Северная Македония развивает автопром, но зарплаты по-прежнему низкие
Производство автозапчастей стало важнейшей отраслью экономики Северной Македонии, но низкие зарплаты отталкивают некоторых потенциальных работников.
В 2017 году Коста Атанасов был на грани того, чтобы уехать из родной Северной Македонии в Великобританию, когда услышал о производителе автозапчастей, открывшем магазин в городе Охрид на берегу озера, одном из его любимых мест.
В течение двух с половиной лет 33-летний Атанасов работал на иностранную нефтегазовую компанию, и это была работа, из-за которой он проводил больше времени в Африке, чем дома. Когда его друг умер от малярии, он решил, что с него хватит.
Получив диплом бакалавра в области автомобилестроения, он устроился инженером по планированию производства в компанию Kostal Macedonia в Охриде, где когда-то находился завод по производству ремней, зеркал и других деталей для культовой югославской Заставы. И Атанасов больше не оглядывался назад.
На сегодняшний день он является менеджером по планированию производства, а его коллеги каждый декабрь вместе с ним купаются в ледяных водах Охридского озера.
«Усилия, которые мы прилагаем для своей работы, в конечном итоге окупаются», — сказал Атанасов в интервью BIRN. И он не единственный, кто получает выгоду от растущего автомобильного сектора в Северной Македонии.
По данным государственного инвестиционного агентства Invest North Macedonia, в 2019 году 15 крупнейших компаний по производству автозапчастей в Северной Македонии, среди которых и немецкая Kostal, выручили в общей сложности 2,8 миллиарда евро, что эквивалентно четверти ВВП страны. На долю этих 15 компаний пришлось 43 % всего годового экспорта.
Компания Kostal увеличила численность своих сотрудников в Северной Македонии с 48 человек в 2015 году до почти 1000 человек в 2022 году.
Некоторые эксперты предупреждают об опасности чрезмерной зависимости от одной экспортной отрасли, но другие говорят, что такие инвестиции дают возможность диверсификации экспорта, учитывая разнообразие материалов, используемых на таких заводах. За последнее время страна отказалась от традиционных экспортных товаров, как железо и сталь, в пользу более дорогостоящих продуктов — машин, транспортного оборудования, а также химической и связанной с ней продукцией.
«Несмотря на большую концентрацию экспортной продукции, производимой в [промышленных] зонах, эта продукция требует более высокой степени обработки, чем та, которая ранее составляла структуру македонского экспорта», — говорит Катерина Тошевска-Трпчевска, профессор кафедры многосторонних торговых систем и международных торговых операций в Скопье.
Также она рассказала BIRN, «если в Македонии и за ее пределами наблюдается большая концентрация производства и экспорта продукции автомобильной промышленности, это можно использовать как преимущество для специализации в этом секторе и укрепления позиций этих компаний в глобальных цепочках поставок». Однако заработная плата ниже среднего уровня остается проблемой для дальнейшего роста отрасли.
Развитие промышленности
После окончания холодной войны Балканы практически не участвовали в развитии автомобильной промышленности в Центральной и Восточной Европе, но по мере роста зарплат в Венгрии, Словакии и Чехии некоторые крупные автопроизводители и компании, производящие комплектующие для них, начали искать выход на другие рынки.
За первые 11 месяцев 2022 года в Сербии машины и транспортные средства составили около 27 % от общего объема экспорта страны, а в Боснии и Герцеговине экспорт машин, электрооборудования и транспортных средств за тот же период составил около 17 %. На противоположном полюсе — Албания, машины, оборудование и запасные части здесь составили всего 8 % от общего объема экспорта.
Согласно последним данным национального статистического агентства, в Северной Македонии крупнейшим работодателем является обрабатывающая промышленность, в которой во II квартале 2022 года получали зарплату около 21,5 % от общей численности рабочей силы; за ней следуют оптовая и розничная торговля и ремонт транспортных средств.
Инвестиционный подъем в автомобильной промышленности существенно изменил структуру экспорта страны, в котором в последнее десятилетие доминирует обрабатывающий сектор после длительного периода, когда основными статьями экспорта страны были металлы и текстильная продукция.
Например, в период с января по октябрь прошлого года Северная Македония экспортировала продукцию обрабатывающей промышленности на сумму 6,2 миллиарда евро, что составляет 89 % от общего объема экспорта. Крупнейшими странами экспорта были Германия, Болгария, Сербия, Греция и Италия.
Торговые точки
Правящие сейчас в Северной Македонии Cоциал-демократы и их предшественники из националистической партии VMRO-DPMNE любят приписывать себе заслуги в привлечении иностранных инвестиций.
Среди преимуществ, предлагаемых иностранным инвесторам, — 10-летние налоговые льготы на прибыль компаний и доходы физических лиц, освобождение от НДС в зонах технологического промышленного развития страны и нулевой таможенный налог на оборудование, машины и запчасти. Инвесторы также могут рассчитывать на финансовые льготы при долгосрочной аренде земли в таких зонах и бесплатное подключение к газовым, водопроводным и канализационным сетям.
В соответствии с законом от 2018 года, Invest North Macedonia предлагает иностранным инвесторам финансовую помощь на такие инвестиции, как создание новых рабочих мест, сотрудничество с местными поставщиками, создание центров и мероприятий в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и даже приобретение компаний.
Данные Директората зон технологического промышленного развития показывают, что инвесторы из США, Турции, Германии, Швейцарии, Норвегии, Канады, Бельгии и Ирландии построили в этих зонах автомобильные заводы.
Первой среди них была лондонская химическая компания Johnson Matthey, открывшая в 2007 году завод по производству катализаторов для очистки выхлопных газов; по ее стопам пошли другие компании, в том числе бельгийская Van Hool, американские Adient, Joyson, Dura и ARC, немецкие Draexlmaier, Marquardt и Kromberg & Schubert, швейцарская Baumer и канадская Magna.
Некоторые из этих заводов расположены за пределами Скопье, в таких городах, как Кавадарчи, Битола, Велес, Кочаны, Кичево, Прилеп и Тетово, что позволяет квалифицированным местным жителям избежать переезда в столицу. Впрочем, благоприятный для бизнеса климат — не единственная приманка.
Северная Македония, которая не имеет выхода к морю, расположена на пересечении двух основных европейских транспортных путей; она граничит с двумя членами Европейского союза — Болгарией и Грецией; она подписала соглашения о свободной торговле с Европейским союзом, Европейской ассоциацией свободной торговли, Турцией и Украиной и является членом Центральноевропейского соглашения о свободной торговле. С 2020 года Северная Македония также является членом НАТО.
Рабочая сила здесь дешевая. Согласно последним официальным данным, среднемесячная чистая заработная плата работников, занятых в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, в конце 2022 года составляла около 500 евро, что ниже среднего показателя по стране.
Низкая заработная плата отталкивает многих молодых людей, предпочитающих более высокооплачиваемые и гибкие отрасли, как ИТ. В 2021/2022 учебном году на факультет информационных наук и вычислительной техники государственного университета поступило 4 145 новых студентов, в то время как на факультет машиностроения — 832.
В четвертом квартале 2022 года в производственном секторе было 2 636 вакансий, или 27 % от общего числа вакансий в Северной Македонии. Большинство молодых людей просто переезжают за границу, как это чуть не сделал Атанасов, пока не увидел работу в Kostal.
«С этой работой я попал в новую отрасль, связанную с тем, что я изучал, и наконец-то смог работать в своей области», — говорит он. «За рубежом всегда будет движение; у Македонии печальная история, и мы должны оставаться здесь и защищать ее».
Комментарии