с мнением, что махалля в местном контексте является некой ценностью, которая позволяет сохранить национальные обычаи. Государство при этом оказывает особое внимание развитию махалли, что в определенном плане совершенствует социально-экономическую жизнь общества.
Интересно, что профессоры архитектуры и дизайна Высшей технической школы Цюриха выразили собственное мнение: махалля их привлекает тем, что является неким динамичным местом, в некотором плане ДНК жилой структуры городов Узбекистана, в котором сочетается озеленение, бытовая жизнь и фермерская деятельность. Они также задались вопросом: как это сохранить и трансформировать в современное светлое будущее Ташкента? В ходе своих исследований, они издали серии книг, записанных звуков, произведений искусства и фотографий посвященных махалле, а также разработали генеральный план по сохранению махалли в Алмазарском районе.
Тем временем доктор архитектуры, профессор Абдуманноп Зияев заявил, что отсутствует градостроительная концепция по сохранению старой части города Ташкента. Это в свою очередь ведет к потере идентичного разнообразия махаллей Ташкента.
Доктор архитектуры Мавлюда Юсупова отметила, что в Ташкенте махалли уникальны потому, что гораздо больше сохранили свою аутентичность в отличие от других регионов Узбекистана и поэтому нуждаются в сохранении в качестве исторического архитектурного заповедника.
Приглашенный искусствовед Борис Чухович выразил свои сомнения по сохранению старого города, обосновав это исторической несогласованностью действий между градостроительным развитием Ташкента и сохранением памятников архитектуры. Это в свою очередь не раз вызывало противоречия по сносу и сохранению старо-городской части Ташкента.
Крайне интересное мнение выразил независимый эксперт и лингвист, Алексей Улько. По его мнению, термин «махалля» несет в себе крайне противоречивый и неточный характер, что приводит к четырем проблемам:
- Мы приписываем «махалле» некие качества, глубинную реальность, которую нельзя узреть напрямую; мы считаем, что для нас важна именно эта скрытая сущность.
- Мы слишком национализируем термин «махалля», хотя он исконно не является среднеазиатским. Различные примеры концепций махаллей существуют и в Греции, Бангладеше, Иране, и даже Румынии.
- Вместо планового пошагового подхода к разгадке термина «махалля» в контексте Узбекистана, мы из года в год «изобретаем велосипед», говоря об одном и том же. Гораздо рациональнее было бы проводить научные исследования на эту тему.
- Мы не рассматриваем в достаточной мере «махаллю» как живой процесс, как некую городскую ячейку, которая трансформируется со временем и не учитываем это в принятии решений. Поэтому необходимо выбрать подходящий метод исследования для этой цели.
Действительно, мнения всех вышеперечисленных экспертов заслуживают внимания, особенно мнения экспертов не «архитектурных направлений». Например, благодаря действующим градостроительным нормам (ШНК 2.07.01-03*) мы четко и ясно понимаем, что означают такие термины как «квартал», «микрорайон», или «зона коттеджной застройки».
Однако в данных нормах не прописано значение термина «махалля»: существуют лишь приписки что это «центр первичного жилого образования» и «меж магистральная территория» с радиусом обслуживания до 300 метров. Также не упоминается, как, за счет чего и рядом с чем эти жилые структуры формируются.
В связи с этим нужно задаться вопросом в праве ли мы обозвать коттеджную застройку, группу домов внутри квартала, или, например здание «Жемчуг», которое является уникальной концепцией «вертикальной махалли» полноценной махаллей?
Поэтому, комментарии лингвиста Алексея Улько являются крайне важными для полноценного формирования термина «махалля» в градостроительстве Узбекистана.
Также не ясна роль махаллей в экономической модели будущего урбанизированного Ташкента. Известно, что урбанизация предполагает миграцию населения в город, где при грамотном планировании спрос на землю будет только расти. В то же время администрация города не может бесконечно расширять границы Ташкента и однажды махалли станут конфликтной зоной между девелоперами, жителями и руководством города. Поэтому, пока не понятно действительно ли должны махалли стать исторической заповедной зоной, зоной туризма, зоной для самого богатого слоя населения, или же для гетто. Также не ясно, какое из этих решений лучше подойдет для жителей столицы.
Чтобы ответить на эти вопросы для начала необходимо самостоятельно провести научные исследования и определится с термином «махалля». Это важно не только с градостроительной, экономической, но также и социальной точки зрения потому, что формирование термина «махалли» в контексте Узбекистана может в дальнейшем отразиться на структуре самого общества: например оно может стать более светским, либо более религиозным.
Анвар Мухамеджанов,
архитектор-урбанист, стипендиат Азиатского банка развития, магистр Токийского университета, специалист в области международного развития и регионального планирования
Комментарии