14 мая2014

Кино было и остаётся…




Действительно, из всех искусств кино было и остаётся «для нас важнейшим», поскольку  является самым доступным и действенным по своему влиянию на умы и сердца людей.  В столь бурно и радикально меняющемся мире, этот рабочий тезис, определённый почти 100 лет назад, практически стал постулатом, не требующим особых доказательств и нисколько не утратившем  своего значения.    Видимо, с учётом этой аксиомы, в Узбекистане за  годы Независимости уже трижды  - в 1996, в 2004, и в 2013 годах - были приняты важные решения, касающиеся проблем развития  кинематографа.
 
Хотелось бы остановиться на сегодняшнем состоянии узбекского киноискусства  в свете последних правительственных акций и в организационно-кадровых вопросах, и в финансово-техническом обеспечении, и в определении идейно-нравственных позиций создателей кинолент в свете  требований и пожеланий руководства страны.
 
Как же они реализуются на практике? В определённой степени ответом на эти вопросы стала творческая  конференция по итогам деятельности киностудий в 2013 году. Она состоялась в конце апреля, чему предшествовали публичные просмотры кинопродукции республики.
 
На суд зрителей были представлены 19 художественных фильмов, из которых 10 созданы на частных студиях, 5 мультипликационных и 38 документальных и научно-популярных лент. Это дало основание говорить о первых результатах осуществляемых долгосрочных перемен. Суммируя увиденное, хотелось бы  высказать несколько соображений.
 
Первое: на государственных студиях был сделан упор на создание фильмов, прежде всего, посвящённых актуальной тематике.  Это роль «махалли»  в жизни людей, военно-патриотическое воспитание молодёжи, разоблачение враждебных происков противников существующего режима в нашей республике.
 
Я бы предпочёл не останавливаться на полных характеристиках этих фильмов. Достаточно лишь подчеркнуть, что им, как правило, свойственны прямолинейность в трактовке образов персонажей, нарочитая пафосность и нравоучительность, облегчённое разрешение конфликтных ситуаций.
 
Так, к примеру, в интересной картине Х.Насимова «Одноклассники.ру» герои несколько раз повторяют: «Лучше босыми ногами месить глину у себя в кишлаке, чем в погоне за длинным рублём мыкаться в чужих странах». Будто не едут наши земляки в чуждые страны в поисках
элементарного заработка. И будто нет примеров, когда патриотизм  не мешает чиновникам отправлять своих детей именно за границу -  на учёбу,  на работу. Жизнь гораздо богаче и разнообразнее надуманных штампов, а потому - сложные и тонкие вопросы нужно представлять тоньше и умнее.
 
Но старания руководителей кинопроизводства  создавать актуальные ленты  уже заметны. Убеждён, что количество картин, работающих на идеологию независимого Узбекистана, будет нарастать. Если бы ещё нарастала и правда жизни!
 
Говоря о кинопроцессах,  невозможно не уделить внимания и такому явлению, как создание картин на частных студиях, преследующих, по сути, одну, «но пламенную» коммерческую  цель.
 
С «лёгкой» руки некоторых киноведов коммерческое кино стали подменять термином «параллельное кино». Это в принципе неверно, так как  параллельное кино с самого начала было представлено ультраавангардным, некро-реалистическим и протестным жанрами, то есть подразумевало тематический и эстетический смыслы, но, отнюдь, не финансовое обеспечение.  К тому же, параллелизм подразумевает хоть какое-то равенство государственного и коммерческого кинематографа, но налицо - колоссальная качественная разница кинолент. А ведь на частных студиях в год создаётся в 4-5 раз больше картин, нежели в государственных. Только в прошлом году  было снято 43 коммерческих фильма! Не трудно сделать постой вывод: интересы и вкусы узбекских зрителей в основном формируются именно этой сомнительной продукцией. А это уже страшно! Доверчиво следовать мнению: «количество переходит в качество»  - губительно в рамках эстетического  и нравственного воспитания людей.
 
Боюсь, что, потакая спонсорам, отмывающим деньги, и необразованным режиссёрам и сценаристам, «Узбеккино» занимался самообманом - дескать, ничего, мастерство приходит со временем! Не знаю, когда наступит это «время», а зрителей мы портим уже сейчас, причём массированно и последовательно. Тут уместно было бы вспомнить  историю нашего киноискусства 50 - 70-летней давности - не было тогда сотен «безделушек», на фоне которых взрастали 5-6 шедевров.  Всего – то фильмов  производилось по одному - двум  в год, но каких! Это Ахматова удивлялась: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Из нашего киношного сора вряд ли может вырасти фильм, достойный внимания будущих поколений.
 
И всё-таки мы имеем право рассчитывать не только на фильмы, несущие в себе сугубо прагматические цели, но и на ленты, способные вызывать интерес и в далёком будущем… Благо, примеры тому есть – это «Тахир и Зухра», «Алишер Навои», «Похождения Насреддина», «Об этом говорит вся махалля», «Белые аисты», «Нежность» и некоторые другие. Но они требуют не только высочайшего профессионализма, но и глубинного философского проникновения, творческих открытий. Именно этого как раз не хватает современным узбекским фильмам.
 
Хотя попытки «замахнуться» имеются. Возьмём, к примеру, фильм «Удар» Назима Тулаходжаева, представленный в дни конференции. Прежде всего, заметим, что Тулаходжаев относится к тем деятелям киноискусства, которые всегда вызывают интерес и киноведов, и общественности. И анимационными  лентами, среди которых сразу получил международное признание  «Будет ласковый дождь», и актёрскими работами, и художественными фильмами, - многие становились явлением в нашем кинематографе.
 
Последняя картина создана по сценарию  одарённой Эльмиры Хасановой. К созданию фильма были приглашены известные  деятели искусств - художник Бабур Исмаилов,  композитор Дмитрий Янов-Яновский, ряд талантливых актёров: Бахтиёр Касымов, Райхон Уласенова, Юлдуз Раджабова и другие. И надо признать, что в целом им удалось создать яркую, изобретательно снятую, драматически выразительную картину.
 
К сожалению, философская драма с элементами мелодрамы перемежается острым гротеском, перегруженностью шаржевых сцен, заметным неправдоподобием в поступках героев. Вместо эволюционного раскрытия характера главного персонажа, с самого начала нам предложен  однозначно выбившийся из общей колеи музыкант, якобы, уже не нужный филармонии и своей жене. Даже после «катарсиса»,
испытанного им при попытке самоубийства новой знакомой, он вновь позволяет себе накричать на её сына. Понятной логики нет и в поведении женщины, которая уже видит просвет, но, тем не менее, сознательно идёт на смерть. Данный «эффектный» поворот не воспринимается оправданным.
 
Много нестыковок и нарочитых аллюзий и в других эпизодах картины. Не верится в былую гармоничность семейной пары героев. Заметно увлечение постановщиков гламуром, красивостью антуража и нарядов. Есть «лобовые» решения - в сценах жены с топором,  сожжения сценических костюмов, или прожорливого  толстяка.
 
Но имеются и символические находки - зацепившийся за провода «воздушный змей», нежданно зазвонивший испорченный телефон в руках безумного юноши, блуждающая старуха в поисках нужного адреса.
 
Кажется, что авторы нарочито пытались ими подчеркнуть многозначительность и неординарность своего киноисследования. Жаль! Потому что они способны создавать произведения огромного творческого заряда и обобщающей силы, точно характеризующие извечные болевые точки людей.
 
Таковы некоторые суждения о проблемах развития узбекского кинематографа.
 
Ало Ходжаев,
специально Anhor.uz


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
4680
0
Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Сокровища, которыми владеет Город или Битва Титанов в городском кафе

... и появилась идея – показать городу, ЧЕМ он владеет. Какое сокровище у него есть, в стенах этой шкатулки - шахматной школы. Когда-нибудь они прославят нашу страну, и их будут встречать овациями.

443

Чистой воды подражание...

К сожалению, Узбекистан стал страной, где имитация логотипов, упаковок, названий известных и раскрученных брендов стала привычным явлением. При этом некоторые махинаторы неуклюже пытаются прикрыть это явление высокими лозунгами «импортозамещения» и «локализации».

5356

Даст ли результат «диалог с народом» компании GM Uzbekistan?

Компания GM Uzbekistan объявила о решении провести опрос с целью получения рекомендаций потребителей по дальнейшему улучшению качества продукции, повышению уровня обслуживания клиентов и предложений по устранению проблем. Все это смахивает на показуху и формализм, чтобы отчитаться перед руководством страны, мол, провели «диалог с народом», в данном случае – с потребителем.

8915

Кто замолвит о Рустаме Азимове слово...

Узбекистан все дальше уходит от методов административного давления и пытается добиться стабильности цен на рынке продовольствия используя рыночные механизмы. смысл многих посланий Президента настолько же прост, насколько и важен - работать так, чтобы не вызывать недовольства людей, более того – работать так, чтобы люди были довольны властью, доверяли ей.

9075

Россия: для нас - новые возможности…

За год в Узбекистане побывало 16 российских «бизнес-миссий», в которых участвовали представители 113 компаний из 23 регионов России. Если переговоры с большинством из них завершатся успехом, то планы нашей страны создать за год почти миллион рабочих мест можно считать вполне реальными.

884

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter