«Любимому городу Ташкенту»: Дворец Великого князя Николая Константиновича снова станет музеем и откроется для посетителей

Предварительную концепцию реставрации Дворца Великого князя Николая Константиновича (Романова) представил Фонд развития культуры и искусства Узбекистана. Разработкой проекта в течение двух лет совместно с отечественными экспертами занимались специалисты по проектированию музейных экспозиций из немецкой компании «Atelier Brückner GmbH», которая придумала, как будет выглядеть Музей BMW в Мюнхене, Национальный морской музей в Амстердаме, Большой Египетский музей в Гизе.

Перед началом реставрационных работ Фонд развития культуры и искусства собрал во Дворце Романова журналистов и блогеров, чтобы рассказать, какие изменения ждут один из самых красивых архитектурных памятников Ташкента. В пресс-конференции приняли участие заместитель премьер-министра, министр туризма и спорта Узбекистана Азиз Абдухакимов, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова, директор Государственного музея искусств Узбекистана Василя Файзиева, а также историк и краевед Борис Голендер, который курирует историческую часть проекта.

Дворец Великого князя Николая Константиновича ожидает реставрация – с этого сообщения начал экскурсию по зданию Борис Голендер. Творение главного архитектора Туркестанского края Вильгельма Гейнцельмана находится в хорошем состоянии, поэтому в реконструкции не нуждается.

Строительство Дворца шло два года: с 1889 по 1890-й. Первоначально Гейнцельман взял за основу опубликованный в 1875 году проект здания посольства России в Японии, который разработал академик Харламов. Вместе с помощником в лице Великого князя архитектор кардинально изменил облик будущего Дворца. По словам Бориса Голендера, проект не был предусмотрен для жилья и не являлся резиденцией Романова.

— Это музей. Великий князь строил его специально для того, чтобы показать свою коллекцию, которая у него была собрана ещё тогда, когда он не был осуждён и имел большие возможности, — рассказал историк.

Коллекцию по приказу Романова перевезли из Мраморного и Павловского дворцов в Ташкент. Из Челябинской области доставили удивительной красоты чугунную винтовую лестницу, изготовленную по специальному проекту на знаменитой Каслинской мануфактуре. Она сохранилась и ведёт из приёмной комнаты на второй этаж, где располагалась библиотека.

Когда строительство Дворца завершилось, в восточном (правом) крыле Великий князь разместил произведения западноевропейской и русской культуры из своей коллекции, а западную (левую) часть решил посвятить Востоку.

— Великий князь был большим энтузиастом нашей страны, которая тогда называлась Туркестаном. Его интересовало художественное оружие, кальяны, женские украшения (туморы), ковры, сюзане. Чтобы достойно разместить во Дворце восточную коллекцию, он пригласил для оформления западного крыла выдающихся народных мастеров: художников, ганчкоров, — рассказал Борис Голендер.

Один из залов в западной части дворца – с витражом, расписанными от самого пола стенами и потолком – сохранил свою аутентичность. Соседний, оформленный белым ганчем, отреставрировали в 1978-1980  годах – под резьбой появилось зеркало. Эту технологию придумал известный художник-орнаменталист, резчик по ганчу Уста-Ширин Мурадов и применил в оформлении дворца Ситораи Мохи-Хоса. В интерьере ташкентского Дворца её повторили опытнейшие реставраторы мастерской И.Э. Грабаря.

Это историческое обстоятельство учитывается в современной концепции реставрации, как и требования, которые предъявляются к музеям сегодня. По словам исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умеровой, разработанный проект предусматривает возможность доступа во Дворец Романова людей с особенностями физического развития. Так, к цокольному этажу (подвалу), где расположится мультимедийный музей, будет вести лифт. Его бережно интегрируют в помещение как элемент экспозиции, сохранив структуру здания.

Заместитель премьер-министра, министр туризма и спорта Азиз Абдухакимов отметил, что главной целью проекта, который реализуется по инициативе и поручению президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, является сохранение Дворца Великого князя Николая Константиновича и прилегающей к нему парковой зоны.

— Мы осознаем, что самым главным экспонатом остаётся само здание. Фонд развития культуры и искусства, под патронажем которого осуществляется проект реставрации, отечественные и зарубежные эксперты ответственно подошли к подготовке концепции. Здесь не будет перестроек, каких-то изменений в фасаде и интерьерах. Основная задача — возвращение первоначального облика здания и создание выставочного пространства, открытого для публики, — сказал Азиз Абдухакимов.

Борис Голендер рассказал, что при Николае Константиновиче Дворец открывался для посетителей три раза в неделю. В газетах того времени уточняли: вход был свободным «для чистой публики». Это значило, что в грязных сапогах в музей не пускали.

После смерти Великого князя в 1918 году и до 1934-1935 годов Дворец оставался открытым музеем. Главным хранителем коллекции, которую Романов вместе с Дворцом завещал «любимому городу Ташкенту» (завещание сохранилось и находится в Ташкентском архиве), до 1923 года была Надежда Александровна фон Дрейер, супруга Николая Константиновича.

В 1934 году власть решила сделать из художественного музея Романова Дворец пионеров, и все картины с прочими музейными предметами вывезли. В новом статусе здание просуществовало до 1978 года, а потом превратилось в Музей антиквариата и ювелирного искусства. В 1992 году во Дворце Великого князя разместился Дом приёмов Министерства иностранных дел Узбекистана.

Новый проект реставрации принесёт с собой новый юридический статус – Дворец станет филиалом Государственного музея искусств Узбекистана, в котором всё это время хранилась практически полная коллекция Великого князя, включая мраморную скульптуру Атланта. По словам Бориса Голендера, работа предположительно выдающегося итальянского скульптора Антонио Канова располагалась за оградой (лицом ко входу) на том самом месте, где сегодня находится фонтан.

— Около 500 экспонатов вернутся во Дворец на постоянной основе. Более 120 единиц живописи и графики, 75 скульптур, 20 предметов мебели, множество произведений декоративно-прикладного искусства. В личные покои вернут кровать резного дерева с инкрустацией из слоновой кости китайской работы, — сказала Гаянэ Умерова.

Проект предусматривает возвращение библиотеки. Новые функции появятся у флигеля – он одновременно будет служебным и общественным местом. В нём расположатся билетная касса и кафе с уникальным деревянным потолком, который предстоит восстановить.

Участники пресс-конференции отметили, что билетно-пропускная система будет касаться посещения самого музея. Вход в парковую зону сделают свободным. И это не единственное изменение. Территория вокруг Дворца, согласно реставрационным планам, станет зеленее за счёт новых деревьев и кустарников. Вернутся к жизни фонтаны; восстановят пандус, по которому во времена Великого князя гости верхом или на коляске подъезжали к центральному входу (он находился на уровне второго этажа) и практически сразу попадали в приёмную комнату. А вот ограда вокруг Дворца, которую по желанию Романова и на его деньги построили только в 1916 году, исчезнет.

На реставрационные работы отводят примерно три года. Точных сроков на пресс-конференции не озвучили. Как отметил заместитель премьер-министра Азиз Абдухакимов, «лучше сделать качественно, чем торопиться к определённой дате».

Реализация проекта реставрации Дворца Романова будет осуществляться под руководством заместителя председателя Совета Фонда развития культуры и искусства Саиды Мирзиёевой.

Виктория Абдурахимова

Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.