Где проходит граница религиозных свобод

Источник: unsplash.com

Интервью с Эльёром Каримовым, узбекским востоковедом, доктором исторических наук, профессором Университета Хофстра (США) (Hofstra University, New York, USA).

Некоторое время назад, я прочитала интервью Э.Каримова, опубликованное под названием «К вопросу о гендере в исламском праве или равенстве мужчин и женщин в Объединенных Арабских Эмиратах». Приведенные факты были настолько интересны, что я приняла решение провести собственное интервью, текст которого привожу ниже.

Мавлюда Тошпулатова: Как соотносятся границы религиозных свобод и вопросы национальной безопасности?

Эльёр Каримов: Обратимся к международному опыту. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (United Nations) приняла Всеобщую декларацию прав человека (Universal Declaration of Human Rights), в которой была подчёркнута и свобода вероисповедания.

Статья 2 Декларации гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». (Всеобщая декларация прав человека, статья 18).

Сегодня 192 государства-члена Организации Объединенных Наций подписали Всеобщую декларацию прав человека.

5 июля 2021 президент Узбекистана подписал новую редакцию закона «О свободе совести и религиозных организациях». Убежден, что принятие этого закона является большим достижением нашего общества. И самое главное, этот закон основан на международном опыте и, в какой-то мере, повторяет нормы Всеобщей декларации прав человека. Этот закон одинаков для всех, и все наши граждане обязаны соблюдать этот закон.

К сожалению, я вижу определенные трудности на этом пути. Сегодня некоторые члены нашего общества хотят видеть Узбекистан государством, основанным на законах шариата. Во-первых, люди, требующие этого, не до конца понимают последствия таких требований.

Во-вторых, в нашей стране созданы все условия для отправления религиозных нужд мусульман. Но, самое главное заключается в том, что наша страна строится на Конституции, а не на законах шариата.

Для нас ислам – прежде всего важная часть нашего духовного наследия, культуры и духовной жизни. Однако, требования к Узбекистану стать шариатским государством неконституционны и могут привести к глубокому кризису в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе.

В указанном выше законе четко прописаны нормы свободы совести и гарантируется, что граждане исповедуют любую религию или не исповедуют никакой религии. Он также запрещает насильственное вовлечение в любую религию.

В современных демократиях религия не вмешивается в политику государства, и использование религии в политических целях не допускается.

М. Тошпулатова: Каковы последствия религиозного вмешательства в политику? Какое событие из истории или из современной жизни вы можете назвать в качестве примера?

Эльёр Каримов: Религиозный экстремизм был одной из причин разрушения такого уникального государства, как Османская Империя. В первой половине XVIII в. на территории Аравийского полуострова появился мусульманский проповедник Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб. Именно его идеи послужили идеологической базой для арабского движения против власти Османской империи.

В итоге, мы получили, с одной стороны, процветающую светскую Турцию, являющуюся крупнейшим геополитическим центром Ближнего Востока. С другой стороны, на останках Османской империи, возникает такое ультра клерикальное государство с ваххабитской идеологией, как Саудовская Аравия. Отдельные силы в Саудовской Аравии спонсирует религиозный экстремизм по всему миру, что породило такие явления, как Усама бен Ладен, террористические движения, как ISIS (ИГИЛ расшифровывается как Исламское государство Ирака и Леванта) и Талибан.

Идеология ваххабизма и салафизма, которая сегодня экспортирует терроризм в разные страны мира, служит основой дестабилизации и нарушения безопасности в Пакистане, Афганистане, в Западной Азии и разных странах Европы.

Другой пример – попытки вмешательства организации братьев-мусульман (ал-Ихван ал-Муслимун) в жизнь светского Египта, привели страну к глубокому политическому и экономическому кризису, и завершилось военным переворотом в 2013 году. Братья-мусульмане признаны террористической организацией в Бахрейне, Египте, России, Сирии, Саудовской Аравии и Таджикистане.

Таких примеров вмешательства религии в дела государства можно привести много. Но, ни в одной стране мира это не привело к улучшению жизни людей. Самый свежий пример – действия Талибан в Афганистане. Это постоянные казни, якобы, противников Талибан, уничтожение прав женщин, этнические чистки национальных меньшинств (хазарейцев, узбеков, таджиков и др.) и прочие преступления этой ультрарелигиозной салафитской организации.

Надо чётко осознавать, что религиозный экстремизм, это оборотная сторона любой религии. Действуя под видом влечения и интереса к религии, экстремизм зарождает и развивает безнравственные взгляды и принципы. Это приносит вред интересам лиц или целого общества, так как под влиянием религиозных экстремистских идей разрушаются общепризнанные нормы морали и права, что препятствует становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии самой главной и подавление других религиозных конфессий, через принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик». Знакомая картина? Это очень опасная тенденция, которая должна быть пресечена со стороны государства.

М.Тошпулатова: Как сохранить свободу слова и увеличить ее вклад в развитие общества. Приведите примеры, которые привлекли ваше внимание.

Эльёр Каримов: Свобода слова является одним из основных прав человека и закреплена во Всеобщей декларации прав человека.

Как университетский профессор, я хочу рассказать, как право на свободу слова реализуется в американских университетах. Свобода слова защищена федеральным законодательством (Первая поправка к Конституции США). При этом надо учитывать, что существует ряд этических правил, которые не должны нарушаться. Например, недопустимы оскорбления на основе религии, цвета кожи (расы), ориентации и так далее. Свобода слова – это прежде всего культура общения и выражения своих мыслей.

К сожалению, в Узбекистане отношения между преподавателями и студентами пока ещё не регламентированы с учётом мирового опыта. Проблемы часто скрываются, студенты часто не могут выражать своё мнение или выражают его очень грубо, что приводит к негативным последствиям.

В YouTube много видеороликов со скандальными конфликтами между студентами и преподавателями. Думаю, что установление норм и этики свободы выражения своих мыслей и идей, могло бы разрешить такого рода конфликты в узбекских ВУЗах.

Не хочу идеализировать отношения студентов и профессоров в американских вузах, но думаю, изучение этого опыта могло бы помочь системе образования в Узбекистане.

М.Тошпулатова: Вы затронули такую ​​актуальную и интересную тему, как общение преподавателей и студентов. Можете ли привести примеры из Вашего личного опыта?

Эльёр Каримов: Министерство образования США подтвердило правила, требующие, среди прочего, чтобы государственные университеты поддерживали Первую поправку, включая свободу слова и академическую свободу.

«Эти правила возлагают на государственные учреждения ответственность за защиту прав студентов и студенческих организаций в соответствии с Первой поправкой», — говорится в заявлении министра образования Бетси ДеВос.

В американских ВУЗах развита этика общения студентов и преподавателей. Студенты приезжают в ВУЗы со всего мира. Поэтому университет обеспечивает, в первую очередь, безопасность студентов. Профессура почти каждый год сдаёт тесты по предотвращению домогательств и дискриминации (Harassment and Discrimination Prevention Training Test).

Кстати, это актуально для Узбекистана. Как известно, были случаи, когда некоторые преподаватели домогались своих студенток. В США карьера такого профессора будет моментально разрушена, и он уже никогда не найдёт работы. Меня тоже мой университет проверял почти три месяца, прежде чем взять на работу. Проверялась информация по всем университетам, где я бывал ранее, не числятся ли за мной какие-то нарушения университетской этики.

Не хочу идеализировать американскую систему образования. Как сказал Джо Кон, директор по законодательным и политическим вопросам Фонда индивидуальных прав в сфере образования, всё ещё есть «учебные заведений, которые нарушают права студентов и преподавателей на свободу слова». А свобода слова, как мы все прекрасно знаем, является одним из ключевых основ демократии.

Ещё один интересный аспект подготовки студентов. В мои обязанности, как профессора, в рамках своей дисциплины, помимо знаний студентов моего курса, я должен учить студентов таким навыкам, как умению работать в команде (Ability to work in a team), лидерству (Leadership), навыкам письменного общения (Written communication), навыкам решения проблем (Problem solving skills), сильной рабочей этике (Strong work ethic), аналитическим  навыкам (Analytical/quantitative skills), навыкам устного общения (Verbal communication skills), инициативе (Initiative). Это очень важная часть образования.

Кстати, в американских ВУЗах не только профессора оценивают студентов, но и студенты своих преподавателей. Это важная часть системы, которая стимулирует преподавателей к саморазвитию и стремлению достигать новых высот в своей преподавательской практике.

М.Тошпулатова: Можете ли вы рассказать, какой была исламская толерантность в историческом прошлом, и какова она в настоящее время? Как вы думаете, в чем причина изменений?

Эльёр Каримов: Это непростой вопрос. Например, вопрос религии в США, в основном, относится к вашим личным убеждениям. Вы не имеете права навязывать своё мнение другим людям. В американском обществе присутствует огромное количество различных религий, религиозных групп и конфессий. Я родился и вырос в Ташкенте, где когда-то в мире и дружбе жили представители 130 национальностей. Возможно, поэтому для меня является абсолютно нормальной ситуация, когда люди разных конфессий, возможно с диаметрально противоположными религиозными взглядами, спокойно сосуществуют друг с другом.

К сожалению, в последнее время в Узбекистане участились проявления религиозной нетерпимости. Особенно это касается молодых людей. В каждый визит в Узбекистан я общаюсь со многими людьми, в основном, с молодёжью, начиная со студентов и кончая молодыми шоферами такси. Что-то меня очень радует, а что-то расстраивает.

Я, как учёный, являюсь специалистом по истории ислама Средней Азии. И могу, с полным убеждением в правоте своих слов, сказать, что наш традиционный ислам, базирующийся на ханафитском мазхабе, всегда отличался особой толерантностью. Люди следовали различным исламским учениям, например,  Накшбандийа. Кстати, именно благодаря этому наш регион прославился не только в мусульманском, но и во всём мире. Исламские учения, которые зародились на нашей земле, распространились во всём мире, будучи светочем мира и веротерпимости.

К сожалению, в последнее время, не говоря уже о простых людях, резкими, не толерантными высказываниями и взглядами, отметился ряд наших имамов. Это совершенно недопустимо. Возможно, поэтому президент Шавкат Мирзиёев на встрече с религиозными лидерами нашей страны, указал, что они должны быть образцами честности и духовности, и, главное, нести ответственность перед народом.

В последнее время в социальных сетях появляются рассуждения и комментарии по вопросам государства и религии, написанные людьми без элементарных знаний истории и исламоведения. Удивляют односторонние, однобокие и крайне категоричные суждения. Это не только глупая, но и опасная тенденция. Мы видели, что произошло в Казахстане, и к чему там привела салафизация ислама. В недавних трагических событиях в этой стране деструктивное участие приняли группировки салафитов. Это, в конце концов, привело к применению военной силы, к сожалению. Вот вам ещё один пример того, к чему могут привести попытки вмешательства религии в дела государства.

М.Тошпулатова: В чем, на ваш взгляд, причины снижения этой толерантности в последнее время? Было бы интересно узнать, что говорят об этом исторические документы.

Эльёр Каримов: К сожалению, многие представители духовенства, а за ними и просто молодые люди используют не наши собственные толкования ислама, а привносят идеи зарубежных исламских деятелей, которые противоречат нашей исламской культуре и традициям. Так, часто используют изречения Ахмад ибн Ханбала (780 – 855). Надо сказать, что ханбалитский мазхаб, основателем которого является ибн Ханбал, является самым консервативным и малочисленным среди четырёх суннитских мазхабов.

Ханбалитские авторы усиленно формировали отношение к суфизму, как явлению, чуждому исламу. Половина книги «Тальбис Иблис» Ибн аль-Джаузи посвящена суфиям, которых он обвинял в отступлении от шариата.

Другой ханбалитский автор, которого также цитируют наши богословы —  Ибн Таймийя (1263 – 1328). Это человек отметился в истории, как разрушитель исламских святынь и фетвой Мардин (Mardin fatwa), которая позволяла убийство одних мусульман другими мусульманами. Эта фетва, разрешающая джихад против других мусульман, используется Аль-Каидой. Она легла в основу деятельности всех исламских террористических джихадистских организаций, а Ибн Тамийя считается отцом современного исламского терроризма.

Мы не должны забывать, что наш традиционный мазхаб это мазхаб Ханафийа, а духовная и культурная традиция – это суфизм (тасаввуф). Основные положения мазхаба Ханафийа, в том числе такие, как Кияс, Истихсан и Урф, делают данный мазхаб наиболее толерантным. Поэтому Ханафийа — самый распространённый мазхаб в мусульманском мире. Так, Урф – означает местный обычай, которому в мазхабе Ханафийа уделяется большое внимание. Именно благодаря практическому применению этого принципа, различные обычаи, отражающие многообразие культур исламского мира, вошли в правовые системы различных стран и стали считаться исламскими. А мы, узбеки, сохранили свою уникальную культуру и обычаи, которые являются законными, с точки зрения мазхаба Ханафийа. Это, например, суфизм или зийоратгох к святым местам. У нас такое количество святых (Авлиё), что наша страна и наша земля может справедливо считаться священной землей ислама.

Цитата: 16 февраля 2022 года Комитет по делам религий при Кабинете министров обратился к гражданам в социальных сетях в связи с различными дебатами по религиозному вопросу и позиции Узбекистана в сфере религии: «К сожалению, в последние годы некоторые фанатики и, в ряде случаев, представители религиозной сферы неправильно поняли и оценили единую государственную политику Узбекистана в сфере религии, интерпретировали новости в своих интересах, преувеличили действительность, показывая, что являются попытками сформировать в сознании людей неравноправное отношение».

М.Тошпулатова: Ислам и Средняя Азия. Великое пробуждение. Кто, кому, что дал?

Эльёр Каримов: Меня особенно удивляет какое-то преувеличенное поклонение зарубежным исламским традициям в ущерб местных. В социальных сетях прочитал:

«Приход арабов на нашу землю – это благословение Аллаха. Разве это завоевание, когда миллионы людей перешли от тьмы к свету, от многобожия к исламу?! Пожертвовать в то время 100-200 тысячами жизней огнепоклонников, чтобы вывести на свет миллионы — небольшая потеря!»

Авторы подобных высказываний не знают истории своей родины. До прихода арабов, на территории нашей страны существовала тысячелетняя цивилизация. Зороастризм, который автор вышеупомянутого текста называет огнепоклонничеством, был распространён на всём Востоке. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.

Арабы на тот момент были лишь мощной кочевой силой, без развитой городской культуры и базовыми представлениями о государственности. Пророк Мухаммад, дав арабам ислам, сумел на основе его идеологии создать могучую силу, завоевавшую весь Восток. Но, с момента контакта исламской арабской традиции с древней неарабской цивилизацией начался уникальный период взаимного обогащения культур, который привел к расцвету мусульманской цивилизации! Поэтому неизвестно, кто кому больше дал.

В качестве примера возьмём Хадисы — предания о словах и действиях пророка Мухаммада, сумма которых образует сунну, являющуюся святой для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата.  В суннитском исламе существует только шесть основных суннитских сборников хадисов Ал-Кутуб ас-Ситта — «Шестикнижие». Из шести авторов сборников этих хадисов – трое являются представителями нашего региона. Это Имам Бухари (из Бухары), Абу Иса ат-Тирмизи (из Термеза), Ан-Насаи (из Нисы, нынешний Туркменистан). Другие три автора сборников хадисов из территории Ирана, Хорасана, Афганистана — Муслим ибн аль-Хаджжадж (Нишапур), Абу Дауд (Систан), Ибн Маджа (Казвин).

Как мы видим, именно представители нашей территории стали величайшими исламскими богословами, хадисоведами и правоведами. Кстати, известный факт — предки Имама Бухари были зороастрийцами.

Мы должны, в первую очередь, изучать нашу историю ислама, знать её и гордиться ею, а не думать, что кто-то пришёл со стороны и принёс нам свет знаний.

Именно местные знания, традиция государственности и цивилизационной культуры дали возможность развить изначальную религию арабов в крупнейшую мировую исламскую цивилизацию. Союз исламской идеологии со старыми цивилизациями привёл к колоссальному всплеску мировой культуры, которая известна как Исламский Ренессанс. Крупнейшими представителями этого периода были наши земляки ал-Хорезми, Бируни, Ибн Сина, Фароби и другие.

В дальнейшем наш регион породил уникальные исламские учения, как Накшбандийа, Кубравийа, Йасавийа. Благодаря этим учениям миллионы людей во всём мире стали мусульманами. А Накшбандийа – это самое распространённое исламское учение во всём мире! Разве всё это не должно стать предметом гордости наших мусульман?

Нельзя превознося зарубежные толкования ислама, иностранную одежду, принижать наше национальное достоинство, надо знать и гордиться нашей собственной исламской историей и традициями.

М.Тошпулатова:  Какова роль женщины в наших сегодняшних религиозных представлениях? Какой она была раньше? Почему сегодня некоторые люди рассматривают ислам в качестве средства унижения женщин?

Эльёр Каримов: Такие попытки предпринимаются достаточно давно. Не всегда грамотно и, как следствие, в части общества укореняются взгляды, мало относящиеся к реальному положению женщин в исламе. Например, исходя из якобы традиционных исламских установок, часто говорят о том, что мужчина и женщина никогда не будут равны. При этом опять же под равенством понимают не юридическое равенство, а биологическое.

Из-за этого непонимания права женщины в обществе происходят перегибы, например, в воспитании, когда мальчиков, по сути дела, учат не уважать женщин. Проявление уважения к женщине в обществе часто воспринимается как слабость мужчины – якобы мужчина прогибается перед женщиной и теряет своё мужское достоинство.

При этом большинство мало представляют суть и характер исламского права, чаще всего обращаясь только к внешним проявлениям исламской культуры. Например, к тому, что женщина должна носить хиджаб и уважать мужа. Забывая, что в таком случае, и мужчина должен выполнять и следовать всему комплексу юридических прав, существующих в исламе.

Множество таких картинок «украшают» страницы интернета.

Как исследователь исламских юридических документов от средневековья до нашего времени, я могу отметить, что женщины всегда были активными участницами жизни мусульманского общества. Они занимались бизнесом, покупали и продавали движимое и недвижимое имущество, требовали соблюдения своих финансовых прав, подавали на развод, выходили замуж, при этом важным фактором замужества всегда были финансовые гарантии женщины. Последнее было крайне важно.

У меня есть документы, свидетельствующие о том, что молодых могли поженить, а потом девушку забирали в отчий дом, так как у жениха не было средств для выплаты махра, который являлся обязательным условием бракосочетания.

Девушка шла в дом мужа только после того, как жених или уже муж выполнил свои финансовые обязательства. При этом махр был исключительно собственностью женщины и всегда сохранялся за ней, даже в случае развода.

В настоящее время махр тоже играет важную роль в исламских обществах. Например, наши люди любят ездить в Дубай. И хотя многоженство там официально разрешено, вы не увидите местного араба с кучей жен. Как правило, вы можете увидеть только пары. Видно, что эти люди любят друг друга и уважают. Как же в такой радикальной исламской стране научились так уважать женщин? Одна из причин – это махр.

В YouTube много роликов с приготовлением к свадьбе эмиратских арабов. Показываются многочисленные золотые украшения, полные драгоценных камней, чуть ли не слитки золота, одежда и обувь от известнейших мировых брендов, и так далее. Эмиратские арабы не бедные люди. И, тем не менее, женитьба стоит столько, что на вторую жену у многих из них элементарно уже нет денег. Поэтому статус женщины в этом арабском государстве достаточно высок. И не только в этой стране. Можно привести в пример Турцию или Египет, где женщины пользуются большим уважением и многие другие мусульманские страны. Но надо понимать, что статус и уважение к женщине там подкреплены достаточно строгими законами и традицией.

Кроме того, каждому историческому периоду соответствует своя социальная и политическая специфика. Не стоит пытаться искать каждому современному явлению аналоги в прошлом. К сожалению, последнее ныне крайне популярно, что приводит к радикализации исламских идей.

Почему кто-то решает, что такой пример всегда найдётся? Если же такого примера нет, то значит ли это, что какое-то современное явление не имеет право на существование? К сожалению, я слышал рассуждения и подобного рода. Мир меняется, и современным проблемам надо искать решения самим.

Кстати, в связи с этим, вероятно действительно будет полезно проведение политики affirmative action, то есть законодательно закрепить меры по предоставлению преимущественных прав или привилегий для женщин.

Например, введение обязательных квот для женщин при приеме на работу, учёбу, при продвижении женщин в профессиональной сфере. Конечно же, это обязательно при формировании органов исполнительной и законодательной власти. Эти меры позволят выправить имеющийся в нашей стране гендерный дисбаланс. Насколько я понимаю, определённая работа в данном направлении в Узбекистане уже проводится.

М.Тошпулатова:  Существуют ли документальные подтверждения активности женщин в мусульманском обществе?

Эльёр Каримов: Конечно. Вот, например, бракоразводный документ. Это прошение (ariza), составленное в 1876 году в вилаяте Шахрисабз. В этом прошении Угул-ой, проживающая в местности Чахдар вилаята Шахрисабз, просит определить дату её развода с мужем. Согласно данному документу, при вступлении в брак было поставлено условие, что в случае отсутствия мужа в течении 6 лунных месяцев, Угул-ой, то есть жена, может считать себя разведённой. В тексте прошения говорится, что именно это и случилось.

На обороте данного прошения имеется указание правителя Бухарского ханства, эмира Музаффара (1860—1885) мулле Абу-Саййиду. Правитель Бухары даёт указание Мулле Абу-Сайиду решить этот вопрос.  (Документ ЦГА, f. Р-2678, oп. #2, ед.хр. 105, l. 1.).

Женщины обладали своей собственностью и распоряжались ею. Могли покупать и продавать. Вот документ, который называется (wasiqai batat) — купчая. Согласно этому документу, Мирза-Ходжа, сын Мирзы-Муллы приобрёл у Ага-ханум, дочери Мир-Бабы сад в квартале Тарозушкан (Таразушикан) Баба города Ташкента. Ага-ханум продала свой сад за 17 золотых. Документ составлен в ноябре 1827 года в городе Ташкенте.  (Документ ЦГА, f. Р-2678, op. #2, ed.khr. 189, l. 1.) Другое встречающееся названия этой улицы в Ташкенте «Ходжа-Тарашкан». Название происходит от фразы — „Ходжа и таразу шикан» буквально означающее „Ходжа с разбитыми весами».

Женщины не только владели своей долей собственности в семье, но давали деньги в долг и возвращали долги. Вот, например, доверенность (hate wakalat), которую дала Биби Махбар-ой, дочь Пахлаванкула – некоему Ишанбаю на получение денег от должников её умершего мужа. Документ составлен в тумане (местности) Шафуркан и датирован апрелем 1898 года.  (Документ ЦГА, f. Р-2678, op. #2, ed.khr. 45, l. 1.)

Женщины выходили замуж, разводились, получая свою долю материальных привилегий, которые юридически закреплялись за женщиной. Об этом, например, свидетельствуют юридические заключения «ривайаты». Например, юридическое заключение от 1828 года о праве женщины требовать выплаты махра (Документ ЦГА, f. Р-2678, op. #2, ed.khr. 10, l. 1.). Или юридическое заключение от 1876 года о возможности совершения брака только после согласия девушки или женщины (Документ ЦГА, f. Р-2678, op. #2, ed.khr. 158, l. 1.).

Женщины ставили свои условия и отстаивали свои права – материальные, социальные, гражданские. Женщины подавали исковые заявления (hate dawa). Вот, например, исковое заявление женщины к бывшему мужу об уплате махра. То есть, в данном случае речь идёт о сумме денег, которую должен был выплатить муж при разводе. Данный документ был составлен в 1893 году в Бухаре. (Документ ЦГА, f. Р-2678, op. #2, ed.khr. 5, l. 1.)

Подчеркну важную обязанность разведенного мужа: после развода мужчина должен был выплачивать алименты не только детям, но и жене, до того момента, пока она вновь не выходила замуж. Это пособие до периода вступления в новый брак называлось «нафака-йи ‘идда».

Представляете, что было бы у нас? Мужчины бы вообще не разводились. Вот вам шариат, которые хотят наши исламисты. Вопрос – а они смогут жить по настоящим законам шариата, а не по тем законам, которые они выдумывают.

М.Тошпулатова:  В заключении хочу сказать, что на нашей планете появлялись и исчезали множество государств и цивилизаций. И все эти процессы были взаимосвязаны, одно могло создавать другое, сливаться, изменяться, объединяться или отделяться друг от друга и т.д.  Закон жизни – многообразие и толерантность. Давайте не забывать об этом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.