28 мар2014

Платили, платим и будем платить... Как платить меньше?




1 апреля многие воспринимают как День смеха, однако собственникам жилья в Узбекистане не до смеха. Традиционно в этот день услуги ЖКХ по горячему и холодному водоснабжению дорожают в среднем на 10%. Стоимость  отопления 4-х комнатной квартиры, по текущим тарифам, за год составляет около полумиллиона сум. А это, согласитесь немалая сумма в бюджете средней семьи. Добавить оплату за газ, электричество, телефон, лифт, мусор, а также оплату текущих расходов ТСЖ и сумма становится внушительной.
 
За что платим? «За горячую воду и тепло в квартирах», - скажут коммунальщики и будут правы. «За отопление километров тротуаров и дорог, за утечки в теплотрассах, за пар, утекающий в никуда из плохих заслонок», - скажут наблюдательные граждане и тоже будут правы.
 
В среднем, житель Ташкента, да и любого другого города Узбекистана, где есть централизованное отопление, при всей дороговизне теплоснабжения оплачивает лишь малую часть расходов ЖКХ на содержание магистральных теплотрасс, огромных ТЭЦ и котельных. Остальную пытается компенсировать государство.
 
Доставшаяся нам в наследство модель ЖКХ появилась на свет во времена плановой экономики, когда литр бензина стоил дешевле бутылки воды. Тогда основная часть жилого фонда и ком­мунальная инфраструктура находилась на балансе промышленных предприятий и финансировалась за счет государственного бюджета. Тарифы для населения покрывали не более 5% расходов на содержание ЖКХ, но это устраивало и государство, и граждан.
 
Времена иные, и баррель нефти теперь редко  опускается ниже $100, стоимость солярки догоняет стоимость бензина, подорожали запасные части. Груз расходов ЖКХ старой модели становится все более неподъемным. И, по всей вероятности, наступает пора, когда граждане должны сами взять на себя все расходы, потому что государство сделать это не в состояние.
 
Судя по докладу специалистов Центра экономических исследований (ЦЭИ) обеспечение социальной стабильности  общества, в том числе и за счет ЖКХ, обошлось Узбекистану недешево,  в том смысле, что износ основных фондов составляет 50-70%.
 
В переходный к рыночной экономике период жилищно-коммунальное хозяйство играло роль буфера и, соответственно, финансировалось со стороны правительства. Платежи населения не покрывали даже операционных затрат на функционирование ЖКХ, однако государство не поднимало цен на уровень реальной окупаемости. В итоге, по данным доклада Центра экономических исследований сегодня отрасль пришла к тому, что рентабельность ЖКХ измеряется отрицательными показателями (-19,5%). По сравнению с 1995 годом объем инвестиций в отрасль в пересчете к объему ВВП снизился в четыре раза. Если в 1995 году он составлял 2,1% ВВП, то в 2012 по сопоставимым ценам - всего 0,5%.
 
Государство совместно с рядом международных организаций ищут пути выхода из этой кризисной ситуации. Как альтернатива -  переход к автономным источникам теплоснабжения, когда каждый многоквартирный дом или близко расположенная группа домов будут иметь собственные котельные и ТСЖ будут сами обеспечивать ее работу и оплачивать расходы. В этом случае отпадают расходы на содержание и ремонт магистральных теплотрасс (трубы большого диаметра выросли в цене во много раз), резко сократятся расходы на дорожающее с каждым днем топливо, уменьшаются потери тепла, пара и воды.
 
Объемы жилищного фонда, сетей теплоснабжения, водопровода, водоотведения таковы, что потребуется не один год для перехода на новую систему.
В Ташкенте ежегодно в среднем требуется капитальный ремонт 27 и текущий ремонт 535 отопительных котлов, капитальный ремонт и прокладка 21 км теплотрасс, 12 км трубопроводов для холодной воды и 16,9 км газопроводов, текущий ремонт 453,5 км трубопроводов горячего водоснабжения и 50 км трубопроводов для подачи холодной воды, а также 289,5 км канализационных труб, капитальный ремонт 250 и текущий ремонт 500 трансформаторных пунктов. 
 
Специалисты ЦЭИ подсчитали, что только в секторе водоснабжения и водоотведения на приведение фондов до нормативного состояния необходимо 3-3,3 трлн. сум (около 4% ВВП). Внедрение автономных технологий требует большой организационной перестройки отрасли, нового оборудования, решения вопросов пожарной и экологической безопасности. 
 
Государству с каждым годом становится сложней оплачивать расходы ЖКХ. В переходный период необходимо поддержать централизованную инфраструктуру, которая составляет 20% от общего размера основных фондов страны. Надо признать, что замену всех основных фондов ЖКХ государство просто не потянет. Проблема усугубляется еще и тем, что даже если найти приемлемую модель, то к ней нельзя перейти одномоментно. Поэтому необходима диверсификация источников финансирования ЖКХ, то есть требуются инвесторы, готовые вложить деньги в объекты ЖКХ.
 
В соседней России, которая уже осуществляет переход от централизованной системы отопления к автономной, есть примеры такого успешного перехода. В небольшом городе Орск завод «Орскстанкомех» предложил отказаться от дорогостоящих услуг ТЭЦ и перевести теплоснабжение Орска на новую систему – индивидуальные источники тепла. Предприятие заявило, что готово не только к выпуску теплогенераторов и другого соответствующего оборудования, но планирует взять на себя и сервисное обслуживание мини-котельных. Уже через полмесяца после того, как один из микрорайонов перешел на автономное теплоснабжение, выяснилось, что игра стоит свеч. Жильцы дома чувствуют себя очень комфортно, в квартирах тепло. И что не менее важно - стоимость отопления по новой системе в восемь раз меньше, чем прежде!
 
Ташкент и Орск невозможно сопоставить по объемам жилья и площадям застройки. Однако, имевшие место попытки некоторых жильцов многоквартирных домов в Ташкенте и в других городах отказаться от централизованного и перейти на автономное отопление и горячее водоснабжение показали, что автономные источники теплоснабжения обойдутся во много раз дешевле. Хотя бы потому, что не придется платить за отопление тротуаров и дорог, содержание теплотрасс и аппаратов ЖКХ.
 
При наших масштабах ЖКХ требуется провести гигантский объем технических и строительных работ – начиная от совершенствования водопровода и завершая приведением в порядок запущенных подвалов, канализации, газопроводов и всех других элементов инфраструктуры.
 
Потребуются реформы в управлении и законодательной базе отрасли. Актуальна потребность в управляющем органе, который будет проводить единую государственную техническую полити­ку, создавать нормативно-правовую базу под реформу ЖКХ и ее новой модели. А пока отсутствие такого управления обуславливает широкий круг ведомств, вовлеченных в управление ЖКХ. Это не позволяет обеспечить единый подход к созданию правовой базы, ведет к дублированию полномочий, снижая инвестиционную привлекательность отрасли.
 
В мировой практике коммунальные активы находятся в собственности муниципаль­ных образований. Подобная мера, при правильном подходе, позволяет обеспечить эффективность коммунальных систем при наименьших затратах со стороны го­сударства. Однако это потребует совершенствования правовых взаимоотношений между хокимиятами и ТСЖ, изменения полномочий хокимиятов и механизма их осуществления, создания и усиления местных экономиче­ских, статистических, финансовых, антимонопольных органов.
 
По всей вероятности, придется довести тарифы до экономически обоснованного уровня. Сегодняшний уровень не позволяет поставщикам услуг покрывать рас­ходы на ремонт, инвестировать в модернизацию и обновление активов. Для этого тарифы должны быть выше, с учетом суще­ственного роста амортизационных отчислений. Расчеты на при­мере сектора водоснабжения и водоотведения показывают, что такие тарифы должны быть на 30-50% (!) выше нынешнего уровня. При этом, отмечают экономисты, необходимо предусмотреть компенсационные механизмы для малоо­беспеченных слоев населения с целью минимизации негативных социальных последствий роста тарифов.
 
Что мы еще можем сделать, чтобы тепло и горячая вода были у нас бесперебойно, но при этом мы не платили лишнего? Сегодня отстаивание тарифов в Министерстве финансов осуществляется постав­щиками услуг - естественными монополистами. Участие в этом процессе других сторон не предусмотрено. Правильным шагом стало бы законодательное закрепление публичных слушаний формирования и изменения тарифов с обязательным участием представителей ТСЖ, потенциальных инвесторов, представителей независимых печатных и электронных СМИ. Тогда прозрачность формирования тарифов может стать обычным делом. Если в добавок будут выработаны долгосрочные и понятные принципы формирования тарифов, то  и инвестор, возможно, найдется.

Румия Анварова,
Специально для Anhor.uz


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
5038
1
Юрий Черногаев01 апреля 2014, 21:27

Очень актуально и доказательно. Спасибо! если будете возвращаться к этой теме, расскажите, пож., как формируются тарифы. У нашего 32-квартирного дома на ул. Навои собственная котельная, но тариф - общегородской. То есть, мы платим за все километры городских сетей?

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Кто замолвит о Рустаме Азимове слово...

Узбекистан все дальше уходит от методов административного давления и пытается добиться стабильности цен на рынке продовольствия используя рыночные механизмы. смысл многих посланий Президента настолько же прост, насколько и важен - работать так, чтобы не вызывать недовольства людей, более того – работать так, чтобы люди были довольны властью, доверяли ей.

8150

Россия: для нас - новые возможности…

За год в Узбекистане побывало 16 российских «бизнес-миссий», в которых участвовали представители 113 компаний из 23 регионов России. Если переговоры с большинством из них завершатся успехом, то планы нашей страны создать за год почти миллион рабочих мест можно считать вполне реальными.

714

Медицина Узбекистана нуждается в лечении и реабилитации

Узбекистан следит и обсуждает череду кадровых перемен в Министерстве здравоохранения, которое непосредственно касается каждого и, по праву, считается формирующим настроения людей. И, оно же – одно из самых закрытых ведомств Узбекистана. Очевидно, что Минздрав и, в целом, система здравоохранения далеки от совершенства.

6300

Картошка как повод для экономической дискуссии

Отшумели предвыборные кампании, ЦИК утвердил результаты выборов, осталось провести инаугурацию, но это событие, при всей своей торжественности, несёт всё же формальный характер и не сулит никаких сюрпризов. Как-то не сложилось в этом году с сельхозпродукцией – невиданно высокие цены были на томаты летом, а теперь на «второй хлеб» - картофель. Назрела необходимость глубокого научного изучения собственного рынка и его тенденций.

1982

Избиратель желает ощутимых перемен к лучшему

Граждане, особенно молодые, любят новое и считают, что оно само по себе может изменить жизнь к лучшему. Появление виртуальной приёмной премьер-министра Узбекистанцы восприняли как панацею. Никто как-то не отметил, что само появление подобных приёмных свидетельствует либо о том, что сотрудники различных ведомств работают из рук вон плохо, либо их нормативно-правовая база и регламент работы никуда не годятся.

1278

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter