О большом интервью Касым-Жомарт Токаева

Фото: akorda.kz

3 января 2024 года было опубликовано интервью президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева о внутренней и внешней политике Казахстана. Президент ответил на вопросы о событиях в Кантаре, обсудил текущий состав правительства, выделил ключевые задачи на 2024 год, заявил о своих позициях по вопросам правопорядка и законности в Казахстане. Токаев также высказался о возможном участии в следующих выборах президента и отметил важность этого события. Среди других тем, затронутых в интервью, – отношения с Россией, проблемы в секторе теплоснабжения и ЖКХ и личное отношение президента к Новому году.

Экономист Абдулла Абдукадыров на своей личной странице в Facebook поделился мыслями о важных, не затронутых в интервью вопросах регионального сотрудничества. В настоящее время Абдукадиров является первым заместителем генерального директора Агентства стратегических реформ при Президенте Узбекистана. Все вышесказанное есть мое личное мнение и готов обсудить конкретное содержание актуальных инициатив с казахскими коллегами”, – подчеркнул экономист.

Авторская орфография сохранена. 

“Меня, как гражданина соседней страны, очень интересует вопрос, как Президент Казахстана видит перспективы сотрудничества в регионе, и как он намерен построить отношения со своими визави для преодоления вызовов, которые являются общей угрозой для всех нас. А их немало: проблемы водоснабжения, энергоснабжения, продовольственной безопасности, экстремизма в разных проявлениях, устаревших линий коммуникаций (дороги, железные дороги), приграничных передвижений людей, обеспечения нормальной жизни людей, передвигающихся между двумя странами и т.д. 

К моему великому сожалению, Президент соседней страны эти проблемы не видит или, по крайней мере не считает их достойными упоминания. Можно было бы оговориться, что интервью было в основном посвящено проблеме власти и конституционных реформ в стране. Однако, Президенту были заданы вопросы о закредитованности граждан, роста цен, отсталости ТЭК и коммунального хозяйства. От прямого ответа на эти вопросы Президент ушел, и ограничился пространственным заявлением: “Главный вопрос – оптимальное распределение ресурсов и эффективное планирование”. Экономисты обеих стран согласны во мнении, что многие актуальные вопросы экономического развития стран было бы гораздо проще и быстрее решить, если договориться с соседями по самому широкому кругу вопросов региональной кооперации.

Я сейчас не буду останавливаться на конкретных инициативных проектах, которые Узбекистан и Казахстан не могут согласовать на протяжении многих лет. Но меня не оставляет устойчивое чувство, что президент Казахстана намеренно не делает акцент на региональной кооперации, а полагает, что сотрудничество с РФ и с Китаем является тем необходимым и достаточным условием, которое обеспечит удвоить ВВП к 2029 году. 

На самом деле, экономики Узбекистана и Казахстана являются комплиментарными во многих аспектах, то есть взаимодополняют друг друга. Нам практически не в чем соперничать (если только не придумывать претензии на “лидирующую роль Казахстана в регионе”, как это записано в стратегических документах, одобренных высшими властями Казахстана). Нет ни единого аспекта экономики, где проблема была бы сугубо казахской или сугубо узбекской. Они, как правило, общие. И решать их нам сообща, вместе.

Нет ни единой ценности, идентичности, которая бы так сильно отличало народы этих двух стран. Мы то прекрасно понимаем, что мы есть разные ветви одной народности, разделенные, благодаря линиям, нарисованным на карте всего 100 лет назад, и на которые очень часто слишком неадекватно большой упор делается политическими лидерами, выдвигая какие-то надуманные “национальные интересы”.

Разве идея строить совместные коммуникационные и транспортные линии противоречит национальным интересам обеих стран? Или идея стать ИТ, так же как и транспортным хабом в регионе? И какие такие существуют национальные интересы в Казахстане, которые так сильно отличаются от чаяний народов Узбекистана или противоречат им? 

Неужели непонятно, что идея замкнутости в национальных границах есть тупиковая ветвь развития?! Это есть идея противопоставления себя соседям и другим народам!

Это ведь не первое выступление Президента Казахстана, где он ясно показывает, что идеи региональной кооперации ему симпатичны только в увязке с транспортными коридорами, идущими в обход Узбекистана, из Востока на Запад. Об этом было ясно сказано в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» 1 сентября 2023 года. 

А ведь нам еще необходимо решить вопросы совместного освоения приграничных территорий, строительства железнодорожных путей, сборочных станций между Шымкентской и Ташкентской областями, проблемы повышения эффективности диспетчеризации энергетического кольца, совместного водопользования, целую связку гуманитарных проблем в связи переездами наших граждан.

Главной ценностью для наших граждан на этом развития была бы свобода передвижений (признание пенсий и пособий, дипломов, интеграция платежных систем), а не создание искусственных барьеров под эгидой “контроля миграции”.

Убежден, что союз народов двух наших стран, как это многократно указано в подписанных двусторонних соглашениях о стратегическом партнерстве, является залогом развития обеих сторон.

И только этот союз не предусматривает ущемление суверенитета сторон, поскольку является союзом равных и заинтересованных сторон.

Хотелось бы, чтобы суть подписанных официальных документов была реализована, а не осталась формальной декларацией.

Все вышесказанное есть мое личное мнение и готов обсудить конкретное содержание актуальных инициатив с казахскими коллегами”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.