«Нравится — бери, не нравится — иди» — бухарские продавцы нелегальных сигарет
На потребительском рынке мы часто встречаем поддельные продукты питания, бытовой химии, строительные материалы, косметику, табачные изделия, алкоголь и лекарства, внешний вид которых мало отличается от оригинальных товаров. И потребителю невдомек, что нарушены состав, технология производства, их привлекает низкая цена поддельной продукции. Производство и реализация контрафактной продукции не только нарушает права интеллектуальной собственности оригинальных производителей, но и ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей.
Важные товары, облагаемые акцизным налогом, ввозятся в Узбекистан контрабандными путями, и по-прежнему много случаев ввоза контрафактной продукции. Более того, ряд продуктов и сигарет, не прошедших таможенное оформление и, следовательно, не имеющих гарантированного качества, не только наносят вред экономике, но и представляют высокий риск для здоровья человека.
Таможенные и налоговые органы регулярно принимают оперативные меры, направленные на предотвращение незаконного ввоза табачной и другой продукции. Тем не менее, нелегальная торговля табачными изделиями растет не только на ташкентских рынках и точках продаж, но и в регионах. Это порождает интерес общественности к путям их поступления и увеличению количества товаров, не имеющих цифровой маркировки на наших рынках.
Если обратить внимание на информацию Таможенного комитета, приславшего ответ на запрос редакции Anhor.uz, то можно увидеть, что ситуация за последние 7 месяцев текущего года несколько улучшилась по сравнению с прошлым годом.
«Следует отметить, что таможенными органами принимаются масштабные меры против незаконного оборота алкогольной и табачной продукции.
В частности, за 2022 год таможенными органами как объекты нарушений было конфисковано 681 тысяча коробок, в установленном порядке были уничтожены табачные изделия на сумму 6 миллиардов 452 млн. сумов и алкогольные напитки на сумму 1 млрд сумов. 245 млн. с умов.
А за 7 месяцев 2023 года в качестве нелегального товара изъято 2 миллиона 583 тысячи пачек сигарет на сумму 50 миллиардов сумов», — сообщил Нурбек Саломов, руководитель пресс-службы Таможенного комитета.
Исходя из изложенного выше мы изучили деятельность рынков и торговых центров Бухарской области. В Бухаре мы вновь столкнулись с некоторыми проблемами, как это уже происходило во время наших поездок в Наманган, Андижан, Фергану и Коканд. Наш журналист, побывавший на центральном оптовом рынке Бухары, торговом центре «Эшонходжа» в старом городе, магазинах, принадлежащих ООО «Ҳамид савдо файз инвест», специализирующемся на продаже алкоголя и смешанных товаров, и других ларьках, обнаружил поступившую незаконно запрещенную законом табачную продукцию, стал свидетелем ее реализации. В кассовом чеке на табачные изделия «ESSE Special gold» и «MILANO tech lock», приобретенные в магазине «SIMURG 001», принадлежащем ООО «Ҳамид савдо файз инвест», вместо табачной продукции указан спиртной напиток «PARLAMENT 0.7 L». Это свидетельствует о грубом нарушении закона. Фактически должно быть указано название приобретаемого товара.
Также в кассовом чеке, выданном на табачное изделие «ESSE change», приобретенное в торговой точке «ЭШОНХЎЖА», указано, что приобретено 2,5 штуки шоколада «Рошен пористый».
Получить чеки за покупки у продавцов, реализующих контрабандную продукцию на Центральном оптовом рынке, не удалось. Мы получили лишь ответ в тоне «Это все, что есть, будешь брать — бери, не хочешь — проваливай».
Это позволяет сделать вывод о том, что контроль налоговых органов в области слаб, а таможенный контроль пустил все на самотек. На основании изложенного редакция направила информационный запрос в таможенное и налоговое управления Бухарской области. Ниже приведены их ответы:
«Указ президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № ПФ-6098 «О мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов» и на основании решения № 1 Кабинета министров от 7 января 2021 года «Управление налоговыми рисками, об идентификации налогоплательщиков (налоговых агентов) и организаций, подверженных налоговому риску и проведении налоговых проверок», запланировано проведение выездных налоговых проверок.
В результате контрольных мероприятий, проведенных налоговым управлением Бухарской области за последние 7 месяцев 2023 года, выявлены случаи незаконного оборота табачной продукции со стороны 14 физических лиц и оформлены документы в соответствующем порядке. В частности из продажи изъята 151 коробка табачных изделий на сумму 1 миллион 785 тысяч сумов.
Кроме того, у 36 юридических лиц в ходе мероприятий по выявлению нарушений требований правил маркировки изъято из продажи продукции на сумму 27 миллионов 085 тысяч сумов и применен финансовый штраф в размере 2,2 миллиарда сумов», — говорится в ответе пресс-службы областного налогового управления.
Если обратить внимание на информацию информационной службы областного таможенного управления, то создается впечатление, что весь нелегальный табак, поступающий в область, задерживается.
«В целях защиты экономических интересов Республики Узбекистан и обеспечения безопасности мер ее экономической политики сотрудниками Бухарского областного управления организуются оперативные мероприятия по выявлению случаев незаконного ввоза табачных изделий, не маркированных акцизом. марок на территорию республики.
Например, 10 июня 2023 года грузовой автомобиль «VOLVO», которым управлял гражданин Республики Туркменистан Надир Одилов (имя и фамилия изменены), через «пункт въезда транспортных средств» пограничного таможенного поста «Олот» выехал на маршрут «ОАЭ-Узбекистан» в прицепе транспортного средства, от компании Объединенных Арабских Эмиратов «Bazz General Trading L.L.C» на имя грузополучателя по адресу, указанному как улица «Само», Сергелийский район, Ташкент, гражданина Республики Таджикистан, на основании счета-фактуры (накладной) СМР № 0003*** и АГТ/130**/ от 12.05.2023 г. Счет № 23 на 1088 местах, табачные изделия, не имеющие акцизной маркировки, масса брутто 15044 кг, стоимость равная 38 080 USD “Business Royals Super Slims Green Apple, Business Royals Premium Charcoal filter, M&J Lights, M&J Original, Business Royals Super Slims Cherry, Business Royals 200/10 King Size, M&J Ultra Lights 200/20”. В связи с тем, что сотрудники антиконтрабандного отдела ведомства заподозрили, что табачная продукция не была маркированы акцизными марками, 13 июня текущего года данный товар помещен на таможенный склад ООО «Бухара Орион Сервис» в Бухаре, где произведен таможенный досмотр.
По результатам таможенного досмотра указанных в документах 1088 мест, 593500 коробок, масса брутто 15044 кг, 7 разных наименований “Business Royals Super Slims Green Apple, Business Royals Premium Charcoal filter, M&J Lights, M&J Original, Business Royals Super Slims Cherry, Business Royals 200/10 King Size, M&J Ultra Lights 200/20” установлено, что различий по количеству мест и количеству табачных изделий нет, однако все табачные изделия в этом прицепе с государственным номером 23**TMR акцизными марками не промаркированы. При регистрации данной табачной продукции под таможенным режимом ИМ-40 «Свободное обращение (Импорт)» сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, составила 14 425 297 617,68 сумов, а оценочная стоимость – 11 325 976 000 сумов.
“Также с начала текущего года сотрудниками таможенного поста аэропорта Бухары в 4 случаях обнаружено 110 коробок табачных изделий на сумму 1 миллион 940 тысяч сумов», — сказано в сообщении.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо усилить контроль и ввести новые качественные меры по борьбе с такими преступлениями. Ведь вместе с нелегальными сигаретами на территорию страны могут попасть и запрещенные вещества и контрафактные лекарства. Это означает, что контрабанда табачных изделий – гораздо более серьезная проблема, чем кажется на первый взгляд.
Мы ждем ответа Налогового управления Бухарской области о мерах, принятых относительно торговых предприятий и точек, указанных в данной статье.
Напоминаем, что согласно статье 21 закона Узбекистана «Об ограничении распространения и потребления алкогольной и табачной продукции»:
Запрещается реализация алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина:
лицам, не достигшим двадцати одного года;
лицами, не достигшими двадцати одного года;
без непосредственного участия продавца, в том числе посредством торговых автоматов, иных электронных или механических устройств;
с полок самообслуживания;
в форме электронной коммерции, в том числе с помощью доставки конечным потребителям любым путем (за исключением игристых и натуральных вин);
путем выездной торговли (с рук, лотков, из корзин, ручных тележек);
вне стационарных торговых объектов;
в аптеках;
в помещениях, предназначенных для реализации товаров детского ассортимента;
имитирующих детские игрушки, конфеты или другие товары детского ассортимента;
на территориях организаций системы здравоохранения, образовательных организаций, учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, санаторных и медико-социальных учреждений;
объектами торговли, расположенными на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии от образовательных, спортивных и религиозных организаций, за исключением случаев, когда объект торговли расположен на территории торговых комплексов (на рынках) с общей торговой площадью более тысячи квадратных метров и в ярмарочных павильонах;
с истекшим сроком годности;
без соответствующих документов, подтверждающих качество продукции;
в помещениях и местах, не соответствующих санитарным нормам и правилам хранения и реализации алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;
не маркированных в установленном порядке акцизными марками — в отношении алкогольной и табачной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками;
маркированных поддельными акцизными марками;
без четкой маркировки, не позволяющей установить ее производителя;
не маркированных в установленном порядке средствами цифровой идентификации;
произведенных лицами, не имеющими лицензию на их производство, — в отношении алкогольной и табачной продукции, подлежащей лицензированию;
приобретенных у поставщика, не имеющего права на реализацию алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина или осуществившего их реализацию с нарушениями законодательства;
при отсутствии медицинского предупреждения на этикетке потребительской тары алкогольной продукции или потребительской упаковке (пачке) табачной продукции и устройства для употребления табака и никотина;
если потребительская упаковка (пачка) табачной продукции содержит менее двадцати сигарет — в отношении сигарет;
в одном наборе с другими товарами, не являющимися табачной продукцией и устройствами для употребления табака и никотина, — в отношении табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина;
без потребительской упаковки (пачки, блока) — в отношении табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина;
поштучно или со вскрытой (с нарушением целостности) потребительской упаковкой (пачкой) — в отношении сигарет и изделий с нагреваемым табаком;
Лицо, непосредственно осуществляющее реализацию алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, обязано потребовать от покупателя, выглядящего моложе двадцати одного года, предъявления документа, удостоверяющего его личность и возраст, а в случае отсутствия документа — отказать в реализации алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина. Помните, любое нарушение приведет к привлечению к ответственности в соотвтетствии с законодательством.
Департаменту по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, МВД поручено обратить внимание на основную проблему — продажу нелегальной табачной продукции и реализовать положения закона. Согласно Административному кодексу Республики Узбекистан (ст. 181, стр. 6), незаконная деятельность может повлечь за собой штраф в размере до 15 миллионов сумов.
Комментарии