Почему ученые Узбекистана предпочитают двигать науку за рубежом
Статья «О науке Узбекистана» ученого, доктора наук Эльера Каримова вызвала резонанс среди читателей Anhor.uz. В редакцию поступило множество звонков и писем, развернулась дискуссия в социальных сетях. Редакция Anhor.uz публикует письмо одной из читательниц, которая делится своими размышлениями о судьбах отечественной науки и вносит предложения по улучшению ситуации. Возможно, некоторые утверждения и предложения могут показаться спорными, однако имея в виду афоризм «в споре рождается истина» редакция решила опубликовать письмо. Итак:
Чтобы выявить реальную картину тех процессов, которые происходят у нас в системе академических институтов было бы неплохо провести специальные исследования, на основе которых можно будет поставить точный диагноз «болезни». Если опираться на отчеты Академии Наук РУз, то у нас проблем нет, хотя многие знают, что их более чем достаточно.
На мой взгляд это:
Резкое сокращение числа академических научно-исследовательских институтов;
Сокращение штата научных сотрудников;
Сокращение субсидирования фундаментальных исследований;
Низкая материально-техническая база научных исследований;
Сложная система внедрения новейших разработок в практику;
Не адекватная оплата труда научных сотрудников;
Отсутствие грантовых программ на разработку инновационных проектов;
Отсутствие комфортных условий работы ведущих ученых, создающих инновационные технологии для повышения конкурентоспособности страны;
Отсутствие стимулов и возможностей профессионального роста и продвижения по службе;
Незащищённость авторских прав на изобретения.
И это неполный перечень проблем. Очевидно, чтобы выявить глубинные причины, которые вынуждают ведущих ученых, талантливую молодежь и квалифицированных рабочих уезжать из страны, надо провести опрос научных сотрудников в сфере образования, здравоохранения, фармацевтики, автомобилестроения, нефтегазохимической, химической, строительной отраслей. Дифференцировано провести анкетирование ведущих сотрудников таких стратегически важных отраслей как энергетика, электроника, кибернетика, физиков, ученых (если они еще остались) горнодобывающей промышленности.
Данные анкетирования позволят выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются научные сотрудники и, что самое главное, даст возможность определить пути их решения. Конечно, это только в том случае, если государство действительно заинтересовано развивать отечественную науку, так как утечка умов не только обескровливает фундаментальную науку, это сильно бьет по престижу страны на международном уровне.
В принципе, такими исследованиями должны заниматься специализированные государственные организации, типа Института Стратегических исследований, Министерство труда, Академия Наук РУз на постоянной основе. Возможно такая работа и ведется, однако широкому кругу заинтересованной общественности результаты исследований не известны.
Как остановить «утечку мозгов»?
Надо сказать, что проблема утечки умов не новая и коснулась многих стран Европы и Америки. Так например в 90-х годах отток умов отмечался в Великобритании, когда многие ведущие ученые эмигрировали в США и Францию. Массовая эмиграция академической элиты в России привела, в конечном итоге, к потере технологической независимости.
Чтобы понять причины и оценить последствия «утечки мозгов» в Узбекистане, необходимо иметь достоверную статистическую информацию по количеству уехавших из сферы науки и научного обслуживания, а также образования. Среди стран бывшего СНГ, Узбекистан долгое время лидирует по «утечке мозгов». Так, по итогам 2015 года Узбекистан получил всего 6,6 баллов из 10 по Индексу (Failed States Index), общественной организацией The Fund for Peace. Опустошение человеческого капитала может серьезно повлиять на реализацию намечаемых социально-экономических реформ в стране, из-за нехватки кадров и специалистов. Поэтому проблемы, поднятые Anhor.uz ранее в ряде статей остаются, пока, очень актуальными.
По данным Госкомстата Узбекистана, количество граждан Узбекистана, работающих в России на февраль 2016 года составляло около 2,3 млн., по данным Федеральной миграционной службы России 5 млн. Тогда можно только предположить, что общее количество уехавших искать лучшую долю, включая другие страны (США, Германию, Великобританию, Францию, Турцию, Эмираты, Сингапур и т.д.), превышает семь миллионов. Таким образом «…из 19 млн. человек трудоспособного возраста каждый третий – за рубежом» ( Из статьи Ю.Черногаева).
Как видим статистика удручающая, ведь в числе уехавших талантливые ученые, молодые специалисты, квалифицированные рабочие, которые могли бы внести свою лепту в развитие нашего государства. Итак, что же все-таки надо сделать, чтобы сократить поток утечки мозгов. Самое главное, не надо форсировать проблему, не изучив её сути.
Шаг первый. Ввести изменения в законодательные акты в сфере образования
С учетом принятой модели реформирования и модернизации страны на 2017-2021 гг рационально было бы провести инвентаризацию нормативно-правовой базы, регулирующую вопросы образования. Юридически закрепить новую философию образования и идеологию реформ, с учетом широкого круга мнений ведущих специалистов в этой сфере. В частности, акцентировать внимание на расширении связи учебных заведения с научно-исследовательскими организациями, промышленными предприятиями и бизнес-структурами. Особое внимание, надо уделить вопросам повышения фундаментальной базы системы образования и усилению материально-технической базы процесса обучения. А также провести анализ состояния повышения квалификации и переподготовки кадров для обновления профессиональных знаний и навыков.
Шаг второй. Повысить уровень подготовки выпускников школ
Есть много примеров ведущих стран мира, где проблема утечки мозгов решена за очень короткий срок. Обычно, акценты делаются на повышение качества подготовки детей в общеобразовательных школах. Надо констатировать факт, что уровень подготовки выпускников школ не соответствует требованиям, которые предъявляются будущему студенту. Сегодня стало обычной практикой перед поступлением в вуз отдавать детей на дорогостоящие подготовительные курсы по биологии, математике, физике, английскому языку. Выходит, тех знаний, которые дети получают в школе по основным предметам недостаточно для поступления в вуз. Тогда логично было бы ввести итоговые экзамены по всем базисным предметам. Сейчас школьников лишили мотивации к учёбе и за счёт этого рухнула фундаментальность нашего среднего образования, и понизился общий уровень знаний выпускников.
Шаг третий. Провести исследования по изучению мнений академической элиты и ведущих специалистов
В концепции Стратегии действий на 2017-2021 гг. подчеркивается, что «подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда» является приоритетом. Тогда в концепции Стратегии действий, необходимо четко расписать, каких результатов планируется достичь после реализации программы. Иначе это будет очередная декларация намерений, а не конкретный план действий. Индикаторами достижения целей должны быть планируемые мероприятия, с конкретными цифрами средств, выделяемых из бюджета страны для решения поставленных задач. Не имея плана мероприятий, достаточных средств и конкретных исполнителей, трудно представить, как можно за четыре года “кардинально улучшить условия в образовательных учреждениях”. В этой связи, совместно с представителями уполномоченных ведомств, ведущими специалистами и представителями общественных организаций разработать четкий план действий по изучению условий в образовательных учреждениях.
Шаг четвертый. Обеспечение соблюдения верховенства законов
Согласно статьи 41 Конституции Республики Узбекистан государство гарантирует получение бесплатного общего образования. То есть наши с вами налоговые отчисления, должны направляться, в том числе, и на обеспечение бесплатного обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
На деле, это бесплатное образование, выливается в довольно крупную сумму поборов. Родители вынуждены оплачивать установку турникетов, которые на деле абсолютно не гарантируют безопасность детей, спортивный инвентарь, покупку учебников, занавесок, красок для ремонта школы (колледжа, лицея.. т.д).
В зависимости от аппетита директора школы, сумма ежемесячных поборов может варьироваться от 20 до 30 тысяч сумов. Выходит, что на плечах каждого работающего, лежит тройное бремя (налоги, поборы, оплата подготовительных курсов) оплаты за обучение своего ребенка. А если в семье не один ребенок ходит в школу? Но самое обидное то, что в итоге ваш ребенок не получает тот объем знаний, который необходим для поступления в вуз.
В той же статье 41 Конституции Республики Узбекистан, говорится что «Школьное дело находится под надзором государства». Тогда почему государство не контролирует руководство общеобразовательных учреждений страны, которые игнорируют действующие законы? Почему тогда в системе образования процветает коррупция и блокируются практически все возможности поступления в вуз талантливой, но неплатежеспособной молодежи?
Предварительные выводы
Международный опыт показывает, что если в системе образования сформирована особая университетская атмосфера с академической свободой мышления, соответствующего бюджетного финансирования, адекватной заработной платой «утечка мозгов» не наблюдается.
Необходимо усилить взаимосвязь академических институтов с потребителями их услуг, в частности с ведущими предприятиями всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. Увеличить инвестирования в систему высшего и среднего образования.
Зайнутдинова Д.Б.
Комментарии