Российская компания Wildberries в Армении. Зависимость или свобода выбора?
Российская компания Wildberries пришла на армянский рынок в 2018 году, но достигла реальных успехов и больших продаж в последние три года. В первое время и клиенты, и даже сотрудники сети считали ее всего лишь альтернативным ресурсом для закупок.
Но с 2021-го ситуация изменилась, продажи онлайн-гипермаркета в Армении существенно возросли. На этом этапе компания уже вступила в конкуренцию с армянскими производителями и торговцами, импортирующими товары из Китая, Турции, Ирана и других стран. В результате многие магазины закрылись, и на их же месте или поблизости открылись торговые точки Wildberries.
Сейчас на любой улице Еревана можно встретить торговые точки сети. Они открыты до 22:00 и 23:00, то есть закрываются позже всех других магазинов, продающих одежду и хозяйственные товары. Большинство из них становятся прибыльным бизнесом и добиваются конкурентного преимущества по отношению к местным магазинам. Этому способствуют как модель продаж в онлайн-режиме, так и таможенные льготы, действующие для стран-членов Евразийского экономического союза.
ЕАЭС – экономический союз под лидерством России. В него входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения.
Успехи Wildberries в Армении и их влияние на экономику страны, отзыв покупателя, мнение предпринимателя, чей магазин закрылся, продавцов, которые вошли в сеть гипермаркета, а также оценки экономиста и маркетолога.
Что такое Wildberries, как компания работает в Армении
Wildberries – онлайн-гипермаркет, основанный в России в 2004 году Владиславом и Татьяной Бакальчук. Эта универсальная торговая сеть продает практически все, в том числе одежду, косметику, еду, бытовую технику, алкоголь, книги.
Сейчас компания работает в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Израиле. На рынок Армении она вышла в 2018-м, с 2021-го открыла филиалы, выдающие доставленные заказы.
По данным первого полугодия 2023 года, в Армении действуют 270 таких точек. На этой платформе онлайн-торговли зарегистрированы 1 878 местных продавцов, число покупателей достигло 415 тысяч.
Активные точки продаж находятся в основном в Ереване и близлежащих городах. Однако компания работает и в отдаленных населенных пунктах, доставка сюда осуществляется через почтового оператора Армении «Айпост».
Основатель компании Владислав Бакальчук сказал журналистам, что их услугами пользуется каждый шестой-седьмой житель Армении. На платформе представлены и армянские товары. Пока что продажи через Wildberries подходят крупным армянским компаниям, которые имеют партнеров в России.
У малого бизнеса пока с этим есть проблемы. Поэтому компания планирует создать новый логистический центр в Армении. Он ускорит доставку как внутри страны, так и из Армении в Россию. В том числе для тех предпринимателей, у которых нет в России складов и партнеров.
Логистический центр будет не просто складом, а местом приема, сортировки, упаковки и отправки продукции, производимой в Армении.
Wildberries и экономика Армении
Согласно данным комитета госдоходов, по итогам первого полугодия 2023 года Wildberries является 28-м в списке крупнейших налогоплательщиков Армении. Он выплатил в госбюджет около 4,7 млрд драмов [около $11 750 000].
По сравнению с аналогичным периодом 2022 года сумма выплаченных компанией налогов увеличилась в 16 раз. По итогам первого полугодия прошлого года она занимала 403-е место в списке крупнейших налогоплательщиков. Тогда она заплатила в бюджет налогов на сумму 295 млн драмов [около $737 500].
В Армении у компании более тысячи сотрудников, получающих фиксированную зарплату и процентные выплаты.
«Покупки в Wildberries более чем выгодны»
Арпинэ 34 года. Более половины всех ее ежемесячных покупок составляют товары, заказанные в интернет-магазине Wildberries. Покупает в основном одежду, бытовую технику, чистящие средства, косметику. Сама себя она называет пленницей компании, поскольку тратит на покупки в Wildberries 200-300 долларов в месяц при зарплате всего в 450 долларов.
«Это было, наверное, пару лет назад, мне нужно было купить ребенку одежду для выступления на утреннике. Кто-то из друзей посоветовал поискать в Wildberries. Нашла несколько вариантов, просмотрела отзывы других покупателей и приобрела нужную одежду всего за 4 300 драмов [около $10,7]. А портной предлагал сшить за 12 тысяч драмов [около $30]. То есть я смогла приобрести нужную вещь в три раза дешевле», — рассказывает Арпинэ.
По ее словам, покупки в этой сети настолько выгодны, что некоторые товары можно заказывать, а затем самой продавать:
«Когда я только начала пользоваться сайтом и покупателей из Армении было не так много, я покупала большую партию какого-либо товара и перепродавала из дому».
Проблему Арпинэ видит лишь в том, что у нее появилась «зависимость». Она говорит, что часто покупает вещи, которые ей особо не нужны. Но очень довольна тем, что онлайн-магазин предлагает широкий выбор товаров.
«С тремя детьми я физически не успеваю ходить по магазинам, это отнимает много времени. Предпочитаю все необходимое заказывать по вечерам, когда дети спят. А забираю потом в ближайшей к дому точке выдачи заказов – в пяти минутах от дома», — объясняет она.
Wildberries как возможность начать бизнес
Несколько месяцев назад Гаянэ Алекян и Каринэ Карапетян открыли магазин Wildberries в Ереване. Предварительно они прошли месячные курсы, организованные компанией, чтобы освоить нюансы бизнеса. После чего уже представили заявку на открытие своего магазина.
«Первое важное требование компании – наличие подходящего помещения в 50 и более квадратных метров с широкими витринами. Требуются также мебель и брендинг в соответствии с принятыми стандартами. Причем это делается за наш счет», — объясняет Гаянэ Алекян.
По ее словам, доход торговой точки зависит от количества заказов – чем больше заказов, тем выше доходы. Компания еженедельно выплачивает эти проценты магазинам, выдающим заказы. Предусматривается и отдельная сумма за высокие рейтинги – как для отдельных торговых точек, так и для их сотрудников.
«Компания нашла способы стимулировать своих сотрудников. Хоть это и небольшие суммы, но они мотивируют обслуживать клиентов быстрее, гибче и доброжелательнее. Мы только начали работать, пока зарабатываем не так много, но ожидания позитивные», — говорит Каринэ Карапетян.
Из сложностей больше всего ее беспокоят те случаи, когда товары теряются, особенно при возврате. И начинается длительная переписка, в которой нужно суметь доказывать, что товар был возвращен.
Каринэ затрудняется сравнить с другими бизнес-моделями, но уверена, что вложенные деньги, время и риск оправданы.
Бизнес, пострадавший из-за возросшей популярности Wildberries
Армену Гаспаряну пришлось закрыть свой магазин в сентябре 2023 года. Уже более 10 лет он занимается импортом и продажей одежды из Турции и Китая. За это время смог привлечь постоянных клиентов и расширить бизнес, открыть еще один магазин.
«За последний год число моих покупателей постепенно сокращалось. Рядом с моими магазинами открылись филиалы Wildberries. Я заметил, что мои клиенты начали заказывать одежду в этой сети. Не могу никого винить, так им дешевле обходится», — говорит предприниматель.
Он полагает, что, хотя рынок сбыта свободный и нерегулируемый, государство должно поддерживать малый и семейный бизнес. Иначе ему не выдержать конкуренции с Wildberries. Говоря о поддержке, Армен Гаспарян имеет в виду замораживание процентов по кредитам в банках или их финансирование государством, упрощение процедур таможенного оформления, определенные налоговые льготы:
«Думаю, конкуренцию выдерживают те магазины, у которых нет кредитов, которые работают в собственных помещениях, а не арендуют их. Те, у кого нет большого штата сотрудников. Возможно, не станут жертвами экспансии специализированные магазины, армянские филиалы известных брендов, магазины, предлагающие именно армянскую типичную продукцию. У них всегда будут продажи».
Он и другие торговцы, пострадавшие от расширения сети Wildebrries и растущей популярности онлайн-гипермаркета, встречались с представителями правительства. Они предлагали принять меры, но им отказали:
«Сказали, что мы получаем сверхприбыль, люди получили возможность покупать дешевые товары – вот и покупают. Предложили нам тоже привозить дешевые товары с других рынков. Легко сказать, но надо сказать, с каких, направить на эти рынки. Или помочь нам организовать продажи, например, выделить нам пространство для продажи конкретных товаров. Либо создать площадку для онлайн-продаж. Но этот вопрос сейчас не включен в повестку, не волнует правительство».
«Торговля онлайн может оказать оздоровляющее воздействие на экономику»
Рост онлайн-торговли может оказать важный оздоровительный эффект на экономику Армении, считает экономист, эксперт исследовательского центра «Амберд» Нарек Карапетян:
«Во-первых, это снижает торговую маржу, то есть разницу между ценой и себестоимостью, и предоставляет нашим гражданам возможность приобрести товар по более доступной цене. Кроме того, снижает в экономике роль неэкспортного сектора, коммерческих предприятий, ориентированных на импорт. Перенаправляет этот человеческий капитал на производительную деятельность».
По его мнению, первый этап болезненный для некоторых предпринимателей, но весь мир сейчас переживает аналогичный процесс. Многие рабочие места заменяют технологические решения, мировая экономика «оптимизируется». И это открывает возможности для креативного и гибкого бизнеса.
«Думаю, торговцы также видят риск того, что на таможенной территории ЕАЭС [экономический союз, членами которого являются Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан] не в полной мере обеспечиваются справедливые условия. Например, торговцы, работающие на торговых онлайн-платформах, получают возможность дешевле импортировать товары из других стран-членов ЕАЭС. Это, естественно, нарушает условия честной конкуренции», — объясняет экономист.
Комментируя требования торговцев, Нарек Карапетян замечает, что следует быть очень осторожным, говоря о поддержке бизнеса. Ведь она осуществляется на средства всего общества.
Он добавляет, что занимающемуся торговлей малому бизнесу уже предоставлены уникальные налоговые льготы (налог с оборота – с высоким порогом). А таможенная политика осуществляется на уровне ЕАЭС, где действуют общие правила игры.
«В условиях работы в одинаковом налоговом режиме изменение состава предпринимателей не должно иметь существенного влияния на налоги. Но поскольку у нас разные режимы налогообложения, торговые онлайн-платформы фактически «крадут рынок» у малого и среднего бизнеса, работающих в режиме налога с оборота. Несмотря на это обстоятельство, торговля онлайн может положительно повлиять на налоговые поступления в целом», — говорит Карапетян.
Что касается сохранения небольших магазинов, то, по его мнению, в первую очередь, следует беспокоиться о бизнесе, занимающемся производством. А «удар» по бизнесу, занимающемуся импортом, может даже оказать оздоровительный эффект на экономику.
«Логика торговли меняется, переходит на онлайн-платформы во всех странах»
Анна Мхеян последние три года специализируется на цифровом маркетинге. Работает в армянской сети одного из известных брендов.
Успех Wildberries в Армении считает закономерным, так как форма и содержание торговли изменились во всем мире, особенно после пандемии коронавируса:
«Сейчас очень важны экономия времени, разнообразие представленного ассортимента. Успех этой российской сети тоже в разнообразии предложений, быстрой доставке, гибкости работы. У людей есть выбор, возможность ошибаться и возвращать заказ. В то время, как в других магазинах Армении покупатель не всегда может вернуть некачественный товар или покупку, которая разонравилась, хотя по закону он имеет на это право».
По словам маркетолога, в Армении это прецедент, но за рубежом это общепринятый подход к работе. И чтобы местные торговцы могли выдержать конкуренцию, они должны активизировать и работу онлайн.
«Нужно иметь страницы магазина или бренда в соцсетях, грамотно ими управлять, привлекать новых клиентов различными рекламными трюками. Это основные задачи, но было бы хорошо сотрудничать и с уже сложившимися торговыми онлайн-площадками, например, с тем же Wildberries, если товар полностью или частично производится в Армении», — объясняет специалист по цифровому маркетингу.
Альтернативы изменению подхода к работе нет, поскольку в ближайшее время многие бренды и магазины перейдут на онлайн-продажи, чтобы экономить средства.
«Онлайн-шопинг – это еще и способ экономить время. Современный человек остро ощущает его нехватку, потеря времени для него — недопустимая роскошь», — говорит Анна.
Комментарии