01 апр2014

«Реклама и мы» или почему продается так много смартфонов




Жил в Ташкенте молодой человек 23 лет с зарплатой в 600 000 сум. Проживал он с дедушкой, чтобы не платить за квартиру, носил самую простую одежду, питался, в основном, кашами. И была в его жизни всего одна радость, на которую он и откладывал все деньги. Радость эта случалась с ним редко, где-то раз в году. Но он готовился к ней все это время, предвкушал, ждал, надеялся, следил за новостями.
И вот, свершалось – отложенных денег, как раз, еле-еле хватало, чтобы пойти и купить новенький смартфон.

Рассмотрим два факта:
Первый факт: уровень заработной платы в Узбекистане в разы меньше, чем в Европе. В Германии средняя зарплата в 2013 году составила 1800 евро после уплаты налогов, средняя зарплата в Москве на сегодня 1300 долларов.

Второй факт: среднее количество смартфонов на душу молодого населения в крупных городах Узбекистана, Европы, России и Америки приблизительно одинаков. Разумеется, визуально, статистикой не располагаю.
И так, что мы имеем – при зарплате в 200 долларов, смартфон, который стоит 600 долларов – стоит три зарплаты. А при зарплате в 1300 долларов он стоит чуть меньше половины зарплаты. Таким образом, смартфон в Москве доступнее в цене, чем та же модель в Узбекистане.

Почему узбекистанцы предпочитают такую дорогую технику? Ответ прост – реклама, маркетинг и наши ценности.

А  теперь предлагаю попробовать изучить этот вопрос более подробно. В каком мире мы жили 30-40 лет назад? В мире, где главной чертой узбекского (и не только) народа можно было назвать высокий уровень веры в единственно возможный путь и покорность авторитету. Все люди вместе шли к единой цели и именно эта цель являлась самой важной в жизни большинства. Люди были готовы жертвовать своим «сегодня» для счастливого «завтра». Такие цели определенным образом формировали и ценности людей: порядок, правильность, уважение, жертвенность ради большой цели. Таким людям массово продать смартфоны можно было в случае государственной пропаганды, что иметь смартфон – единственно правильный выбор. Но, мир стремительно изменился - появилось стремление к лучшим возможностям для себя.

Появилась конкурентная среда, во главу угла начала ставится выгода. Материальное положение приобрело иное значение. Актуальным стало слово «успех» и успешными стали считаться те, кто способен достичь высокого материального уровня. А что является проявлением высокого материального уровня – конечно, вещи. И иметь дорогие вещи стало престижно.

Престижно. Престиж. Какие истоки у этого слова и какое значение оно имеет сейчас?

Слово «престиж» появилось во французском языке и обозначает обаяние, очарование. Во французский язык оно пришло из латыни и образовалось от слова  praestigium , что в переводе означает -  иллюзия, обман чувств. В современном же мире слово «престиж» используется в значении известность кого-либо или чего-либо основанная на высокой оценке и уважении в обществе. Чувствуете некоторый подвох?

С одной стороны высокая оценка и уважение в обществе, а с другой – иллюзия и обман. И покупая смартфон, кого мы, в первую очередь, вводим в заблуждение -  себя или окружающих?

Что такое смартфон, стоимостью в две-три зарплаты в руках современного узбекского человека – зачастую, это статус. Если бы это не было статусом, то все бы покупали старейшие модели смартфонов, которые стоят пол зарплаты. Но если зайти в магазин по продаже смартфонов и посмотреть на то, какие игрушки покупает молодежь, то можно убедиться, что это, в основном, будут новые модели. Как это все происходит? Что толкает их на покупку новых моделей? Перед этим необходимо рассмотреть вопрос о том, как происходит у нас в голове формирование мнения.

Одним из способов формирования мнения  является  многократное повторение.

Формирование мнения, как и обучение - могут происходить другими способами, но нам сейчас интересен именно этот. Если вы слышите одну и ту же идею многократно и она не вызывает у вас явного сопротивления, то можно быть уверенным, что после определенного количества повторений – она станет вам родной. Если вы видите, собранные в один видеоряд   картинки вашей мечты, и встроенные в нее аксессуары (такие как смартфон), то ваш мозг начинает ассоциировать смартфон с картинками вашей мечты и у вас создается иллюзия, что если вы купите смартфон, то ваша жизнь станет такой, о какой вы еще только мечтаете.

Давайте рассмотрим пример.

Молодой мужчина хочет понравится девушке, но ему страшно к ней подойти. И меж тем, он многократно видит на экране телевизора, как герой рекламы покупает смартфон и девушка, заметив смартфон -  начинает улыбаться мужчине и вот они уже вместе делают совместные фотографии на его смартфон. Молодой мужчина, многократно просмотрев такую рекламу, даже, возможно и не догадывается, как его мозг обучили идее - «купи смартфон и она твоя». Но купить смартфон ему уже очень хочется! В его мечту о девушке добавили смартфон, как решение проблемы. И это работает. И реклама это делает с нами.

В этом смысле -  мы – роботы. А реклама -  всего лишь обучающая программа о том, что именно нам необходимо купить.

И уже давно прошли те времена, когда реклама оповещала людей, давала им информацию о тех новых товарах и услугах, которые появились на рынке. Так ли легко слезть с иглы рекламы? Ох, как не легко. Во всяком случае, в ситуации со смартфоном. Беда в том, что его все видят. Практически невозможно скрыть покупку нового смартфона. А в современном мире важны статус, престиж и общественное мнение и страшно их потерять. И в реальности мы платим не за технические возможности самого телефона, а за эти, пресловутые важности.

Давайте заметим, что сам по себе смартфон не является ни статусом, ни престижем. Но рекламные ролики ловко связали одно с другим и теперь у нас четко ассоциируется новенький дорогой смартфон и тем и с другим. И теперь, когда вы пойдете покупать новый смартфон, подумайте о том, за что именно вы платите.
Удачи вам при покупке нового смартфона!

Ульяна Кругосветка,
Специально для Anhor.uz


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
5716
4
Julia Bandyaeva09 апреля 2014, 13:23

Поэтому я рекламу не смотрю...

Ульяна В-Кругосветке23 апреля 2014, 13:50

Поддерживаю!

Severina Seva07 мая 2014, 19:04

Ульяна, почему иммено новый смартфон выбран в качестве примера ? Покупая новый смартфон, человек все-таки получает раширенные возможности, кроме престижа. В случае покупки смартфона, трудно провести грань между оплатой реальных приобретений (новых функций, улучшенного дизайна, повышенной емкости батареи) и переплатой за иллюзию, навязанную рекламой. Телефон за 30 или 300 долларов - это значителная разница для пользователя. Смартофоны действительно улучшаются с каждым годом. Не лучше ли было взять в качестве примера товары, где нет технологических скачков, и любая разница в цене создается благодаря рекламе ? Например, джинсы. За 30 или 300 долларов, они всегда равны по функциям, почти всегда равны по внешнему виду, зачастую равны по качеству.

Ikrom Umarov25 мая 2015, 10:05

Статья правильно написана. Severina Seva многие кто покупают смартфоны используют их не по назначению. Вы сами в своем комментарии написали "улучшенного дизайна, повышенной емкости батареи". Разве это не ради того же престижа? Сравним телефоны Iphone, Samsung и Xiaomi. Первый стоит в районе 1000, второй 600 а третий 200 Долларов США. По дизайну и конфигурациям они не уступают друг другу. А какой бы вы выбрали? При принятии такого решения Вы в первую очередь рассмотрите со стороны престижа а потом только по цене. Хотя Xiaomi Mi4 намного превосходит по емкости, производительности и по прочим параметрам и Iphone 6 и Samsung S6. Полностью поддерживаю автора. Кроме того хочу добавить, что с этими "средствами связи" запад пытается уничтожить нашу культуру и менталитет. И это самая опаснейшая угроза.

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Реплика. Арифметика государственных контрактов

Миллиарды по «меморандумам» – это еще не деньги в нашем обороте. Надо хорошо и ответственно поработать, чтобы эти средства реально двигали нашу экономику. И не делать преждевременно «ура»-заявлений в СМИ – дезориентируют возможных партнеров.

2225

Дом раздора

«Мы понимаем, что вы напуганы, но вы не должны нас бояться. Мы не причиним вам зла, потому что здесь вы находитесь под защитой закона», - это те слова, которые должен слышать каждый, кто находится под следствием, каждый, дело которого рассматривает суд. Нарушение презумпции невиновности - одно из нарушений, которое рождает немало обращений в виртуальную приёмную Президента Узбекистана в отношении правоприменительных органов, судебной системы.

1379

Как сложатся нефтяные пазлы?

И вот тут «по столу рассыпались пазлы»… Нефтяные. Мозаика из них складывается странная… Нефть в Узбекистан будет идти из Западной Сибири.

1310

Беспредел в отдельно взятом ТЧСЖ

В течение 10 лет ни один государственный орган не может навести порядок в в товариществе частных собственников жилья в махалле «Хадра» на массиве Ц 14. Редакция Anhor.uz попыталась разобраться в этой драматической ситуации, которая имеет криминальный оттенок.

5414

Сокровища, которыми владеет Город или Битва Титанов в городском кафе

... и появилась идея – показать городу, ЧЕМ он владеет. Какое сокровище у него есть, в стенах этой шкатулки - шахматной школы. Когда-нибудь они прославят нашу страну, и их будут встречать овациями.

709

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter