01 апр2014

«Реклама и мы» или почему продается так много смартфонов




Жил в Ташкенте молодой человек 23 лет с зарплатой в 600 000 сум. Проживал он с дедушкой, чтобы не платить за квартиру, носил самую простую одежду, питался, в основном, кашами. И была в его жизни всего одна радость, на которую он и откладывал все деньги. Радость эта случалась с ним редко, где-то раз в году. Но он готовился к ней все это время, предвкушал, ждал, надеялся, следил за новостями.
И вот, свершалось – отложенных денег, как раз, еле-еле хватало, чтобы пойти и купить новенький смартфон.

Рассмотрим два факта:
Первый факт: уровень заработной платы в Узбекистане в разы меньше, чем в Европе. В Германии средняя зарплата в 2013 году составила 1800 евро после уплаты налогов, средняя зарплата в Москве на сегодня 1300 долларов.

Второй факт: среднее количество смартфонов на душу молодого населения в крупных городах Узбекистана, Европы, России и Америки приблизительно одинаков. Разумеется, визуально, статистикой не располагаю.
И так, что мы имеем – при зарплате в 200 долларов, смартфон, который стоит 600 долларов – стоит три зарплаты. А при зарплате в 1300 долларов он стоит чуть меньше половины зарплаты. Таким образом, смартфон в Москве доступнее в цене, чем та же модель в Узбекистане.

Почему узбекистанцы предпочитают такую дорогую технику? Ответ прост – реклама, маркетинг и наши ценности.

А  теперь предлагаю попробовать изучить этот вопрос более подробно. В каком мире мы жили 30-40 лет назад? В мире, где главной чертой узбекского (и не только) народа можно было назвать высокий уровень веры в единственно возможный путь и покорность авторитету. Все люди вместе шли к единой цели и именно эта цель являлась самой важной в жизни большинства. Люди были готовы жертвовать своим «сегодня» для счастливого «завтра». Такие цели определенным образом формировали и ценности людей: порядок, правильность, уважение, жертвенность ради большой цели. Таким людям массово продать смартфоны можно было в случае государственной пропаганды, что иметь смартфон – единственно правильный выбор. Но, мир стремительно изменился - появилось стремление к лучшим возможностям для себя.

Появилась конкурентная среда, во главу угла начала ставится выгода. Материальное положение приобрело иное значение. Актуальным стало слово «успех» и успешными стали считаться те, кто способен достичь высокого материального уровня. А что является проявлением высокого материального уровня – конечно, вещи. И иметь дорогие вещи стало престижно.

Престижно. Престиж. Какие истоки у этого слова и какое значение оно имеет сейчас?

Слово «престиж» появилось во французском языке и обозначает обаяние, очарование. Во французский язык оно пришло из латыни и образовалось от слова  praestigium , что в переводе означает -  иллюзия, обман чувств. В современном же мире слово «престиж» используется в значении известность кого-либо или чего-либо основанная на высокой оценке и уважении в обществе. Чувствуете некоторый подвох?

С одной стороны высокая оценка и уважение в обществе, а с другой – иллюзия и обман. И покупая смартфон, кого мы, в первую очередь, вводим в заблуждение -  себя или окружающих?

Что такое смартфон, стоимостью в две-три зарплаты в руках современного узбекского человека – зачастую, это статус. Если бы это не было статусом, то все бы покупали старейшие модели смартфонов, которые стоят пол зарплаты. Но если зайти в магазин по продаже смартфонов и посмотреть на то, какие игрушки покупает молодежь, то можно убедиться, что это, в основном, будут новые модели. Как это все происходит? Что толкает их на покупку новых моделей? Перед этим необходимо рассмотреть вопрос о том, как происходит у нас в голове формирование мнения.

Одним из способов формирования мнения  является  многократное повторение.

Формирование мнения, как и обучение - могут происходить другими способами, но нам сейчас интересен именно этот. Если вы слышите одну и ту же идею многократно и она не вызывает у вас явного сопротивления, то можно быть уверенным, что после определенного количества повторений – она станет вам родной. Если вы видите, собранные в один видеоряд   картинки вашей мечты, и встроенные в нее аксессуары (такие как смартфон), то ваш мозг начинает ассоциировать смартфон с картинками вашей мечты и у вас создается иллюзия, что если вы купите смартфон, то ваша жизнь станет такой, о какой вы еще только мечтаете.

Давайте рассмотрим пример.

Молодой мужчина хочет понравится девушке, но ему страшно к ней подойти. И меж тем, он многократно видит на экране телевизора, как герой рекламы покупает смартфон и девушка, заметив смартфон -  начинает улыбаться мужчине и вот они уже вместе делают совместные фотографии на его смартфон. Молодой мужчина, многократно просмотрев такую рекламу, даже, возможно и не догадывается, как его мозг обучили идее - «купи смартфон и она твоя». Но купить смартфон ему уже очень хочется! В его мечту о девушке добавили смартфон, как решение проблемы. И это работает. И реклама это делает с нами.

В этом смысле -  мы – роботы. А реклама -  всего лишь обучающая программа о том, что именно нам необходимо купить.

И уже давно прошли те времена, когда реклама оповещала людей, давала им информацию о тех новых товарах и услугах, которые появились на рынке. Так ли легко слезть с иглы рекламы? Ох, как не легко. Во всяком случае, в ситуации со смартфоном. Беда в том, что его все видят. Практически невозможно скрыть покупку нового смартфона. А в современном мире важны статус, престиж и общественное мнение и страшно их потерять. И в реальности мы платим не за технические возможности самого телефона, а за эти, пресловутые важности.

Давайте заметим, что сам по себе смартфон не является ни статусом, ни престижем. Но рекламные ролики ловко связали одно с другим и теперь у нас четко ассоциируется новенький дорогой смартфон и тем и с другим. И теперь, когда вы пойдете покупать новый смартфон, подумайте о том, за что именно вы платите.
Удачи вам при покупке нового смартфона!

Ульяна Кругосветка,
Специально для Anhor.uz


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
5850
4
Julia Bandyaeva09 апреля 2014, 13:23

Поэтому я рекламу не смотрю...

Ульяна В-Кругосветке23 апреля 2014, 13:50

Поддерживаю!

Severina Seva07 мая 2014, 19:04

Ульяна, почему иммено новый смартфон выбран в качестве примера ? Покупая новый смартфон, человек все-таки получает раширенные возможности, кроме престижа. В случае покупки смартфона, трудно провести грань между оплатой реальных приобретений (новых функций, улучшенного дизайна, повышенной емкости батареи) и переплатой за иллюзию, навязанную рекламой. Телефон за 30 или 300 долларов - это значителная разница для пользователя. Смартофоны действительно улучшаются с каждым годом. Не лучше ли было взять в качестве примера товары, где нет технологических скачков, и любая разница в цене создается благодаря рекламе ? Например, джинсы. За 30 или 300 долларов, они всегда равны по функциям, почти всегда равны по внешнему виду, зачастую равны по качеству.

Ikrom Umarov25 мая 2015, 10:05

Статья правильно написана. Severina Seva многие кто покупают смартфоны используют их не по назначению. Вы сами в своем комментарии написали "улучшенного дизайна, повышенной емкости батареи". Разве это не ради того же престижа? Сравним телефоны Iphone, Samsung и Xiaomi. Первый стоит в районе 1000, второй 600 а третий 200 Долларов США. По дизайну и конфигурациям они не уступают друг другу. А какой бы вы выбрали? При принятии такого решения Вы в первую очередь рассмотрите со стороны престижа а потом только по цене. Хотя Xiaomi Mi4 намного превосходит по емкости, производительности и по прочим параметрам и Iphone 6 и Samsung S6. Полностью поддерживаю автора. Кроме того хочу добавить, что с этими "средствами связи" запад пытается уничтожить нашу культуру и менталитет. И это самая опаснейшая угроза.

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Ашраф Гани собирается в Ташкент…

Афганский президент Ашраф Гани снова собирается в Ташкент. Об этом корреспонденту Anhor.uz 21 июня сообщил во время сессии ташкентского Международного пресс–клуба один из высокопоставленных узбекистанских дипломатов. Поскольку визиты Ашрафа Гани – это визиты президента «воюющей страны» и всегда вызывают повышенный интерес, проявили такой интерес и мы.

791

За два шага до катастрофы…

Приаралье – это боль и проблема людей именно Центральной Азии. И именно нам её и решать. А поскольку огромная трансграничная речная система Арала начинается на ледниках Киргизии, то журналисты Узбекистана и этой страны на днях собрались на Иссык-Куле, чтобы посмотреть: какова ситуация сегодня «на самом верху», в начале, в истоках нашей общей речной системы. Что хорошо у нас, а в чем преуспели соседи?

1813

Равны ли женщины и мужчины в Узбекистане

В обществе существуют устойчивые стереотипы, когда женщин рассматривают лишь как домохозяек. И, увы, этот стереотип формируют и поддерживают и СМИ, и отечественная киноиндустрия, и некоторые публичные персоны. Такая атмосфера создаёт реальные сложности не только для полноценного образования девушек...

3500

Испытание на зрелость

Прошедшая неделя прошла под громким обсуждением гибели семнадцатилетнего Джасура Ибрагимова. История не оставила равнодушных. Вслед за официальным сообщением МВД и заявлением руководства колледжа, Глава ЮНИСЕФ в Узбекистане выступил с заявлением, в котором сделал акцент на факте насилия и дискриминации детей в мире, о распространённости травли среди сверстников в виде физических и словесных издевательств. Пожалуй, впервые за много лет, в обществе публично было признано существование проблемы насилия над детьми.

1665

ШОС -2017: конец красивой сказки

Неужели все обещания отцов-основателей об общей могучей экономике – не более чем сладкие грезы для политиков, решивших создать свой собственный, не ориентированный на Запад союз?

5351

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter