План сноса знаменитого белградского Савского моста вызывает недовольство и опасения

Фото: BIRN

Старый Савский мост — символ Белграда, и план сербских властей по его сносу вызвал протесты, а отказ раскрыть информацию о соглашении с китайской компанией о его сносе и строительстве другого моста вызвал еще больше вопросов.

«Когда я пересекаю Савский мост по пути на работу в 7-8 часов утра, пробок нет, но транспорт двигается медленно из-за состояния моста», — говорит жительница Белграда Драгана Згайбул.

«Здесь только одна полоса в каждое направление. В послеобеденные час-пики ситуация совершенно другая: на мосту огромные толпы людей и пробки».

28-летняя девушка живет в районе Вождовац на одной стороне реки Сава, а работает в небольшой частной компании на другой стороне реки в Новом Белграде. Трамвай довозит её через мост прямо на работу, но если его снесут, она будет вынуждена пересесть на другой маршрут и ехать по мосту Бранко через Саву, что займёт у неё ещё дополнительные 30 минут.

В 2020 году правительство Сербии подписало контракт с китайской государственной компанией Power China на снос старого моста и строительство нового. Проект будет финансироваться за счет кредита в 80 миллионов евро от BNP Paribas с гарантией от Китайской экспортно-кредитной страховой корпорации.

Однако проект вызывает множество вопросов о прозрачности. Balkan Investigative Reporting Network (BIRN) потратил месяцы, пытаясь получить полную документацию от сербских учреждений, но она так и не была обнародована. Подписанию контракта не предшествовал период публичного обсуждения, и власти не указали, как они будут управлять движением в переходный период.

Оппоненты проекта ссылаются на культурно-историческое значение моста и практические проблемы, которые повлечет за собой его снос. Эксперты высказывали опасения по поводу проекта, а белградцы организовывали протесты и другие акции в попытке спасти сооружение. Недавнее заявление мэра Белграда о замедлении реализации проекта дало новую надежду на то, что акция может увенчаться успехом.

От реконструкции до сноса

Изначально речь шла о реконструкции Савского моста, власти обсуждали этот план несколько лет. В 2017 году главный градостроитель Белграда Милутин Фолич объявил тендер. Его победителем стал Транспортный институт CIP, предложивший снести старый мост и построить новый.

Старый Савский мост. Фото: Ана Курич/BIRN

Министерство строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии, которое в то время возглавлял Томислав Момирович, подписало контрактное соглашение [1] [2] с Power China в декабре 2020 года и соглашение о сотрудничестве в марте следующего года. Стоимость проекта составит 94 миллиона евро.

Министр финансов Синиша Мали подписал кредитный договор с BNP Paribas на 80 миллионов евро. Кредит застрахован китайским банком, а остальная часть стоимости проекта оплачивается непосредственно из бюджета.

Однако власти держат в секрете всю документацию по проекту строительства Савского моста.

В ноябре 2022 года BIRN направил запросы на получение информации в Министерство строительства, транспорта и инфраструктуры, город Белград, Агентство по развитию земель и Институт транспорта CIP. Институт транспорта CIP ответил, что он ответственен за подготовку проектной документации, но не обязан ее предоставлять, так как работа института уже завершена.

По решению Уполномоченного по вопросам информации, представляющей общественный интерес, принятому в феврале 2023 года, Министерство предоставило BIRN часть документации. Она не включала важные элементы, которые были в контракте, в том числе требования инвестора, письмо с приглашением к участию в тендере, дополнение к тендеру, специальные условия, общие условия и другие бумаги.

Несмотря на многочисленные запросы, эти детали документов так и не были предоставлены BIRN. После нескольких месяцев молчания министерство посоветовало BIRN обратиться в Директорат по развитию земельных ресурсов, который перенаправил BIRN в город Белград, ранее посоветовавший BIRN обратиться в министерство.

«Нереалистичные сроки»

Власти не организовали никаких общественных обсуждений проекта. Когда стало известно, что мост будет снесен, активисты со всего Белграда собрались в попытке остановить снос. Они создали сайт mostaje.com, что в переводе с сербского означает «мост остаётся», на котором публиковались подробности всех мероприятий, проводимых в рамках проекта.

«Люди символически привязывали к мосту одежду и цепи, показывая, насколько они от него неотделимы», — рассказал BIRN активист Срджан Илич, описывая одну из акций протеста. «Все это вызвало реакцию со стороны СМИ, общественности, городских и государственных властей».

В приложении к контракту от июня 2022 года указано, что срок, в который должен был начаться проект, был продлен с трех месяцев до 30 месяцев. Это означает, что снос моста должен был начаться не позднее июня 2023 года, но мэр Белграда Александр Сапич заявил, что он откладывается.

Согласно документам, полученным BIRN, проект должен быть завершен в течение трех лет после его начала.

«Решение закрыть Савский мост на три года, чтобы построить новый и более крупный мост, очень проблематично, и сроки, конечно, не реалистичны», — рассказал в интервью BIRN по электронной почте профессор Владимир Момчилович с факультета транспорта Белградского университета.

Он объяснил, что подобные инфраструктурные проекты требуют не менее четырех лет для завершения. В Белграде «за это время больше всего пострадают пользователи трамваев». Большинство пассажиров в этой части города передвигаются на трамваях, поэтому потеря этого маршрута станет ударом для системы общественного транспорта — пассажиры отсядут от трамваев и, в долгосрочной перспективе, утратят доверие к трамвайному транспорту.

«Хотя этот мост не очень значим с точки зрения интенсивности движения, он является одним из четырех мостов [через Саву], предназначенных для автомобильного движения (и этого все еще недостаточно). Его долговременное закрытие сократит количество альтернативных путей пересечения Савы и приведет к еще большим пробкам на остальных трех мостах», — пояснил Момчилович.

Согласно данным, предоставленным активистами «Mostaje», 14 процентов белградского трафика проходит по Савскому мосту, и ежедневно его пересекают более 30 000 автомобилей.

Некоторые жители Белграда также опасаются, что закрытие моста приведет к возникновению пробок на дорогах, которые и без того являются проблемными в период загруженности с 7 до 9 утра и с 16 до 18 часов, когда мост пересекают люди, работающие на другой стороне реки.

Фото: Ана Курич/BIRN

«Есть опасения, что перенос или разрушение старого моста, который является одной из самых важных переправ через реку, приведет к пробкам. Меня это беспокоит, потому что я каждый день проезжаю по мосту», — говорит житель Белграда Згайбулж.

«Честно говоря, я не слышал и не читал, есть ли решение о том, как будет регулироваться транспорт [в случае сноса моста]», — сказал Згайбулж.

«Белградцы не бросят мост»

Мост также стал центром политической борьбы. Джордже Микетич, член парламента от оппозиционной коалиции «Moramo», сказал BIRN, что «режим намеренно не обслуживает мост».

Однако Микетич заявил, что верит в то, что «жители Белграда не бросят мост». В мае активисты заделали дыры в мосту асфальтом. По словам Микетича, мост был полностью отремонтирован в 2009 году, и нет никаких веских причин для его сноса.

«Как член парламента и гражданин, я знаю о соглашении [с китайской компанией] не больше того, что было представлено общественности, и у власти не было никакого намерения проводить парламентские дебаты. Я поднимал этот вопрос на одном из заседаний парламента, но ответа не последовало», — сказал он.

В попытке создать широкий фронт против сноса, «Moramo» организовал общественные дебаты и пригласил экспертов по транспорту и охране наследия из таких организаций, как Europe Nostra.

На встрече эксперт по транспорту Драгомир Лукич назвал «немыслимым» снос моста без предварительного строительства нового и заявил, что такие решения могут принимать только «транспортно неграмотные политики».

Эксперты предложили построить два новых моста через Саву. Затем в конце августа 2023 года оппозиционная партия «Zajedno» выступила с предложением построить два моста вокруг Савского и превратить Савский мост в пешеходный, утверждая, что это будет дешевле, поскольку не потребует сноса существующего моста.

«В проекте ни одного аспекта, который не вызывал бы вопросов»

Представители оппозиционной коалиции «Moramo» связались с французским банком BNP Paribas, который предоставляет Сербии кредит на финансирование проекта, и с французским послом в Белграде. Предполагается, что в результате городской администрации были заданы серьезные вопросы.

Деян Атаначкович, депутат Скупщины Белграда, рассказал BIRN в мае, что «между французским посольством и BNP состоялся разговор по скайпу по поводу письма, которое я отправил в посольство вместе с группой депутатов, в котором мы перечислили культурно-исторические, транспортные, урбанистические, экологические и юридические причины, по которым снос моста неприемлем».

«Я встретился с послом [Франции] Пьером Кошаром, который сказал мне, что после получения письма он передал руководству банка свои опасения по этому поводу», — сказал Атанацкович.

«Вряд ли найдется хоть один аспект этого проекта, который не вызывал бы вопросов: назначение подрядчика, процесс подготовки технической документации — все это вызывает объективные подозрения в масштабной коррупции, на которую указывает слишком большое количество непрозрачных процедур», — написал Атаначкович в мае в своем письме на имя директора BNP Paribas, с которым ознакомился BIRN.

13 мая Управление по строительству и землепользованию города Белграда объявило тендер на поиск компании, которая будет осуществлять надзор за инженерными и строительными работами китайской фирмы по строительству нового моста через реку Сава на месте Старого Савского моста. Стоимость контракта составила 179 миллионов сербских динаров, или около 1,5 миллиона евро, и в августе его получили две компании, CPM Consulting и Louis Berger.

Но сразу после публикации этого тендера в мае мэр Белграда Александр Сапич заявил, что снос старого моста будет отложен до строительства туннеля под Савой, которое еще не началось и для которого пока нет никаких планов.

В своем неожиданном заявлении Сапич сказал, что новый мост через Саву не сможет успешно функционировать без строительства двухкилометрового тоннеля для предполагаемой линии белградского метро.

Фото: Ана Курич/BIRN

Сапич утверждал, что «мы решили притормозить проект моста, пока не появится проект тоннеля», хотя и пообещал: «мы значительно ускорили этот проект».

Это заявление поставило знак вопроса над всем проектом моста через Саву. Атаначкович заявил, что «вероятно, остается открытым вопрос о том, будет ли вообще использован этот кредит [от BNP Paribas]».

Депутат Микетич считает, что из-за масштабных протестов оппозиции в Белграде, которые продолжаются уже несколько месяцев, «правительство откажется от этого безумного плана, хотя бы на время».

«Сейчас на карту поставлены гораздо более важные вещи. Они будут обосновывать отмену проекта какими-то техническими причинами», — сказал он.

Министр инфраструктуры Горан Весич и мэр Сапич не ответили на звонки и сообщения BIRN с просьбой прокомментировать ситуацию.

Исторический мост

Расположенный между двумя другими мостами сербской столицы, Савский мост соединяет Старый город с Новым Белградом с 1942 года, когда он был построен немецкими оккупантами. Для белградцев это больше, чем мост.

«Так называемый Старый Савский мост, или трамвайный мост с 1980-х годов, был бесспорным символом Белграда на протяжении 80 лет его существования», — объясняет архитектор Боян Ковачевич.

«Градо-архитектурная ценность существующего моста — это, прежде всего, память, идентичность Белграда и белградцев, с повествованием об учителе Зариче, который спас его от взрыва».

Миладин Зарич был учителем, который спас мост в 1944 году, после того как отступающие немцы заминировали его при отходе из города. Зарич перерезал провода детонатора. В прошлом году в честь него в Белграде была установлена фреска.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.