14 мая2014

Кино было и остаётся…




Действительно, из всех искусств кино было и остаётся «для нас важнейшим», поскольку  является самым доступным и действенным по своему влиянию на умы и сердца людей.  В столь бурно и радикально меняющемся мире, этот рабочий тезис, определённый почти 100 лет назад, практически стал постулатом, не требующим особых доказательств и нисколько не утратившем  своего значения.    Видимо, с учётом этой аксиомы, в Узбекистане за  годы Независимости уже трижды  - в 1996, в 2004, и в 2013 годах - были приняты важные решения, касающиеся проблем развития  кинематографа.
 
Хотелось бы остановиться на сегодняшнем состоянии узбекского киноискусства  в свете последних правительственных акций и в организационно-кадровых вопросах, и в финансово-техническом обеспечении, и в определении идейно-нравственных позиций создателей кинолент в свете  требований и пожеланий руководства страны.
 
Как же они реализуются на практике? В определённой степени ответом на эти вопросы стала творческая  конференция по итогам деятельности киностудий в 2013 году. Она состоялась в конце апреля, чему предшествовали публичные просмотры кинопродукции республики.
 
На суд зрителей были представлены 19 художественных фильмов, из которых 10 созданы на частных студиях, 5 мультипликационных и 38 документальных и научно-популярных лент. Это дало основание говорить о первых результатах осуществляемых долгосрочных перемен. Суммируя увиденное, хотелось бы  высказать несколько соображений.
 
Первое: на государственных студиях был сделан упор на создание фильмов, прежде всего, посвящённых актуальной тематике.  Это роль «махалли»  в жизни людей, военно-патриотическое воспитание молодёжи, разоблачение враждебных происков противников существующего режима в нашей республике.
 
Я бы предпочёл не останавливаться на полных характеристиках этих фильмов. Достаточно лишь подчеркнуть, что им, как правило, свойственны прямолинейность в трактовке образов персонажей, нарочитая пафосность и нравоучительность, облегчённое разрешение конфликтных ситуаций.
 
Так, к примеру, в интересной картине Х.Насимова «Одноклассники.ру» герои несколько раз повторяют: «Лучше босыми ногами месить глину у себя в кишлаке, чем в погоне за длинным рублём мыкаться в чужих странах». Будто не едут наши земляки в чуждые страны в поисках
элементарного заработка. И будто нет примеров, когда патриотизм  не мешает чиновникам отправлять своих детей именно за границу -  на учёбу,  на работу. Жизнь гораздо богаче и разнообразнее надуманных штампов, а потому - сложные и тонкие вопросы нужно представлять тоньше и умнее.
 
Но старания руководителей кинопроизводства  создавать актуальные ленты  уже заметны. Убеждён, что количество картин, работающих на идеологию независимого Узбекистана, будет нарастать. Если бы ещё нарастала и правда жизни!
 
Говоря о кинопроцессах,  невозможно не уделить внимания и такому явлению, как создание картин на частных студиях, преследующих, по сути, одну, «но пламенную» коммерческую  цель.
 
С «лёгкой» руки некоторых киноведов коммерческое кино стали подменять термином «параллельное кино». Это в принципе неверно, так как  параллельное кино с самого начала было представлено ультраавангардным, некро-реалистическим и протестным жанрами, то есть подразумевало тематический и эстетический смыслы, но, отнюдь, не финансовое обеспечение.  К тому же, параллелизм подразумевает хоть какое-то равенство государственного и коммерческого кинематографа, но налицо - колоссальная качественная разница кинолент. А ведь на частных студиях в год создаётся в 4-5 раз больше картин, нежели в государственных. Только в прошлом году  было снято 43 коммерческих фильма! Не трудно сделать постой вывод: интересы и вкусы узбекских зрителей в основном формируются именно этой сомнительной продукцией. А это уже страшно! Доверчиво следовать мнению: «количество переходит в качество»  - губительно в рамках эстетического  и нравственного воспитания людей.
 
Боюсь, что, потакая спонсорам, отмывающим деньги, и необразованным режиссёрам и сценаристам, «Узбеккино» занимался самообманом - дескать, ничего, мастерство приходит со временем! Не знаю, когда наступит это «время», а зрителей мы портим уже сейчас, причём массированно и последовательно. Тут уместно было бы вспомнить  историю нашего киноискусства 50 - 70-летней давности - не было тогда сотен «безделушек», на фоне которых взрастали 5-6 шедевров.  Всего – то фильмов  производилось по одному - двум  в год, но каких! Это Ахматова удивлялась: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Из нашего киношного сора вряд ли может вырасти фильм, достойный внимания будущих поколений.
 
И всё-таки мы имеем право рассчитывать не только на фильмы, несущие в себе сугубо прагматические цели, но и на ленты, способные вызывать интерес и в далёком будущем… Благо, примеры тому есть – это «Тахир и Зухра», «Алишер Навои», «Похождения Насреддина», «Об этом говорит вся махалля», «Белые аисты», «Нежность» и некоторые другие. Но они требуют не только высочайшего профессионализма, но и глубинного философского проникновения, творческих открытий. Именно этого как раз не хватает современным узбекским фильмам.
 
Хотя попытки «замахнуться» имеются. Возьмём, к примеру, фильм «Удар» Назима Тулаходжаева, представленный в дни конференции. Прежде всего, заметим, что Тулаходжаев относится к тем деятелям киноискусства, которые всегда вызывают интерес и киноведов, и общественности. И анимационными  лентами, среди которых сразу получил международное признание  «Будет ласковый дождь», и актёрскими работами, и художественными фильмами, - многие становились явлением в нашем кинематографе.
 
Последняя картина создана по сценарию  одарённой Эльмиры Хасановой. К созданию фильма были приглашены известные  деятели искусств - художник Бабур Исмаилов,  композитор Дмитрий Янов-Яновский, ряд талантливых актёров: Бахтиёр Касымов, Райхон Уласенова, Юлдуз Раджабова и другие. И надо признать, что в целом им удалось создать яркую, изобретательно снятую, драматически выразительную картину.
 
К сожалению, философская драма с элементами мелодрамы перемежается острым гротеском, перегруженностью шаржевых сцен, заметным неправдоподобием в поступках героев. Вместо эволюционного раскрытия характера главного персонажа, с самого начала нам предложен  однозначно выбившийся из общей колеи музыкант, якобы, уже не нужный филармонии и своей жене. Даже после «катарсиса»,
испытанного им при попытке самоубийства новой знакомой, он вновь позволяет себе накричать на её сына. Понятной логики нет и в поведении женщины, которая уже видит просвет, но, тем не менее, сознательно идёт на смерть. Данный «эффектный» поворот не воспринимается оправданным.
 
Много нестыковок и нарочитых аллюзий и в других эпизодах картины. Не верится в былую гармоничность семейной пары героев. Заметно увлечение постановщиков гламуром, красивостью антуража и нарядов. Есть «лобовые» решения - в сценах жены с топором,  сожжения сценических костюмов, или прожорливого  толстяка.
 
Но имеются и символические находки - зацепившийся за провода «воздушный змей», нежданно зазвонивший испорченный телефон в руках безумного юноши, блуждающая старуха в поисках нужного адреса.
 
Кажется, что авторы нарочито пытались ими подчеркнуть многозначительность и неординарность своего киноисследования. Жаль! Потому что они способны создавать произведения огромного творческого заряда и обобщающей силы, точно характеризующие извечные болевые точки людей.
 
Таковы некоторые суждения о проблемах развития узбекского кинематографа.
 
Ало Ходжаев,
специально Anhor.uz


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
4881
0
Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Ашраф Гани собирается в Ташкент…

Афганский президент Ашраф Гани снова собирается в Ташкент. Об этом корреспонденту Anhor.uz 21 июня сообщил во время сессии ташкентского Международного пресс–клуба один из высокопоставленных узбекистанских дипломатов. Поскольку визиты Ашрафа Гани – это визиты президента «воюющей страны» и всегда вызывают повышенный интерес, проявили такой интерес и мы.

763

За два шага до катастрофы…

Приаралье – это боль и проблема людей именно Центральной Азии. И именно нам её и решать. А поскольку огромная трансграничная речная система Арала начинается на ледниках Киргизии, то журналисты Узбекистана и этой страны на днях собрались на Иссык-Куле, чтобы посмотреть: какова ситуация сегодня «на самом верху», в начале, в истоках нашей общей речной системы. Что хорошо у нас, а в чем преуспели соседи?

1799

Равны ли женщины и мужчины в Узбекистане

В обществе существуют устойчивые стереотипы, когда женщин рассматривают лишь как домохозяек. И, увы, этот стереотип формируют и поддерживают и СМИ, и отечественная киноиндустрия, и некоторые публичные персоны. Такая атмосфера создаёт реальные сложности не только для полноценного образования девушек...

3474

Испытание на зрелость

Прошедшая неделя прошла под громким обсуждением гибели семнадцатилетнего Джасура Ибрагимова. История не оставила равнодушных. Вслед за официальным сообщением МВД и заявлением руководства колледжа, Глава ЮНИСЕФ в Узбекистане выступил с заявлением, в котором сделал акцент на факте насилия и дискриминации детей в мире, о распространённости травли среди сверстников в виде физических и словесных издевательств. Пожалуй, впервые за много лет, в обществе публично было признано существование проблемы насилия над детьми.

1660

ШОС -2017: конец красивой сказки

Неужели все обещания отцов-основателей об общей могучей экономике – не более чем сладкие грезы для политиков, решивших создать свой собственный, не ориентированный на Запад союз?

5341

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter